Научная статья
doi: https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.3.005
«Икона света» как образец «иконы в звуках» Джона Тавенера
Автор
Дарья Андреевна Еремина
Нижегородская государственная консерватория имени М. И. Глинки, Нижний Новгород, Россия
daria_eremina1@mail.ru, https://orcid.org/0009-0007-8452-7692
Аннотация
Статья посвящена феномену “Icon in Sound” («икона в звуках» / «музыкальная икона» / «звуковая икона»), занимающему центральное место в миропонимании и практике зрелого периода творчества английского композитора Джона Тавенера (1944–2013). Оригинальный тип композиции, напрямую соотносимый с понятием иконы и характеризующийся религиозным типом содержания, стал результатом многолетних духовных поисков музыканта. К «иконе в звуках» Тавенер обращался с 1983 по 2000 г.: в девяти сочинениях слово «икона» фигурирует в названии, в четырех — в уточняющих авторских примечаниях. Каждая «икона» получает индивидуальное жанровое воплощение и исполнительский состав. Феномен «звуковой иконы» рассмотрен в статье на примере первого подобного опуса — «Иконы света» (1983), написанного для двойного хора и струнного трио. Произведение до сих пор не становилось предметом анализа в отечественной науке. В нем нашли отражение характерные черты данного типа композиции: опора на византийскую гимнографию, использование текстов на греческом языке, символизм мышления (тембровый, пространственный, числовой), симметрия, обращение к средневеково-ренессансным полифоническим принципам организации материала, экстатичность.
Ключевые слова: Джон Тавенер, икона в звуках, «Икона света», современная английская академическая музыка, хоровая музыка
Для цитирования: Еремина Д. А. «Икона света» как образец «иконы в звуках» Джона Тавенера // Opera musicologica. 2024. Т. 16. № 3. С. 84–103. https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.3.005
Статья поступила в редакцию: 01.04.2024; одобрена после рецензирования: 28.04.2024; принята к публикации: 20.06.2024; опубликована: 10.09.2024.
Список источников
[1] Губарева 2017 — Губарева О. Ритм и метафора в искусстве иконы // Слово.ру: Балтийский акцент. 2017. Том 8. № 1. С. 24−34. Цифровая копия: Журналы БФУ им. И. Канта, 2011–2024. URL: https://journals.kantiana.ru/upload/iblock/71f/Губарева_24-34.pdf (дата обращения: 01.04.2024).
[2] Насонов 2015 — Насонов Р. Музыка как «феозис» (о религиозной концепции Джона Тавенера) // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2015. № 3 (14). С. 72–85.
[3] Нумерология библейская // Азбука веры, 2005–2024. URL: https://azbyka.ru/numerologiya-biblejskaya (дата обращения: 01.04.2024).
[4] Оробинская 2024 — Оробинская Э. Ю. Вечность во времени: «Апокалипсис» Дж. Тавенера как опыт музыкальной иконографии // Научный вестник Московской консерватории. Том 15. Выпуск 1 (март 2024). С. 46–61. https://doi.org/10.26176/mosconsv.2024.56.1.03.
[5] Miklaszewska 2021 — Miklaszewska J. The Idea of an “Icon in Sound” in the Works of John Tavener // Liturgia Sacra. Liturgia. 2021. No. 57 (1). Р. 217–231.
[6] Squibbs 2000 — Squibbs R. Cosmic Analogies: Structure and Symbolism in Tavener’s Ikon of Light. Greensboro: Annual Meeting of the Texas Society for Music Theory, 2000. 11 p.
[7] Tavener 1983 — Tavener J. Ikon of Light. London: Chester music, 1983. 29 р.
[8] Tavener 2000 — Tavener J. The Music of Silence: A Composer’s Testament. London: Faber&Faber, 2000. 208 р.
[9] Zinter 2015 — Zinter E. The Tyger and The Lamb: exploring the relationship between text and music in selected contemporary choral settings of two poems by William Blake (1757–1827): doctoral dissertation. The North Dakota State University of Agriculture and Applied Science, 2015. 80 p.
Original article
“Ikon of Light” as an Sample of John Tavener’s “Icon in Sound”
Author
Daria A. Eremina
Glinka Nizhny Novgorod State Conservatoire, Nizhny Novgorod, Russia
Luhansk State Academy of Culture and Arts named after Mikhail Matusovsky, Lugansk, Luhansk People’s Republic
daria_eremina1@mail.ru, https://orcid.org/0009-0007-8452-7692
Abstract
The article is devoted to the phenomenon of “Icon in Sound” («musical icon» / «sound icon»), which occupies a central place in the worldview and mature creative practice of the English composer John Tavener (1944–2013). The original type of composition, directly correlated with the concept of an icon and characterized by a religious type of content, was the result of many years of spiritual searches by the musician. Tavener addressed the “ikon in sound” from 1983 to 2000: in nine works the word “ikon” appears in the title, and in four — in clarifying author's notes. Each “ikon” receives an individual genre embodiment and a performing cast. T he phenomenon of the “ikon in sound” is considered in the article on the example of the first sample — “Ikon of Light” (1983), written for a double choir and a string trio. When translating a visual-spatial art form into an auditory-temporal one, Tavener managed to preserve the essential features of the ikon and not lose his characteristic style of writing. T he composition reflects the characteristic features of this type of composition: reliance on Byzantine hymnography, texts in Greek, symbolism of thought (timbre, spatial, numerical), symmetry, appeal to medieval-Renaissance polyphonic principles of material organization, ecstasy. In Russian musicology, the “Ikon of Light” has not been presented before.
Keywords: John Tavener, icon in sound, “Ikon of Light”, contemporary English classical music, choral music
For citation: Eremina, Daria A. “Ikon of Light” as a Sample of John Tavener's “Icon in Sound”. Opera musicologica. 2024. Vol. 16, no. 3. Р. 84–103. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.3.005
The article was submitted: 01.04.2024; approved after reviewing: 28.04.2024; accepted for publication: 20.06.2024; published: 10.09.2024.
References
[1] Gubareva, Oksana (2017). “Ritm i metafora v iskusstve ikony” [“Rhythm and metaphor in icon art”]. In Slovo.Ru: Baltiyskiy Aktsent [Word.ru: Baltic accent]. 2017. Vol. 8, no. 1, pp. 24–34 (in Russian). Digital copy: Zhurnaly BFU im. I. Kanta, 2011–2024. Available at: https://journals.kantiana.ru/upload/iblock/71f/Губарева_24-34.pdf (accessed: 01.04.2024).
[2] Nasonov, Roman (2015). “Muzyka kak ‘feozis’ (o religioznoy kontseptsii Johna Tavenera)” [“Music as a ‘theosis’ (about John Tavener’s religious concept)”]. In Ucheny zapiski Rossiyskoy akademii muzyki imeni Gnesinykh [Scientific notes of the Gnessin Russian Academy of Music]. 2015, no. 3 (14), pp. 72–85 (in Russian).
[3] “Numerologiya bibleyskaya” (2023). Available at: https://azbyka.ru/numerologiya-biblejskaya (accessed: 09.09.2023) (in Russian).
[4] Orobinskaya, Eleonora (2024). “Vechnost’ vo vremeni: ‘Apokalipsis’ J. Tavenera kak opyt muzykal’noy ikonografii” [“Eternity in Time: John Tavener’s ‘Apocalypse’ as an Attempt of Musical Iconography”]. In Nauchnyy vestnik Moskovskoy konservatorii / Journal of Moscow Conservatory. Vol. 15, no. 1 (March 2024), рр. 46–61 (in Russian). https://doi.org/10.26176/mosconsv.2024.56.1.03.
[5] Miklaszewska, Joanna (2021). “The Idea of an ‘Icon in Sound’ in the Works of John Tavener”. In Liturgia Sacra. Liturgia. 2021, no. 57 (1), pp. 217–231.
[6] Squibbs, Ronald (2000). Cosmic Analogies: Structure and Symbolism in Tavener’s Ikon of Light. Annual Meeting of the Texas Society for Music Theory, 11 p.
[7] Tavener, John (1983). Ikon of Light. London: Chester music, 29 р.
[8] Tavener, John (2000). The Music of Silence: A Composer’s Testament. Faber and Faber, 208 р.
[9] Zinter, Erik Andrew (2015). The Tyger and The Lamb: exploring the relationship between text and music in selected contemporary choral settings of two poems by William Blake (1757−1827). The North Dakota State University of Agriculture and Applied Science, 80 p.