Научная статья
doi: https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.4.006
О тематической работе в трех фугах Иоганна Себастьяна Баха
Автор
Кира Иосифовна Южак
Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова, Санкт-Петербург, Россия kyuzhak@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-7579-9617
Аннотация
В статье рассматриваются три фуги И. С. Баха, в которых системно функционируют два рода тематических преобразований, выходящие за рамки обычных и необходимых для развертывания формы средств — имитационного и тонально ладового продвижения темы, а также поддержки ее противосложениями. Эти два рода воздействий — стретта и противодвижение (обращение, инверсия). В анализируемых фугах они выступают как наиболее действенные конструктивные средства, определяющие весь ход становления фуги и ее композиционный тип. Две из обсуждаемых в статье фуг входят в состав «Хорошо темперированного клавира» (dis-moll из I тома и b-moll из II тома), третья — Контрапункт 5 из «Искусства фуги». Дополнением, подтверждающим структурные идеи, реализованные в монументальном творении Баха, служит краткий анализ Контрапункта 10 — переработки Фуги VI из ран них версий цикла, первоначально основанной на том же варианте темы цикла, что и Контрапункт 5. В окончательной версии Контрапункт 10 — двойная фуга, и к ее пер вой теме — бывшему удержанному противосложению — конспективно применены преобразования, освоенные на теме Контрапункта 5. Характер использования стретты и инверсии в анализируемых фугах убедительно подтверждает незыблемое отношение Баха к теме как целостной структуре, подлежащей бережному исследованию, раскрытию, истолкованию и в итоге — утверждению.
Ключевые слова: Иоганн Себастьян Бах, «Хорошо темперированный клавир», «Искусство фуги», виды ответа, виды стретт, инверсия, пред-имитация, хоральная фуга, фуга на хорал
Для цитирования: Южак К. И. О тематической работе в трех фугах Иоганна Себастьяна Баха // Opera musicologica. 2024. Т. 16. № 4. С. 106–129. https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.4.006
Статья поступила в редакцию: 20.05.2024; одобрена после рецензирования: 03.06.2024; принята к публикации: 14.10.2024; опубликована: 12.11.2024.
Список источников
[1] Должанский 1970 — Должанский А. Н. Краткие сведения о полифонии и полифонических формах // Должанский А. Н. 24 прелюдии и фуги Д. Шостаковича. Изд. 2-е, испр. Ленинград: Советский композитор, 1970. С. 227–254.
[2] Евдокимова 1985 — Евдокимова Ю. К. Органные хоральные обработки Баха // Русская книга о Бахе: сб. ст. / сост. Т. Н. Ливанова, В. В. Протопопов. Москва: Музыка, 1985. С. 221–247.
[3] Курч 1993 — Курч О. О. От помет копиистов — к структуре цикла «Искусство фуги» // Вторые Баховские чтения: Искусство фуги / Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова. Санкт-Петербург: [СПбГК], 1993. С. 76–93.
[4] Милка 2009 — Милка А. П. «Искусство фуги» И. С. Баха: К реконструкции и интерпретации / науч. ред. К. Южак. Санкт-Петербург: Композитор, 2009. 456 с.
[5] Милка 2016 — Милка А. П. Полифония: учебник для музыкальных вузов. Ч. II / науч. ред. К. Южак; Санкт-Петерб. гос. консерватория им. Н. А. Римского Корсакова. Санкт-Петербург: Композитор • Санкт-Петербург, 2016. 248 с.
[6] Милка, Южак 2020 — Милка А. П., Южак К. И. Стретта vs канон // Opera musicologica. 2020. Т. 12. № 5 (С). С. 40–62. https://doi.org/10.26156/OM.2020.12.5.003
[7] Южак 1965 — Южак К. И. Некоторые особенности строения фуги И. С. Баха: Стретта в фугах «Хорошо темперированного клавира». Москва: Музыка, 1965. 104 с.
[8] [Marpurg, Friedrich Wilhelm]. Abhandlung von der Fuge: nach den Grundsätzen und Exempeln der besten deutschen und ausländischen Meister. Berlin : A. Haude und J. C. Spener, 1753. [1], 4½ Bl., XVI, 192, [5] S., LXII Tab.
Original article
On the Thematic Work in Three Fugues by Johann Sebastian Bach
Author
Kyra I. Yuzhak
Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory, Saint Petersburg, Russia
kyuzhak@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-7579-9617
Abstract
This article examines three fugues by J. S. Bach, in which two types of thematic transformations systematically operate, extending beyond the usual and necessary means for developing this form — namely, imitative and tonal-modal progression of the theme, as well as its support through countersubjects. These two types of transformations are stretto and contrary motion (inversion). In the fugues analysed, they serve as the most effective constructive devices, determining the entire course of the fugue’s development and its compositional type. Two of the fugues discussed here are parts of The Well-Tempered Clavier (D sharp minor from Book I and B flat minor from Book II), while the third is Contrapunctus 5 from The Art of Fugue. A brief analysis of Contrapunctus 10 — a reworking of Fugue VI from early versions of the cycle, originally based on the same thematic variant as Contrapunctus 5 — further confirms the structural ideas realised in this monumental work by Bach. In its final version, Contrapunctus 10 is a double fugue, and transformations previously applied to the theme of Contrapunctus 5 are concisely applied to its first theme, which was originally the retained countersubject. The use of stretto and inversion in the analysed fugues convincingly demonstrates Bach’s steadfast approach to the theme as a cohesive structure, deserving of careful examination, elaboration, interpretation, and ultimately, affirmation.
Keywords: Johann Sebastian Bach, “The Well-Tempered Clavier”, “The Art of Fugue”, types of response, types of stretta, inversion, pre-imitation, chorale fugue, fugue on chorale
For citation: Yuzhak, Kyra I. On the Thematic Work in Three Fugues by Johann Sebastian Bach. Opera musicologica. 2024. Vol. 16, no. 4. Р. 106–129. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.4.006
The article was submitted: 20.05.2024; approved after reviewing: 03.06.2024; accepted for publication: 14.10.2024; published: 12.11.2024.
References
[1] Dolzhanskiy, Aleksandr N. (1970). “Kratkie svedeniya o polifonii i polifonicheskikh formakh” [“Brief knowledge on polyphony and polyphonic forms”]. In Aleksandr N. Dolzhanskiy, 24 prelyudii i fugi D. Shostakovicha [24 preludes and fugues by Dmitriy Shostakovich], 2nd edition, revised. Leningrad: Sovetskiy kompozitor, pp. 227–254 (in Russian).
[2] Evdokimova, Yuliya K. (1985). “Organnye khoral’nye obrabotki Bacha” [“Organ chorale Settings by Bach”]. In Russkaya kniga o Bache [Russian book about Bach]: collection of articles, compiled by Tamara N. Livanova, Vladimir V. Protopopov. Moscow: Muzyka, рр. 221–247 (in Russian).
[3] Kurch, Ol’ga O. (1993). “Ot pomet kopiistov — k strukture tsikla ‘Iskusstvo fugi’ ” [“From the copyists’ notes — to the structure of the cycle ‘The Art of Fugue’ ”]. In Vtorye Bachovskie chteniya: ‘Iskusstvo fugi’ [Second Bach Readings: ‘The Art of Fugue’]. St. Petersburg: SPbGK, pp. 76–93 (in Russian).
[4] Milka, Anatoly P. (2009). “Iskusstvo fugi” J. S. Bachа: K rekonstruktsii i interpretatsii [Bach’s “The Art of Fugue”: to the Reconstruction and Interpretation], scientific editor Kyra Yuzhak. St. Petersburg: Kompozitor, 456 p. (in Russian).
[5] Milka, Anatoly P. (2016). Polifoniya: uchebnik dlya muzykal’nykh vuzov [Polyphony. Textbook for Music Academies]: in 2 parts. Pt. 2, scientific editor Kyra Yuzhak; Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory. St. Petersburg: Kompozitor • Sankt-Petersburg, 248 p. (in Russian).
[6] Milka, Anatoly P. & Yuzhak, Kyra I. (2020). “Stretta vs kanon” [“Stretta vs Canon”]. In Opera musicologica. 2020. Vol. 12. No. 5 (S), pp. 40–62. https://doi.org/10.26156/OM.2020.12.5.003 (in Russian).
[7] Yuzhak, Kyra I. (1965). Nekotorye osobennosti stroeniya fugi J. S. Bachа: Stretta v fugakh ‘Khorosho temperirovannogo klavira’ [Some structural features of Johann Sebastian Bach’s fugue. Stretta in fugues of ‘The Well-Tempered Clavier’]. Moscow: Muzyka, 104 p. (in Russian).
[8] [Marpurg, Friedrich Wilhelm] (1753). Abhandlung von der Fuge: nach den Grundsätzen und Exempeln der besten deutschen und ausländischen Meister. Berlin : A. Haude und J. C. Spener, [1], 4½ Bl., XVI, 192, [5] S., LXII Tab.
[9] Mattheson, Johann (1999). Der vollkommene Capellmeister: Studienausgabe im Neusatz des Textes und der Noten / hrsg. von Friederike Ramm. Kassel u. a.: Bärenreiter, [6], 676, [4] S.
[10] [Walther, Johann Gottfried] (1732). Musicalisches Lexicon oder Musicalische Bibliothek. Leipzig: W. Deer, [1], 5 Bl., [5],659, [9] S., XXII Tab.