Научная музыкальная библиотека

Редкие издания НМБ

 

Группа библиотеки ВКонтакте                                           Сайт библиотеки                         Сайт библиотеки (старая версия)                                         

 

Библиотека Санкт-Петербургской государственной консерватории ведет свою историю с момента создания в 1862 году Русским музыкальным обществом по инициативе А. Г. Рубинштейна первого в России образовательного музыкального заведения – Санкт-Петербургской консерватории. В масштабных планах А. Г. Рубинштейна предусматривалось и создание библиотеки. В 1862 году он писал своему сподвижнику В. А. Кологривову: «Я бы хотел и библиотеку, которой в мире еще не бывало, и дом с залами, и то, и другое, и третье...».
Основу библиотеки консерватории составили фонды Русского музыкального общества. В фондах библиотеки хранятся автографы сочинений зарубежных и русских музыкантов и музыкально-общественных деятелей: Моцарта, Бетховена, Вьетана, Доницетти, Вагнера, Глинки, Бородина, Балакирева, Рубинштейна, Чайковского, Мусоргского, Римского-Корсакова, Глазунова, Беляева, Прокофьева, Шостаковича и др., а также рукописные певческие богослужебные сборники XVI–XIX веков, западноевропейские издания XV–XVIII веков, издания с дарственными надписями, раритеты и ценные экземпляры из личных библиотек разных лиц, письма, иконографические материалы и другие документы.
Среди дарителей библиотеки — А. Г. Рубинштейн, Августейшая покровительница РМО Великая княгиня Елена Павловна, граф М. Ю. Виельгорский, герцог Г. Г. Мекленбург-Стрелицкий, барон П. Ф. Остен-Сакен, Л. И. Шестакова, В. В. и Д. В. Стасовы и многие другие. Основой книжного собрания библиотеки консерватории стала богатейшая коллекция западноевропейских изданий по музыке и смежным дисциплинам, принадлежавшая музыканту, директору консерватории в 1871–1876 годах М. П. Азанчевскому.
Сотрудники библиотеки смогли сберечь фонды в трудные времена российской истории ― и после революции 1917 года, благодаря содействию директора консерватории А. К. Глазунова, и во время Великой Отечественной войны, когда в 1941 году часть фондов была эвакуирована вместе с консерваторией в Ташкент (Узбекистан), а часть осталась в осажденном Ленинграде.
Фонды библиотеки постоянно пополняются и в настоящее время, в том числе за счет даров профессоров консерватории. Здесь хранятся личная библиотека А. Л. Баренбойма, отдельные издания и раритеты из библиотек А. В. Оссовского, З. П. Лодий, М. С. Друскина, Е. А. Ручьевской, Л. Г. Данько, Т. С. Бершадской, Л. Г. Ковнацкой, Н. М. Эйсмонт и др. Автографы своих сочинений лично передавали библиотеке композиторы Б. И. Тищенко, С. М. Слонимский, Н. А. Мартынов и др. К фондам Научной музыкальной библиотеки в разное время обращались многие отечественные и зарубежные ученые.

Сегодня Научная музыкальная библиотека является членом следующих профессиональных российских и международных объединений:
• Международная ассоциация пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий
• Российская библиотечная ассоциация
• Консорциум сетевых библиотек (Национальная электронная библиотека)
• Петербургское библиотечное общество
• Международное общество музыкальных библиотек, архивов и центров документации (International Association of Music Libraries, Archives and Documentation Centre, IAML). 

В 2021 году фонд библиотеки насчитывает более 600 тысяч единиц хранения. В составе фонда ― ноты, отечественные и зарубежные книги и журналы, в числе которых редкие издания, рукописи, а также диссертации, фотографии, программы, буклеты, афиши.
Объем электронного каталога превысил 200 тысяч названий. Ведется работа над созданием каталога трудов педагогов и сотрудников консерватории, отдельных баз данных на основе аналитической росписи источников.
Особое внимание уделяется предоставлению доступа читателей к полнотекстовым БД, как собственной генерации, так и внешним электронно-библиотечным системам. Совместно с Президентской библиотекой имени Б. Н. Ельцина осуществляется проект по ретроспективной оцифровке малотиражной газеты консерватории «Музыкальные кадры».