Научная статья
doi: https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.2.010
Песенный тип «Соколы» в фольклорных традициях Новгородской области
Автор
Инга Владимировна Королькова
Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова, Санкт-Петербург, Россия
inga-korolkova@yandex.ru, https://orcid.org/0009-0006-6749-8597
Аннотация
Песни о женихе-соколе являются одной из важных составляющих музыкального репертуара русской свадьбы. Их тематика непосредственно раскрывает ведущую функционально-смысловую линию свадебного обряда, направленную на соединение двух родов. Предварительные наблюдения, сделанные на основе анализа свадебных песен центральных и северных районов России, позволяют выдвинуть гипотезу о том, что песни с сюжетом о женихе-соколе имеют общие структурные свойства. В настоящей статье она подтверждается в ходе изучения фольклорных традиций Новгородской области и сопредельных территорий Псковской, Ленинградской, Тверской областей. Материалами исследования выступают записи, сделанные в фольклорных экспедициях Санкт-Петербургской консерватории в 1968, 1988–1992 гг. В ходе анализа новгородских свадебных песен о женихе-соколе устанавливается принадлежность их одному песенному типу. Выделены общие признаки напевов: 7-сложная тоническая основа стиха, ритмический тип с контрастным соотношением двух строк, принцип сочетания парных и троичных ритмических ячеек. Несмотря на то, что напев является политекстовым, поэтический текст «Соколы вы, соколы» выступает обязательным спутником данной музыкальной формы. Все остальные тексты объединяются общей смысловой идеей, раскрывающей различные грани взаимодействия жениха и невесты в ходе свадебного обряда. В статье рассматривается распространение двух локальных версий песенного типа «Соколы», выявленных на территории Новгородской области
Ключевые слова: русский фольклор, свадебные песни, Новгородская область, песенный тип, ареальное изучение фольклора
Для цитирования: Королькова И. В. Песенный тип «Соколы» в фольклорных традициях Новгородской области // Opera musicologica. 2024. Т. 16. № 2. С. 184–207. https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.2.010
Статья поступила в редакцию: 12.08.2023; одобрена после рецензирования: 15.09.2023; принята к публикации: 25.03.2024; опубликована: 14.05.2024.
Список источников
[1] Белогурова 2016 — Белогурова Л. М. Типологическая систематика напевов свадебных песен // Смоленский музыкально-этнографический сборник / отв. ред. Л. М. Белогурова, И. А. Никитина. Т. 4: Свадьба днепровского правобережья: ритуал и музыка. Москва: Индрик, 2016. С. 223–248.
[2] Гилярова 1986 — Гилярова Н. Н. К вопросу типологии свадебных песен Рязанской Мещеры // Проблемы стиля в народной музыке: cборник научных трудов / сост. О. В. Гордиенко, ред. В. М. Щуров, Н. М. Савельева, Н. Н. Гилярова. Москва: Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, 1986. С. 55–73.
[3] Ефименкова 2001 — Ефименкова Б. Б. Ритм в произведениях русского вокального фольклора. Москва: Композитор, 2001. 256 с.
[4] Жекулина 1994 — Жекулина В. И. Валдайская свадьба / общ. ред. В. А. Лапина. Новгород: Научно-методический центр народного творчества и культурно-просветительной работы, 1994. 84 с.
[5] Иеропольский 1911 — Иеропольский К. А. Песни, записанные в Холмском уезде, Псковской губернии // Труды Псковского Археологического общества 1910– 1911. Вып. 7. Псков, 1911. С. 119–132.
[6] Королькова 2010 — Королькова И. В. Лирические песни в традиционной культуре Северо-Запада России. Москва: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2010. 360 с.
[7] Королькова 2017 — Королькова И. В. Новгородские причитания. Учебное пособие. Санкт-Петербург: Скифия-Принт, 2017. 178 с.
[8] Лапин 2008 — Лапин В. А. Музыкально-песенный фольклор Ленинградской области: в записях 1970–1980 гг. / сост. и ред. В. А. Лапин. Санкт-Петербург : Композитор, 2008. 383 с.
[9] Лопатин, Прокунин 1956 — Лопатин Н. М., Прокунин В. П. Сборник русских народных лирических песен: Опыт систематического свода лирических песен / под ред. и со вступ. ст. В. Беляева. Москва : Музгиз, 1956. 458 с.
[10] Мехнецов 1981 — Народные песни Вологодской области: Песни Средней Сухоны / сост., авт. предисл. и примеч. А. Мехнецов. Ленинград : Советский композитор, 1981. 135 с.
[11] Мехнецов 2002 — Народная традиционная культура Псковской области : обзор экспедиционных материалов: в 2 т. Том 2 / Комитет по культуре Псковской области, Областной центр народного творчества; Е. А. Валевская, И. В. Королькова, Г. В. Лобкова и др.; автор-сост., науч. ред. А. М. Мехнецов. Санкт-Петербург; Псков: Изд-во Областного центра народного творчества, 2002. 815 с.
[12] Мехнецов 2004 — Мехнецов А. М. Типическое в природе и формах фольклора // Звук в традиционной народной культуре / сост. Н. Н. Гилярова. Москва: Научтехлитиздат, 2004. С. 22–54.
[13] Мехнецов, Мельник 1985 — Народные песни Ленинградской области: Старинная свадьба Сланцевского района / сост. А. М. Мехнецов, Е. И. Мельник. Ленинград: Советский композитор, 1985. 123 с.
Original article
“Falcons” — Special Musical Type of a Wedding Song from the Novgorod Region
Author
Inga V. Korolkova
Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory, Saint Petersburg, Russia
inga-korolkova@yandex.ru, https://orcid.org/0009-0006-6749-8597
Abstract
“Falcons” represent a specific group of wedding songs in Russian folk traditions related to the groom-falcon. Their themes directly reveal the leading functional and semantic line of the wedding ceremony and are aimed at connecting the bride,s family and the groom,s family. Preliminary observations made on the basis of the analysis of wedding songs of the central and northern regions of Russia allow us to hypothesize that songs concerning “Falcons” have common structural properties. In this article, it is confirmed based on the study of folklore traditions of the Novgorod region and adjacent territories of the Pskov, Leningrad, Tver regions. The research materials were recorded in folklore expeditions of the St. Petersburg Conservatory in 1968, 1988–1992. A structural analysis of Novgorod wedding songs has shown that the tune associated with the story of the groom-falcon is polytextual. It combines texts commenting on the crucial stages of the ceremony (the moving of the wedding train, the blessing of the bride and groom, the beginning of the feast). The tunes have common features, such as: tonic basis of the verse, 7 syllables per line, contrast between two rhythmic periods, combination of binary and ternary pulsation. Two local versions of the “Falcons” were identified in the Novgorod region. The south-western version goes beyond the Novgorod region and connects it with the Tver and Pskov regions. The north-eastern version has a more compact area, and probably developed precisely in the Novgorod territories.
Keywords: Russian folklore, wedding songs, Novgorod region, musical type, areal study of folklore
For citation: Korolkova, Inga V. “Falcons” — Special Musical Type of a Wedding Song from the Novgorod Region. Opera musicologica. 2024. Vol. 16, no. 2. Р. 184–207. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.2.010
The article was submitted: 12.08.2023; approved after reviewing: 15.09.2023; accepted for publication: 25.03.2024; published: 14.05.2024.
References
[1] Belogurova, Larisa M. (2016). “Tipologicheskaya sistematika napevov svadebnyh pesen” [“Typological systematics of wedding song melodies”] In Smolenskiy muzykal’no-etnograficheskiy sbornik [Smolensk musical and ethnographic collection]. Volume 4. Svad’ba dneprovskogo pravoberezh’ya: ritual i muzyka [Wedding of the Dnieper right bank: ritual and music], editors Larisa M. Belogurova, Inessa A. Nikitina. Mosсow: Indrik, pp. 223–248 (in Russian).
[2] Gilyarova, Natalia N. (1986). “K voprosu tipologii svadebnykh pesen Ryazanskoy Meshchery” [“To the question of the typology of wedding songs of the Ryazan Meshchera”]. In Problemy stilya v narodnoy muzyke [Problems of Style in Folk Music]: Collection of scientific papers, сompiled by Oleg V. Gordienko, editors Vyacheslav M. Shchurov, Nina M. Savel’yeva, Natalia N. Gilyarova. Moscow: Moskovskaya gosudarstvennaya konservatoriya imeni P. I. Tchaikovskogo, рр. 55–73 (in Russian).
[3] Yefimenkova, Borislava B. (2001). Ritm v proizvedeniyakh russkogo vokal’nogo fol’klora [Rhythm in pieces of Russian vocal folklore]. Mosсow: Kompozitor, 256 p. (in Russian).
[4] Zhekulina, Valentina I. (1994). Valdaiskaya svad’ba [Valdai wedding], editor Victor A. Lapin. Novgorod: Nauchno-metodicheskiy tsentr narodnogo tvorchestva i kul’tur -no-prosvetitel’noy raboty, 84 p. (in Russian).
[5] Ieropolskiy, Konstantin A. (1911). “Pesni, zapisannye v Kholmskom uezde, Pskovskoy gubernii” [“Songs recorded in the Kholmsky district, Pskov province”]. In Trudy Pskovskogo Arkheologicheskogo obshchestva 1910–1911 [Proceedings of the Pskov Archaeological Society 1910–1911]. Issue 7. Pskov, pp. 119–132 (in Russian).
[6] Korolkova, Inga V. (2010). Liricheskie pesni v traditsionnoy kul’ture Severo-Zapada Rossii [Lyrical songs in the traditional culture of the North-West of Russia]. Moscow: Gosudarstvennyy respublikanskiy tsentr russkogo fol’klora, 360 p. (in Russian).
[7] Korolkova, Inga V. (2017). Novgorodskiye prichitaniya [Novgorod lamentations]: Tutorial. St. Petersburg: Skifiya-Print, 178 p. (in Russian).
[8] Lapin, Viktor A. (2008). Muzykal’no-pesennyy fol’klor Leningradskoy oblasti: v zapisyakh 1970–1980 gg. [Musical and song folklore of the Leningrad region: In the records of 1970–1980]. St. Petersburg: Kompozitor, 383 p. (in Russian).
[9] Lopatin, Nikolai М., & Prokunin, Vasily Р. (1956). Sbornik russkikh narodnykh liricheskikh pesen: Opyt sistematicheskogo svoda liricheskikh pesen [Collection of Russian folk lyrical songs: The experience of systematic unification of lyrical songs], under the editorship and with an introductory article by Viktor M. Belyaev. Moscow: Muzgiz, 458 р. (in Russian).
[10] Mekhnetsov, Anatoly M. (1981). Narodnyye pesni Vologodskoy oblasti: Pesni sredney Sukhony [Folk songs of the Vologda region: Songs of the middle Sukhona]. Leningrad: Sovetskiy kompozitor, 135 p. (in Russian).
[11] Mekhnetsov, Anatoly M. (2002). Narodnaya traditsionnaya kul’tura Pskovskoy oblasti : obzor ekspeditsionnykh materialov [Folk traditional culture of the Pskov region: a re view of expedition materials]: in 2 Vols, compiler and editor Anatoly M. Mekhnetsov. Volume 2. Sankt-Petersburg; Pskov, 815 p. (in Russian).
[12] Mekhnetsov, Anatoly M. (2004). “Tipicheskoe v prirode i formakh fol’klora” [“Typical in nature and forms of folklore”]. In Zvuk v traditsionnoy narodnoy kul’ture [Sound in traditional folk culture], сompiled by Natalia N. Gilyarova. Moscow: Nauchtekhlitizdat, рр. 22–54 (in Russian).
[13] Mekhnetsov, Anatoly M. & Melnik, Elena I. (1985). Narodnyye pesni Leningradskoy oblasti: Starinnaya svad’ba Slantsevskogo rayona [Folk songs of the Leningrad region: Ancient wedding of the Slantsevsky district], сompiled by Anatoly M. Mekhnetsov, Elena I. Melnik. Leningrad: Sovetskiy kompozitor, 123 p. (in Russian).