Научная статья
doi: https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.3.006
Музыка в романе Трумена Капоте «Другие голоса, другие комнаты»
Автор
Наталья Борисовна Красикова
Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, Санкт-Петербург, Россия
matveevanb2009@rambler.ru, https://orcid.org/0009-0008-2667-5416
Аннотация
Статья посвящена роману американского писателя Трумена Капоте «Другие голоса, другие комнаты» (1948), в котором содержится множество музыкальных отсылок. Каждый герой имеет свой «голос», охарактеризован каким-либо музыкальным инструментом или пением. Музыкальность проявляется в описании места действия романа, свое звучание приобретает старый особняк, заброшенный сад, природа американского Юга. Насыщенность музыкальными образами сочетается с поэтикой готического романа, с его вниманием к таинственному и призрачному. Музыка с ее способностью выражать быстрые и прихотливые смены настроений становится в романе проводником в мир детства — в сферу ярко переживаемого, но часто невысказанного. Писатель прибегает к таким проявлениям музыкальности, которые воплощаются на уровне формы романа. В статье рассматриваются примеры столкновения сцен, контрастирующих именно звуковым оформлением. Обращает на себя внимание работа со сквозными музыкальными мотивами, то есть отсылками, которые проявляются в романе неоднократно, подвергаются развитию, сталкиваются и «контрапунктируют» друг другу. Особенно интересно в этом отношении появление мотива приглашения белого ребенка в церковь «цветных» и совместное слушание молитвенного пения. Мотив становится сквозным в контексте всего творчества писателя и даже в целом для американской литературы ХХ в. Капоте воплощает связи музыки и слова на разных уровнях художественного языка. Музыка расширяет ассоциативное поле романа, становится выразителем эмоционального подтекста повествования.
Ключевые слова: Трумен Капоте, музыкальная метафора в литературе, синтез искусств, музыка и слово, литература американского Юга, готический роман, сквозной мотив
Для цитирования: Красикова Н. Б. Музыка в романе Трумена Капоте «Другие голоса, другие комнаты» // Opera musicologica. 2024. Т. 16. № 3. С. 104–123. https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.3.006
Статья поступила в редакцию: 03.12.2023; одобрена после рецензирования: 09.01.2024; принята к публикации: 15.05.2024; опубликована: 10.09.2024.
Список источников
[1] Кэпот 1971 — Кэпот Т. Голоса травы / [перевод с англ. С. Митиной]. Москва: Художественная литература, 1971. 204 с.
[2] Капоте 2016 — Капоте Т. Другие голоса, другие комнаты / [пер. с англ. В. Голышева, К. Тверьянович]. Санкт-Петербург: Азбука, Азбука-Аттикус, 2016. 288 с.
[3] Капоте 2017 — Капоте Т. Призраки в солнечном свете: Портреты и наблюдения / [перевод с англ. О. Алякринского, А. Андриевской, А. Баркова]. Санкт-Петербург: Азбука, Азбука-Аттикус, 2017. 640 с.
Original article
Music in Truman Capote’s Novel “Other Voices, Other Rooms”
Author
Natalia B. Krasikova
Saint-Petersburg University of Humanities and Social Sciences, Saint Petersburg, Russia
matveevanb2009@rambler.ru, https://orcid.org/0009-0008-2667-5416
Abstract
The article is devoted to the novel by the American writer Truman Capote “Other Voices, Other Rooms,” which contains many musical references. Each character has his own “voice”, characterized by a musical instrument or singing. Musicality is manifested in the description of the setting of the novel; an old mansion, an abandoned garden, and the nature of the American South have their own sound. The richness of musical images is combined with the poetics of the Gothic novel, with its attention to the mysterious and ghostly. Music, with its ability to express quick and whimsical changes in mood, becomes in the novel a guide to the world of childhood — to the world of what is vividly experienced, but often not expressed in words. The writer also resorts to such manifestations of musical ity that are embodied at the level of the form of the novel. The article examines examples of the collision of scenes that contrast with each other precisely in sound design. Noteworthy is the work with cross-cutting musical motifs, that is, musical references that appear repeat edly in the novel, undergo development, collide and “counterpoint” with each other. Par ticularly interesting in this regard is the appearance of a cross-cutting motif in the context of the writer’s entire work and even in American literature of the twentieth century in gene ral, which becomes the motive of inviting a white child to a “colored” church and listening to prayer singing together. Music expands the associative field of the novel and becomes an exponent of the emotional subtext of the story. Capote embodies the connections between music and words at different levels of artistic language.
Keywords: Truman Capote, musical metaphor in literature, synthesis of arts, music and words, literature of the American South
For citation: Krasikova, Natalia B. Music in Truman Capote’s Novel “Other Voices, Other Rooms”. Opera musicologica. 2024. Vol. 16, no. 3. Р. 104–123. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.3.006
The article was submitted: 03.12.2023; approved after reviewing: 09.01.2024; accepted for publication: 15.05.2024; published: 10.09.2024.
References
[1] Capote, Truman Garcia (1971). Golosa travy [The Grass Harp], translation from English by Sulamif Mitina. Moscow: Khudozhestvennaya literatura, 204 р. (in Russian).
[2] Capote, Truman Garcia (2016). Drugie golosa, drugie komnaty [Other Voices, Other Rooms], translators from English Victor Golyshev, K. Tveryanovich. St. Petersburg: Azbuka, Azbuka-Attikus, 288 р. (in Russian).
[3] Capote, Truman Garcia (2017). Prizraki v solnechnom svete: Portrety i nablyudeniya [Portraits and Observations: The Essays of Truman Capote], translation from English O. Alyakrinsky, A. Andrievskaya, A. Barkov. St. Petersburg: Azbuka, Azbuka-Attikus, 640 р. (in Russian).