Исполнительская деятельность Елены Гилельс (к 75-летию со дня рождения)

Научная статья

doi: https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.1.008

Исполнительская деятельность Елены Гилельс (к 75-летию со дня рождения)

Скачать pdf  .

Автор: Олег Павлович Бадалов

Фонд содействия сохранению творческого наследия Эмиля Гилельса, Москва, Россия
oleg_badalov@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-2706-1458

Аннотация

В статье воссоздана творческая биография заслуженной артистки РФ Елены Эмильевны Гилельс (1948–1996). Материалом исследования послужили периодические источники, данные архива семьи пианистки, воспоминания современников, неизвестные до настоящего времени в России зарубежные рецензии на ее концерты. Анализ документов позволил выявить три периода исполнительской деятельности пианистки: первый (1966–70) — репрезентация на советской и мировой сценах, второй (1971–90) — время наивысших творческих свершений в сольном и камерном исполнительстве, третий (1991–96) — завершающий. Изучение аудиозаписей Е. Гилельс каждого из периодов позволило охарактеризовать особенности исполнительского стиля. Творческая деятельность Елены Гилельс как пианистки-солистки, участницы камерных ансамблей рассматривается автором как комплексный феномен, развивавшийся в социокультурном контексте своего времени. Делается вывод о том, что, получив образование у ярчайших представителей Московской и Ленинградской фортепианных школ, находясь в сфере творческого притяжения своего отца — выдающегося пианиста, признанного во всем мире, Е. Гилельс внесла весомый вклад в развитие фортепианной культуры, выступая в СССР и постсоветской России, а также достойно представляя русскую фортепианную школу в многочисленных зарубежных турне.

Ключевые слова: Елена Гилельс, репертуар, исполнительство, фортепианный дуэт, гастрольная деятельность, московская фортепианная школа

Для цитирования: Бадалов О. П. Исполнительская деятельность Елены Гилельс (к 75-летию со дня рождения // Opera musicologica. 2024. Том 16. № 1. С. 150–168. https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.1.008

Статья поступила в редакцию: 09.11.2023; одобрена после рецензирования: 09.12.2023; принята к публикации: 15.01.2024; опубликована: 25.03.2024.

Список источников

[1] Аничкин 1969 — Аничкин О. Фестиваль советских музыкантов // Советская культура. 1969. 18 марта. C. 1.

[2] Бадалов 2022 — Бадалов О. П. Елена Гилельс: творческий портрет пианистки // Диалоги о культуре и искусстве : материалы XI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Пермь, 12–14 октября 2022 г.) / Пермский государственный институт культуры; ред. кол. : Н. И. Тюленева и др. Пермь : ПГИК, 2022. С. 1198–1202.

[3] Гаук 2009 — Гаук П. А. Москва — Вена — Москва, или Хроника маменькиного сынка: автобиографический роман. Москва : Классика – ХХІ, 2009. 760 с.

[4] Горностаева 1991 — Горностаева В. Любит ли музыку директор филармонии // Два часа после концерта. Москва : Советский композитор, 1991. С. 187–190.

[5] Паверман 1999 — Паверман М. Войти в музыкальный мир: Воспоминания дирижера / лит. запись и сост. В. М. Павермана. Екатеринбург : Изд-во Уральского университета, 1999. 208 c.

[6] Самойло 1968 — Самойло К. Аплодирует Злата Прага // Вечерняя Москва. 1968. 13 января. № 11 (13441). С. 3.

[7] Biemans 1993 — Biemans H. Virtuoos pianorecital Elena Gilels // Bennekoms Nieuwsblad. 1993. 5 Oktober. P. 23.

[8] Davis 1977 — Davis P. Elena Gilels in New York Debut as Pianist // The New York Times. 1977. 24 January. P. 19.

[9] Henahan 1969 — Henahan D. Elena Gilels, 19, Plays Tchaikovsky // The New York Times. 1969. 17 February. P. 28.

[10] Olivier 1994 — Olivier. Kuniko Nagata et Elena Guilels rendent hommage à Tchaikowsky // La Semaine d’Anvers. 1994. 18 mars. Р. 12.

Original article

Elena Gilels’ Performing Activities (To the 75th Anniversary)

Author: Oleg P. Badalov

Emil Gilels Foundation, Moscow, Russia
oleg_badalov@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-2706-1458

Abstract 

The article recreates the artistic biography of a representative of the Gilels musical dynasty, Honored Artist of the Russian Federation Elena Emilievna Gilels, and gives an analysis of her performing activities. The research material includes periodical sources, archival materials from the pianist’s family, memoirs of contemporaries, and foreign reviews of E. Gilels’ concerts, unknown in Russia until now. The analysis of the sources made it possible to identify three periods of the pianist’s performing activity: the first (1966-1970) – the pianist’s representation on the Soviet and world stages, the second (1971-1990) – the time of the highest creative achievements in solo and chamber performance, and the third (1991-1996) – the final stage. The study of audio recordings of E. Gilels from each of the three periods of creative activity allowed the authors to identify the features of the pianist’s performing style. The creative activity of E. Gilels as a solo pianist, member of chamber ensembles, and an active figure in world of piano performance is considered by the author as a complex phenomenon, which developed in the sociocultural context of the time. The author concludes that having been educated by the brightest representatives of the Moscow and Leningrad piano schools, being in the sphere of creative attraction of her father, one of the outstanding pianists in the world, E. Gilels made a significant contribution to the development of piano culture, performing in the USSR and post-Soviet Russia, and also worthily representing the Russian Piano Tradition on numerous foreign tours.

Keywords: Elena Gilels, repertoire, performance, piano duet, touring activity, Moscow Piano School

For citation: : Badalov, Oleg P. Elena Gilels’ Performing Activities (To the 75th Anniversary). Opera musicologica. 2024. Vol. 16, no. 1. Р. 156–168. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.1.008

The article was submitted: 09.11.2023; approved after reviewing: 09.12.2023; accepted for publication: 15.01.2024; published: 25.03.2024.

References

[1] Anichkin, Oleg (1969). “Festival’ sovetskikh muzykantov” [“Festival of Soviet Musicians”]. In Sovetskaya kul’tura. 1969, 18th of March. No. 33 (4003), р. 1 (in Russian).

[2] Badalov, Oleg P. (2022). “Elena Gilels: tvorcheskiy portret pianistki” [“Elena Gilels: creative portrait of a pianist”]. In Dialogi o kul’ture i iskusstve [Dialogues about the culture and the art]: Materials of the 11th All-Russian scientific and practical conference with international participation (Perm, October 12–14, 2022), Perm State Institute of Culture; editorial board of N. I. Tyulenev and others. Perm: PGIK, рр. 1198–1202 (in Russian).

[3] Gauk, Pavel A. (2009). Moskva — Vena — Moskva, ili Khronika mamen’kinogo synka [Moscow — Vienna — Moscow, or Chronicle of a Mama’s Boy]: an autobiographical novel. Moscow: Klassika – XXІ, 760 р. (in Russian).

[4] Gornostaeva, Vera V. (1991). “Lyubit li muzyku direktor filarmonii” [“Does the director of the Philharmonic like music”. In Dva chasa posle koncerta [Two hours after the concert]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, рр. 187–190 (in Russian).

[5] Paverman, Mark I. (1999). Voyti v muzykal’nyy mir: Vospominaniya dirizhera [Enter to the Musical World: Conductor’s Memoirs], literary recording and compilation by Valery M. Paverman. Ekaterinburg: Izdatel’stvo Ural’skogo universiteta, 208 p. (in Russian).

[6] Samoylo, Konstantin (1968). “Aplodiruet Zlata Praga” [“Zlata Prague applauds”]. In Vechernyaya Moskva. 1968. 13th of January. No. 11 (13441), р. 3 (in Russian).

[7] Biemans, Hans. (1993). "Virtuoos pianorecital Elena Gilels". In Bennekoms Nieuwsblad. 1993. 5 Oktober. P. 23.

[8] Davis, Peter G. (1977). "Elena Gilels in New York Debut as Pianist". In The New York Times. 1977. 24 January. P. 19.

[9] Henahan, Donal. (1969). Elena Gilels, 19, Plays Tchaikovsky. In The New York Times. 1969. 17 February. P. 28.

[10] Olivier. (1994). "Kuniko Nagata et Elena Guilels rendent hommage à Tchaikowsky". In La Semaine d’Anvers. 1994. 18 mars. Р. 12.