Народные уральские напевы в балете Сергея Прокофьева «Сказ о каменном цветке»

Научная статья

doi: https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.2.008

Народные уральские напевы в балете Сергея Прокофьева «Сказ о каменном цветке»

Скачать pdf  .

Автор

Дария Константиновна Долгова

Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова, Санкт-Петербург, Россия
barkazuhina@yandex.ru, https://orcid.org/0009-0006-7526-4707

Аннотация

Последний балет С. С. Прокофьева «Сказ о каменном цветке» отражает итог работы композитора в данном жанре. Связи с народной культурой в балете проявляются на различных уровнях — сюжетном, музыкально-тематическом, драматургическом. В настоящей статье установлены народно-песенные источники музыкального тематизма балета, представленные в архивах и публикациях, приведены нотации. Прокофьев включает в партитуру напевы уральского фольклора, что указывает на понимание им своеобразия локальных традиций. Уточнен жанровый состав используемых образцов: свадебное причитание, лирические и хороводные песни. Часть заимствованного Прокофьевым материала ранее послужила основой его «Обработок русских народных песен для голоса с фортепиано» оp. 104, что позволяет расширить представление о принципах работы композитора с фольклорными источниками в  различных жанровых направлениях. Обнаружено, что большинство народных мелодий служит основой тем сквозного значения. Специфика их функционирования в балетной музыке заключается в творческом переосмыслении Прокофьевым метроритмических, интонационных и композиционных параметров напевов.

Ключевые слова: Сергей Прокофьев, Павел Бажов, балетная музыка, уральский фольклор, «Сказ о каменном цветке», композитор и фольклор, цитирование народных напевов

Для цитирования: Долгова Д. К. Народные уральские напевы в балете Сергея Прокофьева «Сказ о каменном цветке» // Opera musicologica. 2024. Т. 16. № 2. С. 138–165. https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.2.008

Статья поступила в редакцию: 25.10.2023; одобрена после рецензирования: 22.11.2023; принята к публикации: 25.03.2024; опубликована: 14.05.2024.

Список источников

[1] Блажес 1982 — Блажес В. В. П. П. Бажов и рабочий фольклор. Свердловск: Уральский государственный университет, 1982. 104 с.

[2] Вишневецкий 2009 — Вишневецкий И. Г. Сергей Прокофьев. Москва: Молодая гвардия, 2009. 701 с.

[3] Долинская 2012 — Долинская Е. Б. Театр Прокофьева. Москва: Композитор, 2012. 374 с.

[4] Мендельсон-Прокофьева 2012 — Мендельсон-Прокофьева М. А. О Сергее Сергеевиче Прокофьеве. Воспоминания. Дневники (1938–1967). Москва: Композитор, 2012. 631 с.

[5] Нестьев 1973 — Нестьев И. В. Жизнь Сергея Прокофьева. Москва: Советский композитор, 1973. 662 c.

[6] Петухова 2020 — Петухова С. А. Балет С. С. Прокофьева «Сказ о каменном цветке»: замысел, создание, премьера // Современные проблемы музыкознания. 2020. № 3. С. 141–222.

[7] Прокофьев  1956 — Прокофьев С. С. Каменный цветок. Москва: Государственное музыкальное издательство, 1956. 138 с.

[8] Христиансен 1961 — Христиансен Л. Л. Уральские народные песни. Москва: Советский композитор, 1961. 221 с.

Original article

Folk Ural Melodies in Sergei Prokofiev’s Ballet “The Tale of the Stone Flower”

Author

Dariya K. Dolgova

Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory, Saint Petersburg, Russia
barkazuhina@yandex.ru, https://orcid.org/0009-0006-7526-4707

Abstract 

The last ballet "The Tale of the Stone Flower" displays the outcome of the development of Prokofiev’s work in this genre. Connections with the folk culture in the ballet manifest themselves at various levels — those of the plot, music themes and dramaturgy. This article establishes folk song sources of the music themes of the ballet presented in archives and publications, and provides appropriate notations. Prokofiev includes samples of the Ural folklore, which indicates his understanding of uniqueness of the local traditions. The genre composition of the samples used has been clarified, namely wedding lamentation, lyrical and round dance songs. A part of the borrowed material was previously used by the author of "The Tale of the Stone Flower" in his Arrangements of Russian folk songs for voice and Piano, op. 104, which makes it possible to expand understanding of the principles of composer’s interaction with folklore source in various music genres. Most tunes were found to play the role of through themes. The specifics of folk songs functioning in the ballet lies in Prokofiev’s creative reinterpretation of the rhythmic, intonation and compositional parameters of the melodies.

Keywords: Sergei Prokofiev, Pavel Bazhov, ballet music, Ural folklore, “The Tale of the Stone Flo­wer”, composer and folklore, quoting folk songs

For citation: Dolgova, Dariya K. Folk Ural Melodies in Sergei Prokofiev’s Ballet “The Tale of the Stone Flower”. Opera musicologica. 2024. Vol. 16, no. 2. Р. 138–165. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.2.008

The article was submitted: 25.10.2023; approved after reviewing: 22.11.2023; accepted for publication: 25.03.2024; published: 14.05.2024.

References

[1] Blazhes, Valentin V. (1982). P. P. Bazhov i rabochiy fol’klor [Pavel P. Bazhov and working folklore]. Sverdlovsk: Ural’skiy gosudarstvennyy universitet, 104 p. (in Russian).

[2] Vishnevetsky, Igor G. (2009). Sergei Prokofiev [Sergei Prokofiev]. Moscow: Molodaya gvardiya, 701 p. (in Russian).

[3] Dolinskaya, Elena B. (2012). Teatr Prokofieva [Prokofiev’s Theater]. Moscow: Kompozitor, 374 p. (in Russian).

[4] Mendelson-Prokofieva, Mira А. (2012). O Sergee Sergeeviche Prokofieve. Vospominaniya. Dnevniki (1938–1967) [About Sergei Sergeyevich Prokofiev. Memories. Diaries (1938– 1967)]. Moscow: Kompozitor, 631 p. (in Russian).

[5] Nest’ev, Izrail V. (1973). Zhizn’ Sergeia Prokofieva [The Life of Sergei Prokofiev]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 662 p. (in Russian).

[6] Petukhova, Svetlana A. (2020). “Balet S. S. Prokofieva ‘Skaz o kamennom tsvetke’: zamysel, sozdanie, prem’era” [“Sergei Prokofiev’s ballet ‘The Tale of the Stone Flower’: conception, creation, premiere”]. In Sovremennye problemy muzykoznaniya [Modern problems of musicology]. 2020. No. 3, pp. 141–222 (in Russian).

[7] Prokofiev, Sergei S. (1956). Kamennyy tsvetok [The Stone Flower]. Moscow: Gosudarstvennoye muzykal’noye izdatel’stvo, 138 p. (in Russian).

[8] Christiansen, Lev L. (1961). Ural’skie narodnye pesni [Ural folk songs]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 221 p. (in Russian).