Научная статья
doi: https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.3.001
«Марш Черномора» М. Глинки в балетмейстерской разработке М. Фокина:
о работе хореографа с партитурой
Автор
Данила Вадимович Любимов
Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой, Санкт-Петербург, Россия
lyubimov.dania@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-9103-1563
Аннотация
При возобновлении оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила» на сцене Петроградского (Мариинского) театра 27 ноября 1917 г. Михаил Фокин осуществил постановку танцев. Работая над спектаклем, он создал балетмейстерскую разработку «Марша Черномора», которая в настоящее время хранится в архиве Фокина в Санкт Петербургской государственной Театральной библиотеке. Статья посвящена рассмотрению этой раритетной рукописи. В ходе анализа документа автор приходит к выводу, что хореограф тщательно изучил партитуру «Марша» и выстроил танцевальную композицию в соответствии с музыкой Глинки. Статья содержит иллюстративные материалы.
Благодарности: Автор статьи благодарит сотрудников Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеки в лице ее директора — Анастасии Григорьевны Гай — за помощь в работе с архивными источниками фонда Михаила Фокина и возможность их публикации.
Ключевые слова: М. И. Глинка, М. М. Фокин, партитура, опера «Руслан и Людмила», «Марш Черномора», балет, танцевальная сцена, балетмейстерская разработка, экспликация
Для цитирования: Любимов Д. В. «Марш Черномора» М. Глинки в балетмейстерской разработке М. Фокина: о работе хореографа с партитурой // Opera musicologica. 2024. Т. 16. № 3. С. 8–27. https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.3.001
Статья поступила в редакцию: 08.04.2024; одобрена после рецензирования: 09.05.2024; принята к публикации: 20.06.2024; опубликована: 10.09.2024.
Список источников
[1] Безуглая 2021 — Безуглая Г. А. Музыка балета в контексте музыкальной деятельности хореографов: (конец XVI — первая треть XX вв.): дис. ... док. искусствоведения: 17.00.02 / Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова, 2021. 442 с.
[2] Боглачева 2009 — Боглачева И. А. Михаил Фокин глазами сына // Страницы истории балета: новые исследования и материалы / Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова, Кафедра режиссуры балета; ред.-сост. Н. Л. Дунаева. Санкт-Петербург: Балтийские сезоны, 2009. С. 119–130.
[3] Глинка 2024 — Глинка М. И. Записки / под редакцией А. Н. Римского-Корсакова. Москва: Издательство Юрайт, 2024. 271 с. (Антология мысли).
[4] Добровольская 2004 — Добровольская Г. Н. Михаил Фокин: Русский период. Санкт-Петербург: Гиперион, 2004. 496 с.
[5] Кириллина 2015 — Кириллина Л. В. Традиции Люлли и русская опера // Музыкальная наука в XXI веке: пути и поиски: Материалы Международной научной конференции 14–17 октября 2014 года / РАМ им. Гнесиных. Москва: Пробел – 2000, 2015. С. 203–221.
[6] Красовская 2010 — Красовская В. М. История русского балета. 3-е изд., стер. Санкт-Петербург: Планета Музыки; Лань, 2010. 288 с. (Мир культуры, истории и философии).
[7] Лопухов 1925 — Лопухов Ф. В. Пути балетмейстера / рис. П. Гончарова. Берлин: Петрополис, 1925. 173 с.
[8] Лопухов 1972 — Лопухов Ф. В. Хореографические откровенности / вступ. статья Г. Н. Добровольской. Москва: Искусство, 1972. 215 с.
[9] Портнова 2013 — Портнова Т. В. Творческая личность М. Фокина в культурном контексте конца XIX — начала XX в. // Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2013. № 3. С. 99–109.
[10] Фокин 1981 — Фокин М. М. Против течения. 2-е изд., доп. и испр. / ред. Г. Н. Добровольская. Ленинград: Искусство, 1981. 510 с.
Original article
M. Glinka’s “Chernomor’s March” Choreographed by M. Fokine:
The Choreographer's Work with the Score
Author
Danila V. Lyubimov
Vaganova Ballet Academy, Saint Petersburg, Russia
lyubimov.dania@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-9103-1563
Abstract
At the resumption of M. I. Glinka’s opera “Ruslan and Ludmila” on the stage of the Petrograd (Mariinsky) Theater on November 27, 1917, Michel Fokine staged danc es. While working on the play, Fokine created a choreographic development of the “March of Chernomor”. It is currently kept in the Fokine Archive at the Saint-Petersburg State Theat re Library. The article is devoted to the consideration of this rare manuscript. During the analysis of this document, the author comes to the conclusion that the choreographer care fully studied the score of the “March” and built a dance composition in accordance with Glinka’s music. The article contains illustrative materials.
Acknowledgments: The author of the article thanks the staff of the Saint-Petersburg State Theatre Library in the person of its director, Anastasia Grigoryevna Guy, for their help in working with the archival sources of the Michel Fokine Foundation and the opportunity to publish them.
Keywords: M. I. Glinka, Michel Fokine, score, opera “Ruslan and Ludmila”, “March of Chernomor”, ballet, dance stage, choreographer’s development, explication
For citation: Lyubimov, Danila V. M. Glinka’s “Chernomor’s March” Choreographed by M. Fo kine: The Choreographer's Work with the Score. Opera musicologica. 2024. Vol. 16, no. 3. Р. 8–27. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.3.001
The article was submitted: 08.04.2024; approved after reviewing: 09.05.2024; accepted for publication: 20.06.2024; published: 10.09.2024.
References
[1] Bezuglaya, Galina A. (2021). Muzyka baleta v kontekste muzykal’noy deyatel’nosti khoreografov: (konets XVI — pervaya tret’ XX vv.) [Ballet music in the context of the musical activity of choreographers: (late XVI — first third of XX centuries)]: Dr. Sci. (Arts) dissertation: 17.00.02, Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory, 442 р. (in Russian, unpublished).
[2] Boglacheva, Irina A. (2009). “Mikhail Fokin glazami syna” [“Michel Fokine through the eyes of his son”]. In Stranitsy istorii baleta: novye issledovaniya i materialy [Pages of ballet history: new research and materials], Department of Ballet Directing; editor-compiler Nataliya L. Dunayeva]. Petersburg: Baltiyskie sezony, pp. 119–130 (in Russian).
[3] Glinka, Mikhail I. (2024). Zapiski [Notes], edited by Andrey N. Rimsky-Korsakov. Moscow: Izdatel’stvo Yurayt, 271 р. (Antologiya mysli [Anthology of Thoughts]) (in Russian).
[4] Dobrovolskaya, Galina N. (2004). Michael Fokine: Russkiy period [Michael Fokine: The Russian period]. St. Petersburg: Giperion, 496 p. (in Russian).
[5] Kirillina, Larissa V. (2015). “Traditsii Lully i russkaya opera” [“Traditions of Lully and Russian opera”]. In Muzykal’naya nauka v XXI veke: puti i poiski [Music science in the XXI century: ways and searches]: Materials of the International Scientific Conference on October 14–17. Moscow: Probel – 2000, pp. 203–221 (in Russian).
[6] Krasovskaya, Vera M. (2010). Istoriya russkogo baleta [The history of Russian ballet]. St. Petersburg: Planeta Muzyki; Lan’, 288 p. (Mir kul’tury, istorii i filosofii [World of culture, history and philosophy]) (in Russian).
[7] Lopoukhov, Fedor V. (1925). Puti baletmeystera [The ways of the choreographer]. Berlin: Petropolis. 173 p. (in Russian).
[8] Lopoukhov, Fedor V. (1972). Khoreograficheskie otkrovennosti [Choreographic revelations]. Moscow: Iskusstvo, 215 p. (in Russian).
[9] Portnova, Tatyana V. (2013). “Tvorcheskaya lichnost’ M. Fokina v kul’turnom kontekste kontsa XIX — nachala XX v.” [“M. Fokine in the cultural context of late 19th — early 20th century”]. In Teatr. Zhivopis’. Kino. Muzyka [Theatre. Fine Arts. Cinema. Music], 2013, no. 3, pp. 99–109 (in Russian).
[10] Fokine, Michel M. (1981). Protiv techeniya [Memoirs of a ballet master]. Leningrad: Iskusstvo. 510 p. (in Russian).