Технология построения двухголосных канонических секвенций в интермедиях фуг «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха

Научная статья

doi: https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.4.009

Технология построения двухголосных канонических секвенций в интермедиях фуг
«Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха

Скачать pdf  .

Автор

Марина Евгеньевна Гирфанова

Казанская государственная консерватория имени Н. Г. Жиганова, Казань, Россия
grfn@inbox.ru, https://orcid.org/0000-0003-4411-407X

Аннотация

В интермедиях фуг двух томов «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха содержится порядка 76 двухголосных канонических секвенций; они могут повторяться в фуге с теми или иными системными изменениями. В статье прослеживаются истоки технологии создания двухголосных канонических секвенций — в той ее части, которая задокументирована в музыкально-теоретических источниках, — и раскрываются особенности метода Баха в контексте развития данной технологии. Аутентичные техники сочинения тематических и контрапунктических бесконечных канонов и канонических секвенций в условиях 2–4-голосия, описываемые в музыкально-теоретических трактатах второй половины XVI — первой половины XVIII в., не изучены в отечественном музыкознании. Вопрос специально исследуется в публикациях немецкого музыковеда Фолкера Фрёбе, изложенный в них материал учтен в предлагаемой статье. Автор реконструирует процесс создания двухголосной канонической секвенции у Баха. Вводится понятие каркас, под которым понимается лежащая в основе канонической секвенции последовательность определенных гармонических интервалов, возвращающаяся на другой высоте, с равномерным чередованием интервалов. Устанавливаются наиболее употребительные в «Хорошо темперирован ном клавире» каркасы. Выявляется такая особенность технологии Баха, как использование в канонических секвенциях по большей части мелодического материала из эле ментов фуги: темы, противосложения, кодетты, уже прозвучавшей интермедии. Эта техника определяется в статье как «вставка в каркас». Указывается на возможность предвидения канонической секвенции в элементах фуги.

Ключевые слова: И. С. Бах, «Хорошо темперированный клавир», фуга, канон, каноническая секвенция, интермедия, музыка эпохи барокко

Для цитирования: Гирфанова М. Е. Технология построения двухголосных канонических секвенций в интермедиях фуг «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха // Opera musicologica. 2024. Т. 16. № 4. С. 190–207. https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.4.009

Статья поступила в редакцию: 30.07.2024; одобрена после рецензирования: 19.08.2024; принята к публикации: 14.10.2024; опубликована: 12.11.2024.

Список источников

[1] Гирфанова 2023 — Гирфанова М. Е. Двухголосная каноническая секвенция в интермедиях фуг «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха: Учебное пособие по курсу «Полифония» / Казанская государственная консерватория имени Н. Г. Жиганова. Казань: Казанская государственная консерватория, 2023. 64 с.

[2] Милка 2016 — Милка А. П. Полифония: Учебник для музыкальных вузов: [в 2 ч.] / науч. ред. К. Южак; Санкт-Петербургская консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова. Ч. 1: Строгое письмо. Санкт-Петербург: Композитор • Санкт-Петербург, 2016. 336 с.

[3] Cerreto 1601 — Cerreto, Scipione. Della prattica musica vocale, et strumentale. Napoli: Giovanni Giacomo Carlino, 1601. 336 р.

[4] Froebe 2008 — Froebe, Folker. “Ein einfacher und geordneter Fortgang der Töne, dem verschiedene Fugen, Themen und Passagen zu entlocken sind”. Der Begriff der “phantasia simplex” bei Mauritius Vogt und seine Bedeutung für die Fugentechnik um 1700 // Zeitschrift der Gesellschaft für Musiktheorie, 5/2–3. Hildesheim u. a.: Olms, 2008. S. 195–247.

[5] Lusitano 1553 — Lusitano, Vicente. Introdutione facilissima, et novissima, di Canto Fermo, Figurato, Contraponto semplice et in concerto. Rome: Antonio Blado, 1553 [senza impaginazione].

[6] Scaletta 1626 — Scaletta, Orazio. Scala di musica. Venetia: Alessandro Vincenti, 1626. 26 р.

[7] Vogt 1719 — Vogt, Mauritius [Johann Georg]. Conclave thesauri magnae artis musicae. Prague: Vetero-Pragae in Magno Collegio Carolino, Typis Georgij Labaun, 1719. 229 p.

Статья поступила в редакцию: 30.07.2024; одобрена после рецензирования: 19.08.2024; принята к публикации: 14.10.2024; опубликована: 12.11.2024.

Original article

The Technique of Constructing Two-Voice Canonical Sequences
in the Fugue Episodes of J. S. Bach’s “The Well-Tempered Clavier”

Author

Marina Ye. Girfanova

Zhiganov Kazan State Conservatory, Kazan, Russia
grfn@inbox.ru, https://orcid.org/0000-0003-4411-407X

Abstract 

The fugue episodes of the two volumes of Johann Sebastian Bach’s The Well Tempered Clavier contain some 76 two-voice canonical sequences that can be repeated in the fugue through various systematic modifications. The article traces the origins of the technique of composing two-voice canonical sequences — in the part of it documented in music-theoretical sources — and reveals the peculiarities of Bach’s method in the context of the development of this technique. Authentic techniques of composing thematic and counterpoint infinite canons and canonical sequences employing 2–4 voices, as described in music-theoretical treatises of the second half of the 16th — first half of the 18th century, have not yet been studied in Russian musicology. This question is specifically examined in the publications of the German musicologist Volker Fröbe, and the material presented in them is taken into account in the proposed article. The author reconstructs Bach’s process of creating a two-voice canonical sequence. The notion of a framework is introduced, understood as the underlying sequence of certain harmonic intervals in the canonical sequences, returning at a different pitch, with a uniform alternation of intervals. The most commonly used frameworks in The Well-Tempered Clavier are identified. A feature of Bach’s technique is revealed, such as the use in canonical sequences of melodic material derived largely from the elements of a fugue: the theme, the contraposition, the codetta and a previously played episode. This technique is defined in the article as frame insertion. The possibility of anticipating the canonical sequences in the elements of the fugue is pointed out.

Keywords: Johann Sebastian Bach, “The Well-Tempered Clavier”, fugue, canon, canonic sequence, Baroque music

For citation: Girfanova, Marina Ye. The Technique of Constructing Two-Voice Canonical Sequences in the Fugue Episodes of J. S. Bach’s “The Well-Tempered Clavier”. Opera musicologica. 2024. Vol. 16, no. 4. Р. 190–207. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.4.009

T he article was submitted: 30.07.2024; approved after reviewing: 19.08.2024; accepted for publication: 14.10.2024; published: 12.11.2024.

References

[1] Girfanova, Marina Ye. (2023). Dvukhgolosnaya kanonicheskaya sekventsiya v intermediyakh fug “Khorosho temperirovannogo klavira” J. S. Bach’a: Uchebnoe posobie po kursu “Polifoniya” [Two-part canonic sequence in the episodes of the fugues of the Well-Tempered Clavier by J. S. Bach: Study guide for the course “Polyphony”], Kazan State Conservatory. Kazan: Zhiganov Kazan State Conservatoire, 64 p. (in Russian).

[2] Milka, Anatoly P. (2016). Polifoniya. Uchebnik dlya muzykal’nykh vuzov [Polyphony. Text book for Music academies]: in 2 parts, scientific ed. by Kyra I. Yuzhak; Saint-Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory. Pt. 1. Strogoye pis’mo [Strict Style]. St. Peters burg: Kompozitor • Sankt-Peterburg, 336 p. (in Russian).

[3] Cerreto, Scipione (1601). Della prattica musica vocale, et strumentale. Napoli: Giovanni Giacomo Carlino, 336 р.

[4] Froebe, Folker (2008). “Ein einfacher und geordneter Fortgang der Töne, dem verschie dene Fugen, Themen und Passagen zu entlocken sind”. Der Begriff der “phantasia simplex” bei Mauritius Vogt und seine Bedeutung für die Fugentechnik um 1700. In Zeitschrift der Gesellschaft für Musiktheorie, 5/2–3. Hildesheim u. a.: Olms, S. 195–247.

[5] Lusitano, Vicente (1553). Introdutione facilissima, et novissima, di Canto Fermo, Figurato, Contraponto semplice et in concerto. Rome: Antonio Blado, [without pagination].

[6] Scaletta, Orazio (1626). Scala di musica. Venetia: Alessandro Vincenti, 26 р.

[7] Vogt, Mauritius [Johann Georg] (1719). Conclave thesauri magnae artis musicae. Prague: Vetero-Pragae in Magno Collegio Carolino, Typis Georgij Labaun, 229 p.