Научная статья
doi: https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.4.007
Учебная фуга Сергея Танеева на баховскую тему
Автор
Мария Львовна Монич
Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова, Санкт-Петербург, Россия mari.pronina.74@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-1898-8697
Аннотация
Статья посвящена одной из неопубликованных учебных фуг С. И. Танеева — на тему фуги D-dur из II тома «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха (BWV 874), — хранящейся вместе с другими учебными работами начинающего музыканта в архиве Государственного мемориального музея-заповедника П. И. Чайковского в Клину. Здесь приведены полная расшифровка фуги и ее анализ, а также про комментированы правки, внесенные в нотный текст Н. А. Губертом, что позволяет расширить и уточнить представления о становлении Танеева-композитора, педагога и ученого. Обсуждение его первой написанной целиком фуги поднимает многие, притом весьма различные, вопросы — о формировании отечественной системы профессионального музыкального образования; о методике преподавания контрапункта и фуги; о глубинной связи музыкального материала и возникающей на его основе композиции; о проблемах стиля и техники. При всей несхожести двух фуг — баховской и танеевской — в них оказываются воплощены сходные музыкальные идеи, и лежат они в области применения сложного контрапункта.
Ключевые слова: Сергей Иванович Танеев, Иоганн Себастьян Бах, Николай Альбертович Губерт, учебная фуга, теория фуги, теория контрапункта
Для цитирования: Монич М. Л. Учебная фуга Сергея Танеева на баховскую тему // Opera musicologica 2024. Т. 16. № 4. С. 130–159. https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.4.007
Статья поступила в редакцию: 06.06.2024; одобрена после рецензирования: 17.06.2024; принята к публикации: 14.10.2024; опубликована: 12.11.2024.
Список источников
[1] Браудо 1961 — Браудо И. А. Артикуляция (О произношении мелодии). Ленинград: Музгиз, 1961. 198 с.
[2] Бусслер 1909 — [Бусслер Л.] Строгий стиль. Учебник простого и сложного контрапункта, имитации, фуги и канона в церковных ладах / пер. с нем. С. И. Танеева. 2-е изд. Москва: П. Юргенсон, 1909. 191 с.
[3] Бусслер 1917 — [Бусслер Л.] Свободный стиль. Учебник контрапункта и фуги в свободном стиле, изложенный в 33 задачах... / пер. с нем. Н. Д. Кашкина. 2-е изд. Москва: П. Юргенсон, 1917. 159 с.
[4] Маркс 1872 — Маркс А. Б. Всеобщий учебник музыки: Руководство для учителей и учащихся по всем отраслям муз. образования: Пер. с 8-го нем. изд. / под ред. [и с предисл.] А. С. Фаминцына. Санкт-Петербург: А. Иогансон, 1872. 426 с.
[5] Милка 2016 — Милка А. П. Полифония: учебник для музыкальных вузов. / науч. ред. К. Южак. Санкт-Петербург: Композитор, 2016. Часть II. 248 с.
[6] Монич 2015 — Монич М. Л. Первоначальное построение как закодированное со общение // Opera musicologica. 2015. № 3 (25). С. 26‒36.
[7] Монич 2023 — Монич М. Л. Спор о stretto в фуге Баха // Университетский научный журнал. 2023. № 75. С. 171–178.
[8] Пустыльник 1975 — Пустыльник И. Я. Практическое руководство к написанию канона / Ленинградская ордена Ленина гос. консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова; Кафедра теории музыки. Ленинград: Музгиз, 1975. 80 с. (В помощь педагогу-музыканту).
[9] Рихтер 1873 — Рихтер Э. Ф. Учебник фуги. Руководство к сочинению фуги и подготовительным упражнениям в подражаниях и каноне / пер. со 2-го нем. издания А. Фаминцына. Санкт-Петербург: А. Битнер, 1873. 201 с.
[10] Танеев 1952 — Танеев С. И. Несколько писем С. И. Танеева по музыкально-теоретическим вопросам. // Материалы и документы / [подгот. акад. Б. В. Асафьевым]; Акад. наук СССР; Ин-т истории искусств. Москва: Изд-во Акад. наук СССР, 1952. Т. 1. C. 219–249.
[11] Танеев 1959 — Танеев С. И. Подвижной контрапункт строгого письма / под ред. проф. С. С. Богатырёва. Москва: Музгиз, 1959. 383 с.
[12] Танеев 1967 — Танеев С. И. Разбор начальных номеров h-moll’ной мессы Баха // Из научно-педагогического наследия: Неопубликованные материалы. Воспоминания учеников. Москва: Музыка, 1967. С. 17–38.
[13] Чайковский 1997 — Чайковский М. И. Жизнь Петра Ильича Чайковского: по документам, хранившимся в архиве в Клину: в 3 х томах. Москва: Алгоритм, 1997. Т. 1. 511 с.
Original article
Sergei Taneyev’s Student Fugue on a Theme by Bach
Author
Maria L. Monich
Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory, Saint Petersburg, Russia
mari.pronina.74@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-1898-8697
Abstract
This article is dedicated to one of the unpublished student fugues by Ser gei I. Taneyev — based on the theme of the D major fugue from Book II of J. S. Bach’s The Well-Tempered Clavier (BWV 874) — which is preserved along with other early works from the young musician in the archive of the Pyotr I. Tchaikovsky State Memorial Museum-Re serve in Klin. The complete transcription of the fugue and its analysis are presented here, along with commentary on the revisions made to the musical text by Nikolai A. Hubert. This allows us to expand and clarify our understanding of the formative period in Taneyev’s de velopment as a composer, teacher, and scholar. T he discussion of his first fully composed fugue raises many and quite different questions: about the formation of the Russian system of professional music education, about the meth odology of teaching counterpoint and fugue, about the deep connection between musical material and the composition that emerges from it, as well as issues of style and technique. In spite of all the differences between the two fugues — Bach’s and Taneyev’s — they em body similar musical ideas, particularly in their application of double counterpoint.
Keywords: Sergei I. Taneyev, Johann Sebastian Bach, Nikolai A. Hubert, student fugue, theory of fugue, theory of counterpoint
For citation: Monich, Maria I. Sergei Taneyev’s Student Fugue on a Theme by Bach. Opera musicologica. 2024. Vol. 16, no. 4. Р. 130–159. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.4.007
The article was submitted: 06.06.2024; approved after reviewing: 17.06.2024; accepted for publication: 14.10.2024; published: 12.11.2024.
Referens
[1] Braudo, Isay A. (1961). Artikulyatsiya (O proiznoshenii melodii) [Articulation (About the Pronunciation of the Melody)]. Leningrad: Muzgiz, 198 p. (in Russian).
[2] Bussler, Ludwig (1909). Strogiy stil’. Uchebnik prostogo i slozhnogo kontrapunkta, imita tsii, fugi i kanona v tserkovnykh ladakh [A Textbook of Simple and Complex Counterpoint, Imitation, Fugue, and Canon in Church Modes], translation from German by Sergey I. Taneev. 2nd edition. Moscow: P. Yurgenson, 191 p. (in Russian).
[3] Bussler, Ludwig (1917). Svobodnyy stil’. Uchebnik kontrapunkta i fugi v svobodnom stile, izlozhennyy v 33 zadachakh… [Free Style: A Textbook of Counterpoint and Fugue in Free Style, Presented in 33 Exercises…], translation from German by Nikolay D. Kashkin. 2nd edition. Moscow: P. Yurgenson, 159 p. (in Russian).
[4] Marx, Adolf Bernhard (1872). Vseobshchiy uchebnik muzyki: Rukovodstvo dlya uchiteley i uchashchikhsya po vsem otraslyam muz. obrazovaniya [Universal Music Textbook: A Guide for Teachers and Students in All Branches of Music Education], translated from the 8th German edition, edited [and with a preface] by Aleksandr S. Famintsyn. St. Petersburg: A. Iogansen, 426 p. (in Russian).
[5] Milka, Anatoliy P. (2016). Polifoniya: uchebnik dlya muzykal’nykh vuzov [Polyphony: A Textbook for Music Universities], scientific editor Kyra I. Yuzhak. St. Petersburg: Kompozitor. Part II. 248 p. (in Russian).
[6] Monich, Mariya L. (2015). “Pervonachal’noe postroenie kak zakodirovannoe soobsh chenie” [“Initial Structure as a Coded Message”]. In Opera musicologica. 2015, no. 3, pp. 26–36 (in Russian).
[7] Monich, Mariya L. (2023). “Spor o stretto v fuge Bacha” [“The Debate on Stretto in Bach's Fugue”]. In Universitetskiy nauchnyy zhurnal [University scientific journal]. 2023, no. 75, pp. 171–178 (in Russian).
[8] Pustyl’nik, Iosif Ya. (1975). Prakticheskoe rukovodstvo k napisaniyu kanona [A Practical Guide to Writing a Canon]. Leningrad: Muzgiz, 80 p. (in Russian). (V pomoshch’ pedagogu-muzykantu [To help the music teacher]).
[9] Richter, Ernst Friedrich Eduard (1873). Uchebnik fugi. Rukovodstvo k sochineniyu fugi i podgotovitel’nym uprazhneniyam v podrazhaniyakh i kanone [The Fugue Textbook: A Guide to Fugue Composition and Preparatory Exercises in Imitation and Canon], translated from the 2nd German edition by Aleksandr S. Famintsyn. St. Petersburg: A. Büttner. 201 p. (in Russian).
[10] Taneev, Sergei I. (1952). “Neskol’ko pisem S. I. Taneeva po muzykal’no-teoreticheskim voprosam” [“Several Letters from S. I. Taneyev on Musical-Theoretical Issues”]. In Materialy i dokumenty [Materials and documents], prepared by an academician Boris V. Asafуev. Moscow: Izdatel’stvo Akademii nauk SSSR. Vol. I, pp. 219–249 (in Russian).
[11] Taneev, Sergey I. (1959). Podvizhnoy kontrapunkt strogogo pis’ma [Movable Counter point in Strict Writing], edited by Professor Semyon S. Bogatyrev. Moscow: Muzgiz, 383 p. (in Russian).
[12] Taneev, Sergey I. (1967). “Razbor nachal’nykh nomerov h-moll’noy messy Bakha” [“Analysis of the Opening Numbers of Bach's B Minor Mass”]. In Iz nauchno-pedagogicheskogo naslediya: Neopublikovannye materialy. Vospominaniya uchenikov [From the Scientific and Pedagogical Heritage: Unpublished Materials. Memories of Students]. Moscow: Muzyka, pp. 17–38 (in Russian).
[13] Tchaikovsky, Modest I. (1997). Zhizn’ Petra Il’icha Tchaikovskogo: po dokumentam, khranivshimsya v arkhive v Klinu [The Life of Pyotr Ilyich Tchaikovsky: According to Docu ments Stored in the Archive in Klin]: in 3 Volumes. Moscow: Algoritm. Vol. 1, 1511 p. (in Russian).