Школа Н.А. Римского-Корсакова: курс специальной теории в учебных работах А. К. Глазунова

Научная статья

doi: https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.4.008

Школа Н.А. Римского-Корсакова:
курс специальной теории в учебных работах А. К. Глазунова

Скачать pdf  .

Автор

Алла Ирменовна Янкус

Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова, Санкт-Петербург, Россия alla_jankus@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-3157-1194

Аннотация

Материалом для настоящей статьи явились неопубликованные нотные рукописи — учебные работы А. К. Глазунова, которые хранятся в фонде 187 Отдела рукописей Российской национальной библиотеки и в Научной музыкальной библиотеке Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского Корсакова. Их основной корпус появился в период обучения Глазунова у Н. А. Римского-Корсакова (декабрь 1879 — весна 1881 г.). Автографы Глазунова предстают отражением системы обучения Римского-Корсакова, ставшего впоследствии главой петербургской композиторской школы. Комплект учебных рукописей, с одной стороны, содержит упражнения, типичные для консерваторского курса специальной теории, с другой — демонстрирует стремительный профессиональный рост Глазунова-композитора (вместо традиционных трех лет освоения гармонии, контрапункта и фуги обучение длилось немногим более трех семестров). Изучение рукописных материалов Глазунова было направлено на решение таких задач, как определение круга материалов, относящихся к учебным работам по разным предметам, выявление методических принципов и специфики выполняемых заданий, наконец, уточнение датировки некоторых автографов.

Благодарности. Автор выражает признательность сотрудникам Отдела рукописей Российской национальной библиотеки: доктору искусствоведения, ведущему научному сотруднику Н. В. Рамазановой и ведущему библиотекарю Отдела рукописей М. Г. Ивановой, а также Л. А. Миллер — заведующей Научно-исследовательским отделом рукописей Научной библиотеки СПбГК имени Н. А. Римского-Корсакова.

Ключевые слова: Александр Константинович Глазунов, Николай Андреевич Римский Корсаков, учебные работы, гармония, контрапункт, имитация, канон, фуга, обучение композиторов

Для цитирования: Янкус А. И. Школа Н.А. Римского-Корсакова: курс специальной теории в учебных работах А. К. Глазунова // Opera musicologica 2024. Т. 16. № 4. С. 160–189. https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.4.008

Статья поступила в редакцию: 29.05.2024; одобрена после рецензирования: 15.08.2024; принята к публикации: 14.10.2024; опубликована: 12.11.2024.

Список источников

[1] Беляев 1922 — Беляев В. М. Александр Константинович Глазунов: Материалы к его биографии. Петроград: Гос. филармония, 1922. Т. 1. Жизнь. Ч. 1. 148 с.

[2] Биркенгоф, Вильскер, Вульфиус, Фрейндлинг 1964 — Инструкции или положения по Петербургской консерватории для руководства учебной и хозяйствен ной жизнью // Из истории ленинградской консерватории. Материалы и документы. 1862–1917 / сост.: А. Л. Биркенгоф, С. М. Вильскер, П. А. Вульфиус, Г. Р. Фрейндлинг. Ленинград: Музыка, 1964. С. 15–40.

[3] Бусслер 1885 — [Бусслер Л.] Строгий стиль: учебник простого и сложного контрапункта, имитации, фуги и канона в церковных ладах. Cочинение Людвига Бусслера / перевод с немецкого С. И. Танеева. Москва: П. Юргенсон, 1885. 191 с.

[4] Ганина 1961 — Ганина М. А. Александр Константинович Глазунов. Жизнь и творчество. Ленинград: Государственное музыкальное издательство, 1961. 390 с.

[5] Гервер 2022 — Гервер Л. Л. Танеевские уроки контрапункта в нотных тетрадях Сергея Васильевича Евсеева // Научный вестник Московской консерватории. 2022. Том 13. Выпуск 4 (декабрь). С. 768–797. https://doi.org/10.26176/mosconsv.2022.51.4.05

[6] Глазунов 1958 — Глазунов А. К. Воспоминания об Н. А. Римском-Корсакове // Глазунов А. К. Письма, статьи, воспоминания. Избранное / сост., вступительная статья и примечания М. А. Ганиной. Москва: Государственное музыкальное издательство, 1958. С. 439–451.

[7] Двоскина 2024 — Двоскина Е. М. П. И. Чайковский — преподаватель элементарной теории музыки. Курс Чайковского в конспектах Танеева // Научный вестник Московской консерватории. Том 15. Выпуск 3 (сентябрь 2024). С. 462–481. https://doi.org/10.26176/mosconsv.2024.58.3.06

[8] Ляпунова 1955 — Ляпунова А. С. Рукописное наследие А. К. Глазунова: Обзор // Сборник Государственной Публичной библиотеки имени М. Е. Салтыкова Щедрина. Ленинград: [Б. и.], 1955. Вып. 3. С. 103–121.

[9] Маркс 1872 — Маркс А. Б. Всеобщий учебник музыки. Руководство для учителей и учащихся по всем отраслям музыкального образования / Перевод с 8-го издания, ред. А. С. Фаминцын. Санкт-Петербург: издание А. Иогансена, 1872. 426 с.

[10] Михайлов 1959 — Михайлов М. К. Н. А. Римский-Корсаков — воспитатель композиторов // Н. А. Римский-Корсаков и музыкальное образование: Статьи и материалы. Ленинград: Государственное музыкальное издательство, 1959. С. 13–45.

[11] Полоцкая 2009 — Полоцкая Е. Е. П. И. Чайковский и становление композиторского образования в России: дис. … доктора искусствоведения: 17.00.02 / РАМ им. Гнесиных. Москва, 2009. 435 с.

[12] Римский-Корсаков 1909 — Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни. 1844–1906 / ред. Н. Н. Римской-Корсаковой. Санкт-Петербург: тип. Глазунова, 1909. 368 с., V с.

[13] Римский-Корсаков 1963 a — Римский-Корсаков Н. А. Проект преобразования программы теории музыки и практического сочинения в консерваториях // Римский-Корсаков Н. А. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка. Москва: Государственное музыкальное издательство, 1963. Том 2. С. 212–218.

[14] Римский-Корсаков 1963 b — Римский-Корсаков Н. А. Теория и практика [и] Обязательная теория музыки в русской консерватории // Римский-Корсаков Н. А. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка. Москва: Государственное музыкальное издательство, 1963. Том 2. С. 188–212.

[15] Римский-Корсаков 1963 c — Римский-Корсаков Н. А. Теория композиции // Римский-Корсаков Н. А. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка. Москва: Государственное музыкальное издательство, 1963. Том 2. С. 172–174.

[16] Рихтер 1873 — [Рихтер Э. Ф.] Учебник фуги: Руководство к сочинению фуги и к подготовительным упражнениям в подражаниях и каноне: Составил для Лейпцигской музыкальной консерватории Эрнст Фридрих Рихтер, капельмейстер при Лейпцигском университете / пер. с нем. [и предисл.] А. Фаминцын. Санкт-Петербург: А. Битнер, 1873. 202 с.

[17] Тюлин 1959 — Тюлин Ю. Н. Об историческом значении учебника гармонии Н. А. Римского-Корсакова // Н. А. Римский-Корсаков и музыкальное образование: Статьи и материалы. Ленинград: Государственное музыкальное издательство, 1959. С. 81–93.

[18] Фатыхова 2004 — Фатыхова Э. А. Нотные рукописи А. К. Глазунова: Опыт текстологического исследования: автореф. дис. … канд. искусствоведения: 17.00.02 / Санкт-Петербургская гос. консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова. Санкт-Петербург: [б. и.], 2004. 22 с.

[19] Фатыхова 2008 — Фатыхова-Окунева Э. А. Н. А. Римский-Корсаков — преподаватель теории музыки (По ученическим тетрадям А. К. Глазунова) // Римский-Корсаков. Сборник статей. Санкт-Петербург: Композитор • Санкт-Петербург, 2008. С. 170–192. (Петербургский музыкальный архив. Вып. 7).

[20] Штейнберг 1959 — Воспоминания М. О. Штейнберга / подг. к печати Н. Б. Никольская // Н. А. Римский-Корсаков и музыкальное образование: Статьи и материалы. Ленинград: Государственное музыкальное издательство, 1959. С. 196–209.

[21] Янкус 2022 — Янкус А. И. Учебные фуги А. К. Глазунова в отделе рукописей Российской национальной библиотеки // Музыкальный журнал Европейского Севера. 2022. № 4 (32). С. 91–106. https://doi.org/10.61908/2413-0486.2022.32.4.91-106

[22] Янкус 2023 — Янкус А. И. Рецепция «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха в рукописи А. К. Глазунова (РНБ. Ф. 187. № 642) // Университетский научный журнал. 2023. № 77. С. 87–92. https://doi.org/10.25807/22225064_2023_77_87 (https://www.elibrary.ru/download/elibrary_58908053_70056435.pdf)

[23] Bussler 1877 — [Bussler L.] Der strenge Satz in der musikalischen Kompositionslehre in zweiundfünfzig Aufgaben mit zahlreichen, ausschliesslich in den Text gedruck ten Muster-, Uebungs- und Erläuterungs-Beispielen, sowie Anführungen aus den Meisterwerken der Tonkunst für den Unterricht an öffentlichen Lehranstalten, den Privat und Selbst-Unterricht systematisch-metodisch dargestellt von Ludwig Buss ler. Berlin: Carl Habel, 1877. 223 S.

Original article

The School of Nikolai A. Rimsky-Korsakov:
Special Theory Course in the Student Works of Alexander K. Glazunov

Author

Alla I. Yankus

Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory, Saint Petersburg, Russia
alla_jankus@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-3157-1194

Abstract 

The material for this article consists of unpublished manuscripts — student works of A. K. Glazunov preserved in the Collection No. 187 of the Manuscripts Department of the Russian National Library and in the Scientific Music Library of the Saint Petersburg Rim sky-Korsakov State Conservatory. They were mainly written during Glazunov’s studies with N. A. Rimsky-Korsakov (December 1879 — spring 1881). Glazunov’s autographs reflect the educational system of Rimsky-Korsakov, who later became the head of the Saint Petersburg School of Composition. Glazunov’s collection of student manuscripts contains exercises typi cal of the conservatoire curriculum in special theory. At the same time, it illustrates the rapid professional development of the young composer. Unlike the conventional three-year period for mastering harmony, counterpoint and fugue, Glazunov’s training lasted just over three semesters. It seems that the completion of these tasks constituted an exceptional professional training, guided by Rimsky-Korsakov’s mentorship. 

Acknowledgments: The author is grateful for the assistance of the staff of the Manuscript Department of the Russian National Library: Dr. Habil. in Art History, Senior Researcher Natalia V. Ramazanova and Senior Librarian of the Manuscript Department Maria G. Ivanova, and Larissa A. Miller, Head of the Research Department of Manuscripts of the Scientific Library of the Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory.

Keywords: Alexander K. Glazunov, Nikolai A. Rimsky-Korsakov, educational works, harmony, counterpoint, imitation, canon, fugue, composers education

For citation: Yankus, Alla I. The School of Nikolai A. Rimsky-Korsakov: Special Theory (Theo ry, Harmony, Composition) in the Student Works of Alexander K. Glazunov. Opera musicologica. 2024. Vol. 16, no. 4. Р. 160–189. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.4.008

The article was submitted: 29.05.2024; approved after reviewing: 15.08.2024; accepted for publication: 14.10.2024; published: 12.11.2024.

References

[1] Belyaev, Victor M. (1922). Aleksandr Konstantinovich Glazunov: Materialy k ego biografii [Alexander Konstantinovich Glazunov: Materials for his biography]. Vol. 1: Zhizn’ [Life] Part. 1. Petrograd: Gos. filarmoniya, 148 p. (in Russian).

[2] Birkengof, Anna L.; Vil’sker, Sofia M.; Vul’fius, Pavel A. & Freyndling, Galina R. (1964). “Instruktsii ili polozheniya po Peterburgskoy konservatorii dlya rukovodstva ucheb noy i khozyaystvennoy zhizn’yu” [“Instructions or regulations of the Petersburg Conservatory for conducting educational and economic life”]. In Iz istorii Leningradskoy konservatorii. Materialy i dokumenty. 1862–1917 [From the history of the Leningrad Conservatory. Materials and documents. 1862–1917], сompilers: Anna L. Birkengof, Sofia M. Vil’sker, Pavel A. Vul’fius, Galina R. Freyndling. Leningrad: Muzyka, pp. 15–40 (in Russian).

[3] Bussler, Ludwig (1885). Strogiy stil’: uchebnik prostogo i slozhnogo kontrapunkta, imi tatsii, fugi i kanona v tserkovnykh ladakh. Cochinenie Lyudviga Busslera [Strict sty le: a textbook of simple and double counterpoint, imitations, fugue and canon in the church cuisine. Ludwig Bussler’s Essay], Translated from Germany by Sergey I. Tane ev. Moscow: P. Jurgenson, 191 p. (in Russian).

[4] Ganina, Maria A. (1961). Aleksandr Konstantinovich Glazunov. Zhizn’ i tvorchestvo [Alexan der Konstantinovich Glazunov. His life and work]. Leningrad: Gosudarstven noe muzykal’noe izdatel’stvo, 390 p. (in Russian).

[5] Gerver, Larissa L. (2022). “Taneevskie uroki kontrapunkta v notnykh tetradyakh Sergeya Vasil’evicha Evseeva” [“Sergey I. Taneev’s Lessons of Counterpoint in the Music Books of Sergey V. Evseev”]. In Nauchnyy vestnik Moskovskoy konservatorii [Journal of Moscow Conservatory]. Vol. 13, no. 4 (December 2022), pp. 768–797 (in Russian). https://doi.org/10.26176/mosconsv.2022.51.4.05

[6] Glazunov, Alexander K. (1958). “Vospominaniya ob N. A. Rimskom-Korsakove” [“Me mories of the Rimsky-Korsakov”]. In Alexander K. Glazunov, Pis’ma, stat’i, vospo minaniya. Izbrannoe [Letters, articles, memoirs. Favorites], compiled, introduction and notes by Marya A. Ganina. Moscow: Gosudarstvennoe muzykal’noe izdatel’stvo, pp. 439–451 (in Russian).

[7] Dvoskina, Elena M. (2024). “Pyotr Tchaikovsky — Professor of Elementary Music Theory. Tchaikovsky course in Taneyev’s notes” [“P. I. Tchaikovsky — a teacher of elementary theory of music. Course of Tchaikovsky in the Taneyev Notes”]. In Nauchnyy vestnik Moskovskoy konservatorii [Journal of Moscow Conservatory]. Vol. 15, no. 3 (September 2024), pp. 462–481 (in Russian). https://doi.org/10.26176/mosconsv.2024.58.3.06

[8] Lyapunova, Anastasiya S. (1955). “Rukopisnoe nasledie A. K. Glazunova: Obzor” [“Manuscript legacy of Alexander K. Glazunov: Overview”]. In Sbornik Gosudarstvennoy Publichnoy biblioteki imeni M. E. Saltykova-Shchedrina [Digest of the state public library named after M. E. Saltykov-Shchedrin]. Leningrad: [s. l.]. Iss. 3, рр. 103–121 (in Russian).

[9] Marx, Adolf B. (1872). Vseobshchiy uchebnik muzyki. Rukovodstvo dlya uchiteley i uchashchikhsya po vsem otraslyam muzykal’nogo obrazovaniya [Universal music textbook. Guide for teachers and students on all branches of music education], Translator and editor Alexander S. Famintsyn. St. Petersburg: A. Iogansen, 426 p. (in Russian).

[10] Mikhaylov, Michail K. (1959a). “Rimsky-Korsakov — vospitatel’ kompozitorov” [“N. A. Rimsky-Korsakov — educator of composers”]. In N. A. Rimsky-Korsakov i mu zykal’noe obrazovanie Stat’i i materialy [N. A. Rimsky-Korsakov and music education: Articles and materials]. Leningrad: Gosudarstvennoe muzykal’noe izdatel’stvo, pp. 13–45 (in Russian).

[11] Polotskaya, Elena E. (2009). P. I. Tchaikovsky i stanovlenie kompozitorskogo obrazovani ya v Rossii [P. I. Tchaikovsky and the development of a composer education in Russia]: Dr. Sci. (Arts) dissertation: 17.00.02, Gnessin Russian Academy of Music. Mosсow, 435 p. (in Russian, unpublished).

[12] Rimsky-Korsakov, Nikolai A. (1909). Letopis’ moey muzykal’noy zhizni. 1844–1906 [Chronicle of my musical life. 1844–1906], edited by Nadezhda N. Rimskaya-Korsakova. St. Petersburg: Tip. Glazunova, 368 р., V р. (in Russian).

[13] Rimsky-Korsakov, Nikolai A. (1963 a). “Proekt preobrazovaniya programmy teorii muzyki i prakticheskogo sochineniya v konservatoriyakh” [“The project of trans formation of the program of music theory and practical composition in conserva tories”]. In Nikolai A. Rimsky-Korsakov, Polnoe sobranie sochineniy. Literaturnye proizvedeniya i perepiska [The Complete works. Literary works and correspondence]. Vol. 2, editor Nikolay V. Shelkov. Mosсow: Gosudarstvennoe muzykal’noe izda tel’stvo, pp. 212–218 (in Russian).

[14] Rimsky-Korsakov, Nikolai A. (1963 b). “Teoriya i praktika [i] Obyazatel’naya teoriya muzyki v russkoy konservatorii” [“Theory and practice [and] Compulsory music theory in the Russian conservatory”]. In Nikolai A. Rimsky-Korsakov, Polnoe sobranie sochineniy. Literaturnye proizvedeniya i perepiska [The Complete works. Literary works and correspondence]. Vol. 2, editor Nikolay V. Shelkov. Mosсow: Gosudarst vennoe muzykal’noe izdatel’stvo, pp. 188–212 (in Russian).

[15] Rimsky-Korsakov, Nikolai A. (1963 c). “Teoriya kompozitsii” [“The theory of composi tion”]. In Nikolai A. Rimsky-Korsakov, Polnoe sobranie sochineniy. Literaturnye pro izvedeniya i perepiska [The Complete works. Literary works and correspondence]. Vol. 2, editor Nikolay V. Shelkov. Mosсow: Gosudarstvennoe muzykal’noe izdatel’stvo, pp. 172–174 (in Russian).

[16] Richter, Ernst F. (1873). Uchebnik fugi: Rukovodstvo k sochineniyu fugi i k podgotovitel’ nym uprazhneniyam v podrazhaniyakh i kanone: Sostavil dlya Leyptsigskoy muzy kal’noy konservatorii Ernst Fridrikh Rikhter, kapel'meyster pri Leyptsigskom universitete [The textbook of Fugue: Guide to Fugue compose and Preparatory Exercises in Imitations and Canons: Made for the Leipzig Music Conservatory by Ernst Friedrich Richter, Capellmeister at the University of Leipzig], translated, edited by Alexander S. Famintsyn. St. Petersburg: A. Bitner, 202 p. (in Russian).

[17] Tyulin, Yuriy N. (1959). “Ob istoricheskom znachenii uchebnika garmonii N. A. Rimskogo-Korsakova” [“About the historical significance of the harmony textbook N. A. Rimsky-Korsakov”]. In N. A. Rimsky-Korsakov i muzykal’noe obrazovanie [N. A. Rimsky-Korsakov and music education]: Articles and materials. Leningrad: Gosudarstvennoe muzykal’noe izdatel’stvo, pp. 81–93 (in Russian).

[18] Fatykhova, Elvira A. (2004). Notnye rukopisi A. K. Glazunova: Opyt tekstologicheskogo issledovaniya [Music manuscripts by Alexander K. Glazunov: The experience of texto logical research]: Extended abstract of Cand. Sci. (Arts) dissertation: 17.00.02, Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory, responsible organization. Lenin grad: [s. l.], 22 p. (in Russian).

[19] Fatykhova-Okuneva, Elvira A. (2008). “N. A. Rimsky-Korsakov — prepodavatel’ teorii muzyki (Po uchenicheskim tetradyam A. K. Glazunova)” [“N. A. Rimsky-Korsakov — teacher of the theory of music (From the Alexander K. Glazunov exercise books)”]. In Rimsky-Korsakov. Sbornik statey [Rimsky-Korsakov: Collection of articles]. St. Petersburg: Kompozitor • Sankt-Peterburg, рр. 170–192. (Peterburgskiy muzykal’nyy arkhiv. Iss. 7). (In Russian).

[20] Steinberg, Maksimilian О. (1959). “Vospominaniya M. O. Steinberga” [“Memories of M. O. Stein berg”]. In N. A. Rimsky-Korsakov i muzykal’noe obrazovanie [N. A. Rimsky-Korsakov and music education]: Articles and materials. Leningrad: Gosudarstvennoe muzykal’noe izdatel’stvo, pp. 196–209 (in Russian).

[21] Yankus, Alla I. (2022). “Uchebnye fugi A. K. Glazunova v otdele rukopisey Rossiyskoy natsional’noy biblioteki” [“Fugues written for educational purposes by Alexan der K. Glazunov in the Manuscripts Department of the Russian National Library”]. In Muzykal’nyy zhurnal Evropeyskogo Severa [Music Journal of the Northern Europe]. Vol. 32, no. 4, pp. 91–106 (in Russian). https://doi.org/10.61908/2413-0486.2022.32.4.91-106

[22] Yankus, Alla I. (2023). “Retseptsiya ‘Khorosho temperirovannogo klavira’ J. S. Bach’a v rukopisi A. K. Glazunova (RNB. F. 187. № 642)” [“The Reception of J. S. Bach’s Well Tempered Clavier in the Manuscript of A. K. Glazunov (National Library of Rus sia, F. 187, No. 642)”]. In Universitetskiy nauchnyy zhurnal [Humanities & Science Uni versity Journal]. 2023. No. 77, рр. 87–92 (in Russian). https://doi.org/10.25807/22225064_2023_77_87 (https://www.elibrary.ru/download/elibrary_58908053_70056435.pdf)

[23] [Bussler, Ludwig] (1877). Der strenge Satz in der musikalischen Kompositionslehre in zweiundfünfzig Aufgaben mit zahlreichen, ausschliesslich in den Text gedruck ten Muster-, Uebungs- und Erläuterungs-Beispielen, sowie Anführungen aus den Meisterwerken der Tonkunst für den Unterricht an öffentlichen Lehranstalten, den Privat und Selbst-Unterricht systematisch-metodisch dargestellt von Ludwig Bussler. Berlin: Carl Habel, 223 S.