Иоганн Себастьян Бах в музыкальном самосознании Роберта Шумана

Научная статья

doi: https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.4.003

Иоганн Себастьян Бах в музыкальном самосознании Роберта Шумана

Скачать pdf  .

Автор

Татьяна Суреновна Кюрегян

Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, Москва, Россия
tatyana-kyuregyan@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-4759-9319

Аннотация

«Ты должна полюбить во мне Баха», — писал Шуман Кларе Вик: так он видел главное в себе на 28-м году жизни. Совсем недолго занимаясь композицией с наставником (Г. Дорн) и эпизодически — самостоятельно по учебным руководствам (Г. Вебера, Ф. Марпурга, Л. Керубини), Шуман своими истинными учителями считал великих мастеров, из которых первый — И. С. Бах. Виртуозно овладев сложнейшей полифонической техникой (и особенно ценя свои фуги на B-A-C-H), Шуман по-настоящему воплотил почерпнутое им у Баха в своем особом мире скрытой полифонии, растворенной в романтической гармонии и фактуре — там, где Бах «не слышен», но задает особую высоту чувствования. Другой парадокс: глубокое убеждение композитора в том, что постороннее вмешательство в великую музыку есть «величайшее оскорбление» для искусства, публичный призыв Шумана оградить сочи нения классиков от современных обработок; и вдруг, в последний светлый год перед ментальной катастрофой — неудержимая потребность аранжировать И. С. Баха (!), создать фортепианное сопровождение к его сольным циклам для скрипки и для виолончели (что и было осуществлено). Отчего? Авторские объяснения не устраняют глубинных вопросов на уровне композиторского самосознания, задаваться ими правомерно, даже если они не могут иметь однозначных ответов.

Ключевые слова: Роберт Шуман, Иоганн Себастьян Бах, скрытая полифония, барокко, романтизм, аранжировка, композиторское самосознание

Для цитирования: Кюрегян Т. С. Иоганн Себастьян Бах в музыкальном самосознании Роберта Шумана // Opera musicologica. 2024. Т. 16. № 4. С. 42–63. https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.4.003

Статья поступила в редакцию: 15.07.2024; одобрена после рецензирования: 29.07.2024; принята к публикации: 14.10.2024; опубликована: 12.11.2024.

Список источников

[1] Дальхаус 2019 — Дальхаус К. О «средней» музыке XIX века // Дальхаус К. Избранные труды по истории и теории музыки / сост., пер. с нем, послесл., коммент. С. Б. Наумовича. Санкт-Петербург: Издательство имени Н. И. Новикова, 2019. C. 237–251.

[2] Зенкин 2011 — Зенкин К. В. О некоторых проявлениях бахианства в музыке Шумана // К 200-летию со дня рождения Шопена и Шумана: Сборник статей / ред.-сост. Н. А. Брагинская. Санкт-Петербург: Издательство Политехнического университета, 2011. С. 218–229.

[3] Караев 2023 — Караев, Фарадж: «Делай, что должен и будь что будет...» / беседовала А. Кусенова // Российский музыкант. 2023. № 8 (1400). URL: https://rm.mosconsv.ru/?p=11675 (дата обращения: 14.08.2024).

[4] Карелина 1996 — Карелина Е. К. Камерные ансамбли Р. Шумана в контексте авторского стиля: дис. … канд. искусствоведения: 17.00.02 / Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского. Москва: [б. и.], 1996. 200 с.

[5] Лосева 2000 — Воспоминания о Роберте Шумане / сост., коммент., предисловие О. В. Лосевой; переводы А. В. Михайлова и О. В. Лосевой. Москва: Композитор, 2000. 556 с.

[6] Протопопов 1986 — Протопопов В. В. История полифонии. Западноевропейская музыка XIX — начала XX века. Вып. 4. Москва: Музыка, 1986. 319 с.

[7] Шуман 1970 — Шуман Р. Письма: в 2-х т. / пер. с нем., сост., текстол. ред., вступ. ст., коммент., указ. д-ра искусствоведения Д. В. Житомирского. Москва: Му зыка, 1970. Том 1. 719 с.

[8] Шуман 1978 — Шуман Р. О музыке и музыкантах: Собрание статей: В 2-х т. / cост., текст. ред., вступ. статья, коммент. и указ. д-ра искусствоведения Д. В. Житомирского, пер. с нем. А. Г. Габричевского и Л. С. Товалевой. Москва: Музыка, 1978. Том 2-А. 327 с.

[9] Шуман 1979 — Шуман Р. О музыке и музыкантах: Собрание статей: В 2-х т. / сост., текст. ред., вступ. статья, коммент. и указ. Д. В. Житомирского, пер. с нем. А. Г. Габричевского и Л. С. Товалевой. Москва: Музыка, 1979. Том 2-Б. 294 с.

[10] Шуман 1982 — Шуман Р. Письма: в 2-х т. / пер. с нем., сост., текстол. ред., вступ. ст., коммент., указ. д-ра искусствоведения Д. В. Житомирского. Москва: Музыка, 1982. Том 2. 525 с.

[11] Bischoff 1997 — Bischoff, B. Das Bach-Bild Robert Schumanns // Michael Heinemann, Hans-Joachim Hinrichsen (Hrsg.): Bach und die Nachwelt. Band 1: 1750–1850. Laaber: Laaber-Verlag, 1997. S. 421–499.

[12] Boetticher 1941 — Schumann R. Einführung in Persönlichkeit und Werk. Berlin: Hahnefeld, 1941. 688 S.

[13] Dadelsen 1957 — Dadelsen, G. Robert Schumann und die Musik Bachs // Archiv für Musikwissentschaft, 1957, 14. Jahrg. H. 1. S. 46–59.

[14] Daverio 1997 — Daverio, J. Robert Schumann: Herald of a “New Poetic Age”. New York, 1997. 607 p.

[15] Kelley 1892 — Kelley E. S. The Bach-Schumann Suites for Cello // Music: A Monthly Magazine. November 1892 — April 1893: Volume 3, Issue None. P. 612–619. Цифровая копия: Internet Archive, 2024. URL: https://archive.org/details/sim_music-a-monthly-magazine_november-1892-april-1893_3/mode/2up (дата обращения: 12.11.2024).

[16] Köhler 2007 — Köhler, H. J. Bach als Katalysator der Identitätssuche Robert Schumanns // „Zu groß, zu unerreichbar“: Bach-Rezeption im Zeitalter Mendelssohns und Schumanns / ed. Anselm Hartinger, Christoph Wolff, and Peter Wollny. Wiesbaden: Breitkopf & Härtel, 2007. S. 237–254.

[17] Rasmussen 2010 — Rasmussen, M. “Robert and Clara Schumann, and their teacher J. S. Bach” // Executive Intelligence Review Culture. Vol. 37, no. 24, June 18, 2010. P. 38–55. Цифровая копия: The Wayback Machine, 2024. URL: https://web.archive.org/web/20120502000943/http:/www.schillerinstitut.dk/drupal/system/files/eir%20with%20Schumann%20article.pdf (дата обращения: 12.11.2024).

[18] Schmieder 1971 — Schmieder, W. Thematische-systematisches Verzeichnis der Werke Johann Sebastian Bachs. Leipzig: VEB Breitkopf & Härtel musikverlag. 1971. XXII. 747 S.

[19] Stinson 2015 — Stinson, R. Neue Erkenntnisse zu Robert Schumanns Bach-Rezeption // Bach-Jahrbuch Bd. 101 (2015). Neue Bachgesellschaft. Leipzig. S. 233–245.

[20] Schumann 1971 — Schumann, R. Tagebücher. Bd. I: 1827–1838 / Hrsg. von G. Eismann. Leipzig: VEB Deutscher Verlag für Musik, 1971. 563–[23] S. Цифровая копия: Internet Archive, 2024. URL: https://archive.org/details/RobertSchumannTagebcherBd1/mode/2up (дата обращения: 12.11.2024).

[21] Schumann 1982 — Schumann, R. Tagebücher, Bd. III. Haushaltsbücher. Teil 1: 1837 1847/ hrsg. v. Gerd Nauhaus. Leipzig, VEB Deutscher Verlag für Musik, 1982. 956 [36] S. URL: https://archive.org/details/RobertSchumannTagebcherBd3/mode/2up (дата обращения: 12.11.2024).

[22] Ullrich 2012 — Ullrich, M. Kontrapukt bei Schumann. Zu Satztechnik und Terminologie in Robert Schumanns kompositorischem und literarischem Schaffen. Dissertation zur Erlangung des Doktorgrades der Fakultät “Music” der Universität der Künste. Berlin, [2012]. 242 S.

[23] Wendt 2001 — Wendt, M. Bach und Händel in der Rezeption Robert Schumanns / Referat, gehalten am „Tag der mitteldeutschen Barockmusik 2001 in Zwickau“. Цифровая копия: Robert-Schumann-Forschungsstelle E. V., 2024. URL: https://www.schumann-ga.de/wordpress/?page_id=319 (дата обращения: 12.11.2024).

Original article

Johann Sebastian Bach as Part of Robert Schumann’s Musical Identity

Author

Tatyana S. Kyuregyan

Moscow State Tchaikovsky Conservatory, Moscow, Russia
tatyana-kyuregyan@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-4759-9319

Abstract 

“You must love Bach in me”, Schumann wrote to Clara Wieck: this was how he saw the most important thing in himself in the 28th year of his life. After studying composition for a very short time with a tutor (G. Dorn) and occasionally on his own with the help of handbooks (G. Weber, F. Marpurg and L. Cherubini), Schumann considered the great mas ters as his true teachers, the first of whom was Johann Sebastian Bach. Having mastered the most complex polyphonic techniques with virtuosity (he was particularly fond of his own B-A-C-H fugues), Schumann truly embodied what he had learned from Bach in his own special world of hidden polyphony, dissolved in Romantic harmony and texture — where Bach is “not heard” but sets a special height of feeling. On the other side a paradox: the composer’s deep conviction that external intervention in great music was “the greatest insult” to art; Schumann’s public appeal to protect classical works from modern arrangements; and suddenly, during the last good year before his catastrophic mental decline, he has an irre pressible need to arrange J. S. Bach (!), to create a piano accompaniment to his solo cycles for violin and cello (which was accomplished). Why? The author’s explanations do not eliminate profound questions at the level of the composer’s identity; it is legitimate to ask them, even if there are no clear answers.

Keywords: Robert Schumann, Johann Sebastian Bach, hidden polyphony, baroque, romanti cism, arrangement, composer’s self-conscience

For citation: Kyuregyan, Tatyana S. Johann Sebastian Bach as Part of Robert Schumann’s Musical Identity. Opera musicologica. 2024. Vol. 16, no. 4. Р. 42–63. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.4.003

The article was submitted: 15.07.2024; approved after reviewing: 29.07.2024; accepted for publication: 14.10.2024; published: 12.11.2024.

References

[1] Dahlhaus, Carl (2019). “O ‘sredney’ muzyke XIX veka” [“On the ‘average’ music of the 19th century”]. In Carl Dahlhaus, Izbrannye trudy po istorii i teorii muzyki [Selected works on the history and theory of music], compilation, translation, afterword, com mentary by Stepan B. Naumovich. St. Petersburg: Izdatel’stvo imeni N. I. Novikova. pp. 237–251 (in Russian).

[2] Zenkin, Konstantin (2011). “O nekotorykh proyavleniyakh bachianstva v muzyke Schumanna” [“On some manifestations of Bachianism in Schumann’s music”]. In K 200-letiyu so dnya rozhdeniya Chopina i Schumanna [On the 200th anniversary of the birth of Chopin and Schumann]: collection of works, editor-compiler Natalia А. Braginskaya. St. Petersburg: Izdatel’stvo Politekhnicheskogo universiteta, рр. 218 229 (in Russian).

[3] Karayev, Faradzh (2023). “Delay, chto dolzhen, i bud’ chto budet...” [“Do what you must and come what may”], interviewer Aydana Kusenovа. In Rossiyskiy muzykant [Russian musiciant]. 2023. No. 8 (1400), November, pp. 4–5 (in Russian). Available at: https://rm.mosconsv.ru/?p=11675 (accessed: 12.11.2024).

[4] Karelina, Yekaterina K. (1996). Kamernyye ansambli R. Schumanna v kontekste avtor skogo stilya: dis. … kand. iskusstvovedeniya: 17.00.02 [Chamber ensembles by R. Schumann in the context of the author’s style: Cand. Sci. (Arts) dissertation: 17.00.02], Moscow State Tchaikovsky Conservatory. Moscow, 200 p. (in Russian, unpublished).

[5] Loseva, Olga (2000). Vospominaniya o Roberte Schumanne [Memoirs of Robert Schu mann], compilation, commentary, foreword by Olga V. Loseva; translations by Alexan der V. Mikhailov and Olga V. Loseva. Moscow: Kompozitor, 556 р. (in Russian).

[6] Protopopov, Vadimir V. (1986). Istoriya polifonii. Zapadnoyevropeyskaya muzyka XIX — na chala XX veka [History of polyphony. Western European music of the 19th — early 20th centuries]. Iss. 4. Moscow: Muzyka, 319 p. (in Russian).

[7] Sсhumann, Robert (1970). Pis’ma [Letters]: in 2 volumes, translation from German, compilation, text edition, introductory article, commentary, index by Doctor of Art History Daniel V. Zhitomirsky. Vol. 1. Moscow: Muzyka, 719 p. (in Russian).

[8] Schumann, Robert (1978). O muzyke i muzykantakh [About music and musicians]: Collection of articles: In 2 volumes, compilation, text edition, introductory article, com mentary, index by Doctor of Art History Daniel V. Zhitomirsky, translation from German by Alexander G. Gabrichevsky and Lyudmila S. Tovaleva. Vol. 2-А. Mos = cow: Muzyka, 327 p. (in Russian).

[9] Schumann, Robert (1979). O muzyke i muzykantakh: Sobranie statey [About music and musicians: Collection of articles]: In 2 volumes, compilation, text edition, introduc tory article, commentary, index by Doctor of Art History Daniel V. Zhitomirsky, translation from German by Alexander G. Gabrichevsky and Lyudmila S. Tovaleva. Vol. 2-B. Moscow: Muzyka, 294 p. (in Russian).

[10] Sсhumann, Robert (1982). Pis’ma [Letters]: in 2 volumes, translation from German, compilation, text edition, introductory article, commentary, index by Doctor of Art History Daniel V. Zhitomirsky]. Vol. 2. Moscow: Muzyka, 525 p. (in Russian).

[11] Bischoff, Bodo (1997). “Das Bach-Bild Robert Schumanns” In Michael Heinemann, Hans-Joachim Hinrichsen (Hrsg.), Bach und die Nachwelt. Band 1: 1750–1850. Laaber: Laaber-Verlag, S. 421–499.

[12] Boetticher, Wolfgang (1941). Robert Schumann: Einführung in Persönlichkeit und Werk. Berlin: Hahnefeld, 688 S.

[13] Dadelsen, Georg von (1957). “Robert Schumann und die Musik Bachs”. In Archiv für Musikwissentschaft. 1957. 14. Jahrg. H. 1. S. 46–59.

[14] Daverio, John (1997). Robert Schumann: Herald of a “New Poetic Age”. New York: Oxford University Press, 607 p.

[15] Kelley, Edgar Stilman (1892). “The Bach-Schumann Suites for Cello”. In Music: AMonthly Magazine. November 1892 — April 1893: Volume 3, Issue None. P. 612–619. Digital copy: Internet Archive, 2024. Available at: https://archive.org/details/sim_music-a-monthly-magazine_november-1892-april-1893_3/mode/2up (accessed: 12.11.2024).

[16] Köhler, Hans Joachim (2007). “Bach als Katalysator der Identitätssuche Robert Schu manns”. In „Zu groß, zu unerreichbar“: Bach-Rezeption im Zeitalter Mendelssohns und Schumanns, editors Anselm Hartinger, Christoph Wolff, and Peter Wollny. Wiesbaden: Breitkopf & Härtel, 2007. S. 237–254.

[17] Rasmussen, Michelle (2010). “Robert and Clara Schumann, and their teacher J. S. Bach”. In Executive Intelligence Review Culture. Vol. 37, no. 24, June 18, 2010. P. 38–55. Digital copy: The Wayback Machine, 2024. Available at: https://web.archive.org/web/20120502000943/http:/www.schillerinstitut.dk/drupal/system/files/eir%20with%20Schumann%20article.pdf (accessed: 12.11.2024).

[18] Schmieder, Wolfgang (1971). Thematische-systematisches Verzeichnis der Werke Johann Sebastian Bachs. Leipzig: VEB Breitkopf & Härtel musikverlag. XXII. 747 S.

[19] Stinson, Russell (2015). “Neue Erkenntnisse zu Robert Schumanns Bach-Rezeption”. In Bach-Jahrbuch. Bd. 101 (2015). Neue Bachgesellschaft. Leipzig. S. 233–245.

[20] Schumann, Robert (1971). Tagebücher. Bd. I: 1827–1838, Hrsg. von Georg Eismann. Leipzig: VEB Deutscher Verlag für Musik, 563 S. Digital copy: Internet Archive, 2024. Available at: https://archive.org/details/RobertSchumannTagebcherBd1/mode/2up (accessed: 12.11.2024).

[21] Schumann, Robert (1982). Tagebücher, Bd. III. Haushaltsbücher. Teil 1: 1837–1847, Hrsg. von Gerd Nauhaus. Leipzig, VEB Deutscher Verlag für Musik, 1982. 956–[36] S. Digital copy: Internet Archive, 2024. Available at: https://archive.org/details/RobertSchumannTagebcherBd3/mode/2up (accessed: 12.11.2024).

[22] Ullrich, Martin (2012). Kontrapukt bei Schumann. Zu Satztechnik und Terminologie in Robert Schumanns kompositorischem und literarischem Schaffen. Dissertation zur Erlangung des Doktorgrades der Fakultät “Music” der Universität der Künste. Berlin, 242 S.

[23] Wendt, Matthias (2001). „Düsseldorf Bach und Händel in der Rezeption Robert Schu manns“, Referat, gehalten am „Tag der mitteldeutschen Barockmusik 2001 in Zwic kau“. Digital copy: Robert-Schumann-Forschungsstelle e. V., 2024. Available at: https://www.schumann-ga.de/wordpress/?page_id=319 (accessed: 12.11.2024).