Научная статья
doi: https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.4.004
Баховские хоралы в издании Шарля Гуно (1870):
принципы отбора и комментарии
Автор
Тамара Игоревна Твердовская
Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова, Санкт-Петербург, Россия tverdo2001@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-1266-3923
Аннотация
В статье рассматривается публикация избранных хоралов И. С. Баха, предпринятая Шарлем Гуно, — Choix de Chorals de Jean Sébastien Bach, annotés par Ch. Gounod (Paris, Choudens Fils Edition, 1870). Из третьего издания собрания К. Ф. Э. Баха и И. Ф. Кирнбергера 371 vierstimmige Choralgesänge von Johann Sebastian Bach (Лейпциг, 1831) Гуно отбирает 152 хорала и снабжает их своими комментариями. Раскрываются обстоятельства и причины появления подобной публикации, дается характеристика подхода одного из виднейших французских композиторов к материалу, представляющему собой квинтэссенцию баховского наследия. Особо отмечаются прецеденты воплощения хорала в предшествующих публикации оперных творениях Гуно («Фауст», «Мирейль») — как продолжение традиции, заложенной В. А. Моцартом в «Волшебной флейте» и Дж. Мейербером в «Гугенотах». В развернутом Предуведомлении, блистательном с точки зрения литературного стиля, Гуно обозначает векторы постижения баховского наследия французской музыкальной культурой второй половины XIX в. Дидактическая направленность публикации во многом отражает и общеевропейскую тенденцию — постепенное «врастание» Баха в процесс профессионального формирования музыкантов независимо от их специальности, уровня оснащенности и принадлежности к национальной школе.
Ключевые слова: Иоганн Себастьян Бах, Шарль Гуно, хорал, орган, французская опера второй половины XIX века, рецепция наследия И. С. Баха, музыкальная педагогика
Для цитирования: Твердовская Т. И. Баховские хоралы в издании Шарля Гуно (1870): принципы отбора и комментарии // Opera musicologica. 2024. Т. 16. № 4. С. 64–81. https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.4.004
Статья поступила в редакцию: 15.05.2024; одобрена после рецензирования: 30.05.2024; принята к публикации: 18.09.2024; опубликована: 12.11.2024.
Список источников
[1] Горелик 2008 — Горелик Н. Г. Аббат Гуно и его опера «Фауст» // Южно-Российский музыкальный альманах. 2008. № 5. С. 74–82.
[2] Денисов 2023 — Денисов А. В. Хорал “Ein feste Burg ist unser Gott” в «Гугенотах» Дж. Мейербера — парадоксы знаменитой темы // Opera musicologica. 2023. Т. 15. № 3. С. 108–121. https://doi.org/10.26156/OM.2023.15.3.007
[3] Твердовская 2024 — Твердовская Т. И. Ave Maria И. С. Баха — Ш. Гуно: «музы кальный мем» из XIX века // Генетические общности теории музыки: жанр, стиль, язык в динамике истории: V международный конгресс Общества теории музыки (Екатеринбург, 2–4 апреля 2024 года): тезисы докладов / Общество теории музыки, Уральская гос. консерватория имени М. П. Мусоргского, Московская гос. консерватория имени П. И. Чайковского; сост. К. В. Зенкин, О. И. Кузнецова, Е. А. Токун. Екатеринбург: Карлсон, 2024. С. 82.
[4] Fauquet, Hennion 2000 — Fauquet J.M., Hennion A. La grandeur de Bach: L’amour de la musique en France au XIXe siècle. Paris: Fayard, 2000. 248 p. (Les chemins de la musique)
[5] Gounod 1870 — Gounod, Ch. [editeur]. Choix de Chorals de Jean Sébastien Bach, an notés par Ch. Gounod. Paris, Choudens, n. d. [1870]. 137 p. // International Music Score Library Project / Petrucci Music Library, 2024. URL: https://imslp.org/wiki/Choix_de_Chorals_(Bach%2C_Johann_Sebastian) (дата обращения: 12.11.2024).
[6] Lessmann 2020 — Lessmann, B. Appropriations of Gregorian Chant in Fin-de-siècle French Opera: Couleur locale — Message-Opera — Allusion? // Journal of the Royal Musical Association, 145/1, pp. 37–74. https://doi.org/10.1017/rma.2020.7
[7] Pagnerre 1890 — Pagnerre, L. Charles Gounod, sa vie et ses oeuvres. Paris: L. Sauvaitre, 1890. 442 p.
Original article
Charles Gounod’s Publication of Chorales by J. S. Bach (1870):
Selection Principles and Comments
Author
Tamara I. Tverdovskaya
Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory, Saint Petersburg, Russia
tverdo2001@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-1266-3923
Abstract
The article deals with Charles Gounod’s publication of selected chorales by Jo hann Sebastian Bach — Choix de Chorals de Jean Sébastien Bach, annotés par Ch. Gounod (Paris, Choudens Fils Edition, 1870). From the third edition of the collection of Carl Philipp Emanuel Bach and Johann Philipp Kirnberger’s 371 vierstimmige Choralgesänge von Jo hann Sebastian Bach (Leipzig, 1831), Gounod selected 152 chorales and provided them with his commentaries. The circumstances and reasons for the appearance of such a publication are revealed, and the approach of one of the most important French composers to material representing the quintessence of Bach’s legacy is described. The precedents of the chorale’s incarnation in Gounod’s operatic creations that preceded the publication (Faust, Mireille) are highlighted as a continuation of the tradition established by W. A. Mozart in Die Zauberflöte and G. Meyer beer in Les Huguenots. In a detailed and literarily brilliant Avertissement, Gounod outlines the vectors driving the understanding of Bach’s legacy by French musical culture in the second half of the 19th century. The didactic orientation of the publication also reflects in many ways a pan-Europe an trend — the gradual “ingrowth” of Bach into the process of professional training of musi cians, regardless of their specialization, level of sophistication and affiliation to a national school.
Keywords: Johann Sebastian Bach, Charles Gounod, chorale, organ, French opera of the second half of the 19th century, reception of J. S. Bach’s heritage, music pedagogy
For citation: Tverdovskaya, Tamara I. J. S. Bach’s Chorales in Ch. Gounod’s Publication (1870): Selection Principles and Comments. Opera musicologica. 2024. Vol. 16, no. 4. Р. 64–81. (In Russ.) https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.4.004
The article was submitted: 15.05.2023; approved after reviewing: 30.05.2024; accepted for pu blication: 18.09.2024; published: 12.11.2024.
References
[1] Gorelik, Natalya G. (2008). “Abbat Gounod i ego opera “Faust” [“L’abbé Gounod and his opera ‘Faust’ ”]. In Yuzhno-Rossiyskiy muzykal’nyy al’manach [South-Russian Musi cal Anthology]. 2008, no. 5, pp. 74–82 (in Russian).
[2] Denisov, Andrei V. (2023). “Khoral ‘Ein feste Burg ist unser Gott’ v ‘Huguenotakh’ G. Meyerbeera — paradoksy znamenitoy temy” [“Chorale ‘Ein feste Burg ist un ser Gott’ in ‘The Huguenots’ by Giacomo Meyerbeer — Paradoxes of a Famous T heme”]. In Opera musicologica. 2023. Vol. 15, no. 3, pp. 108–121 (in Russian). https://doi.org/10.26156/OM.2023.15.3.007
[3] Tverdovskaya, Tamara I. (2024). “Ave Maria J. S. Bacha — Ch. Gounod: ‘muzykal’nyy mem’ iz XIX veka” [“J. S. Bach — Ch. Gounod’s Ave Maria: a ‘musical meme’ from 19th century”]. In Geneticheskiye obshchnosti teorii muzyki: zhanr, stil’, yazyk v dina mike istorii: V mezhdunarodnyy kongress Obshchestva teorii muzyki (Ekaterinburg, 2–4 aprelya 2024 goda) [Genetic communities of the music theory: genre, style, lan guage in history dynamics: V International Congress of the Society for Music Theory (Ekaterinburg, April 2–4, 2024)]: abstracts, compilers Konstantin V. Zenkin, Olga I. Kuznetsova, Yelena A. Tokun. Yekaterinburg: Karlson, р. 82 (in Russian).
[4] Fauquet, Joël-Marie & Hennion, Antoine (2000). La grandeur de Bach: L’amour de la mu sique en France au XIXe siècle. Paris: Fayard, 2000. 248 p. (Les chemins de la mu sique).
[5] Gounod, Charles [editeur] [1870]. Choix de Chorals de Jean Sébastien Bach, annotés par Ch. Gounod. Paris, Choudens, n. d. [1870]. 137 p. In International Music Score Library Project / Petrucci Music Library, 2024. Available at: https://imslp.org/wiki/Choix_de_Chorals_(Bach%2C_Johann_Sebastian) (accessed: 12.11.2024).
[6] Lessmann, Benedikt (2020). “Appropriations of Gregorian Chant in Findesiècle French Opera: Couleur locale — Message-Opera — Allusion?” In Journal of the Royal Musi cal Association, 145 / 1, pp. 37–74. https://doi.org/10.1017/rma.2020.7
[7] Pagnerre, Louis (1890). Charles Gounod, sa vie et ses oeuvres. Paris: L. Sauvaitre, 1890. 442 p.