Ученое звание: профессор (2016)
Ученая степень: доктор искусствоведения (2011)
Почетное звание: Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации (2003)
Образование: Ленинградская ордена Ленина государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова (1973), музыковедение; аспирантура Ленинградской ордена Ленина государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова (1976)
Сведения о диссертациях: «Поздний период творчества Густава Малера» (философско-эстетические особенности симфонической концепции), (кандидатская, 1981); «Оперы Франца Шрекера и модерн в музыкальном театре Австрии и Германии» (докторская, 2010)
Повышение квалификации: «Актуальные проблемы музыкального искусства: теория, история, практика, педагогика (2018); «Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности преподавателя в условиях реализации ФГОС» (2020)
Общий трудовой стаж: с 1977 года
Педагогический стаж работы в вузе: с 1979 года
Преподаваемые дисциплины: Специальный курс истории зарубежной музыки для студентов музыковедческого факультета, общий курс истории зарубежной музыки для студентов исполнительских факультетов, руководство написанием кандидатских диссертаций, дипломных работ, студенческих и аспирантских курсовых работ и рефератов
Сфера научных интересов: История музыки, австро-немецкая музыка начала XX века, творчество Г. Малера, Р. Штрауса, Ф. Шрекера, А. Цемлинского. Автор монографии «Оперы Франца Шрекера и модерн в музыкальном театре Австрии и Германии» (2010), свыше 60 статей по проблемам зарубежной и русской музыки; составитель и редактор научных сборников. Принимала участие в организации ряда крупных международных научных конференций, в том числе: «М. И. Глинка: музыка истории 1804–2004» (Москва – Санкт-Петербург, 2004), «Санкт-Петербургская консерватория в мировом музыкальном пространстве: композиторские, исполнительские, научные школы» (Санкт-Петербург, 2012), «Язык, музыка и компьютерные технологии» (Санкт-Петербургская консерватория совместно с Санкт-Петербургским университетом аэрокосмического приборостроения, Санкт-Петербург, 2015) и др.
Под руководством Н.И.Дегтяревой подготовлены и защищены около 30 дипломных работ и семь кандидатских диссертаций.
Список основных научных работ:
Книги:
- Оперы Франца Шрекера и модерн в музыкальном театре Австрии и Германии. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010. 368 с.
- Анатолий Никитин, музыкант и педагог (составление, общая редакция и комментарии). СПб.: Глаголъ, 1996. 166 с.
Учебники, учебные пособия:
- Музыка Австрии. Неовенская оперетта. Музыка Германии // История зарубежной музыки: учебник для музыкальных вузов. Начало XX века – середина XX века / колл. авторов; сост. и общая ред. В.В. Смирнова. Выпуск шестой. СПб.: Композитор, 1999. 2-е изд. – 2001. С. 280–303, 369–384, 385–391, 396–402.
- Модерн и австро-немецкая опера начала XX века: Р. Штраус. Ф. Шрекер. А. Цемлинский: (учебное пособие). СПб.: СПбГК, 2014. 138 с.
- Музыкальная культура Древней Греции (учебное пособие). СПб.: СПбГК, 2014. 40 с.
- «Аида», «Отелло», «Фальстаф» Дж. Верди: интонационный сюжет и музыкальная драматургия (учебное пособие). СПб.: СПбГК, 2015. 51 с.
- Музыкальная культура западноевропейского Средневековья (учебное пособие). СПб.: Композитор•Санкт-Петербург, 2018. 161 с.
Статьи:
- Густав Малер как художник «заключительной темы» в музыке ХХ века // Журнал любителей искусства. СПб., 1998, № 2. С. 6–12.
- О «фаустовских» мотивах в Третьей и Восьмой симфониях Г.Малера // Гёте и музыка: сб. ст. к 250-летию со дня рождения поэта / отв. ред. и сост. А. В. Гусева. СПб: Изд-во Политехн. ун-та, 2004. С. 104–108.
- Ритм прозы в вокальной мелодике и драматургии опер Ф.Шрекера // Ритм и форма: сб. статей / ред. Н. Афонина, Л. Иванова. СПб.: Союз художников, 2002. С. 187–203.
- Идеи и символы времени. Австро-немецкая опера в эпоху модерна // Музыкальная академия. 2009, № 3. С. 150–156
- Модерн и музыка: феномены стиля (на материале австро-немецкой оперы начала XX века) // Музыковедение. 2009, № 4. С. 25–30
- Мотивы иконографии Югендстиля в австро-немецкой опере начала XX века // Музыковедение. 2009, № 7. С. 15–21
- Франц Шрекер и композиторы новой венской школы: параллели и пересечения // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. СПб., 2009, № 111. С.224–233
- Опера-сказка Франца Шрекера «Кладоискатель»: метаморфозы жанра в пространстве модерна // Звуковая среда современности. Сб. статей памяти М.Е. Тараканова (1928–1996) / отв. ред.-сост. Е.М.Тараканова. М.: ГИИ, 2012. Стр. 58–70
- Из переписки Арнольда Шёнберга и Франца Шрекера // Густав Малер и музыкальная культура его времени. В честь 150-летия со дня рождения Густава Малера и 125-летия со дня рождения Альбана Берга: материалы международной научной конференции / ред. сост И.А. Барсова (отв. ред.), И.В. Вискова. М.: Научно-изд. центр «Московская консерватория», 2013. Стр. 147–156.
- К. Ю. Давыдов – четвертый директор Санкт-Петербургской консерватории (из неопубликованной переписки) // Санкт-Петербургская консерватория в мировом музыкальном пространстве: композиторские, исполнительские. научные школы. 1862–2012: сб. статей по материалам междунар. симпозиума, посвящ.150-летию консерватории / ред.-сост.:Н.И. Дегтярева (отв. ред.), Н.А. Брагинская. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2013. С. 323–331.
- Вопросы терминологии в анализе оперной драматургии // Opera musicologiсa. 2014, № 2 (20). С. 54–60.
- О выборе ракурса, или к вопросу об изучении творчества Густава Малера // От русского Серебряного века к Новому Ренессансу: сб. статей по материалам Международного форума к 80-летию Сергея Слонимского (4–7 апреля 2012 года) / сост., науч. ред. Р.Н. Слонимская, Р. Г. Шитикова СПб.: Lennex Corp., Edinburg, 2014. Стр. 134–139.
- Обзор основных направлений научной деятельности Санкт-Петербургской консерватории // Музыкальная наука в XXI веке: пути и поиски. Материалы Международной научной конференции 14–17 октября 2014 года / отв. ред. Т.И Науменко. М.: ПРОБЕЛ-2000, 2015. С 25–34.
- О тематической работе в «Отелло» и «Фальстафе» Верди // Opera musicologiсa. 2015, № 2 (24). С. 62–74.
- Цемлинский — Шрекер: эпистолярные сюжеты // Opera musicologiсa. 2015, № 3 (25). С. 78-86.
- In Search of Meaning: Study on Relation of Language and Music in Work of Russian Scientists // Language, Music and Computing: First International Workshop, LMAC 2015, St, Petersburg, Russia, April 20-22, 2015. Revised Selected Papers. Communications in Computer and information Science, Vol.561 / P.Eismont, N. Konstantinova (Eds.). Springer International Publishing, 2015. P. 11-23. (В соавторстве с П. Эйсмонт)
- История национальных музыкальных культур в исследованиях ученых Ленинградской / Санкт-Петербургской консерватории: персоналии, тематика, направления // Музыка как национальный мир искусства. Материалы Международной научной конференции. Казань, 23–25 апреля 2015 года / сост. и отв. ред. Порфирьева Е.В. Казань: Казанская гос. консерватория, 2015. С. 46–56 .
- Французская «Саломея» Рихарда Штрауса // Р. Штраус и его время: сб. статей по материалам международной научной конференции, посвященной 150-летию со дня рождения композитора (СПбГК, 2014) / ред.-сост. Н.А. Брагинская. СПб.: Скифия-принт, 2017. С. 25–33.
- Рудольф Колиш и его исследование «Темп и характер в музыке Бетховена» // Университетский научный журнал (филологические и исторические науки, археология и искусствоведение). 2018. № 42. С. 29–37. (В соавторстве с А.Д. Ефимовским).
- История музыки как системный объект: взгляд из XIX века (по материалам работ Александра Николаевича Серова) // Opera musicologiсa. 2019, № 2 (40). С. 13-21.
- Метаморфозы смыслов в судьбе «Отмеченных» („Die Gezeichneten”) Франца Шрекера: от литературных истоков до сценической реализации // Опера в музыкальном театре: история и современность. Материалы Четвертой Международной научной конференции, 11–15 ноября 2019 г. / ред-сост. И.П. Сусидко. Том 1. М.: РАМ имени Гнесиных, 2019. С. 479–487
- Музыка в глобальном супермаркете культуры: спешить ли за покупками? // Opera musicologiсa. 2020, № 12 (3). С. 124-131.
- Научные школы Ленинградской / Санкт-Петербургской консерватории: кафедра истории зарубежной музыки // Научные школы в музыковедении XXI века: к 125-летию учебных заведений имени Гнесиных Материалы Международной научной онлайн-конференции 24–27 ноября 2020 года / ред.-сост. Т.И. Науменко. М.: РАМ им. Гнесиных, 2020. С. 24–33 (в соавторстве с Т.И. Твердовской).
- Ханс Ротт – современник Густава Малера // Сетевой электронный научный журнал РАМ им. Гнесиных «Современные проблемы музыкознания» (Contemporary Musicology). 2021, № 1. С. 97–112. URL: http://gnesinsjournal.ru/2021-1
Редакторско-составительская работа:
- Выступала в качестве научного редактора и составителя сборников статей и материалов крупных научных конференций, учебных и научно-популярных изданий, среди которых: Друскин М.С. История зарубежной музыки, вып. 4: Учебник для музыкальных вузов. Издание седьмое, переработанное. СПб: Композитор, 2002. 50 п.л. (Член редакционной коллегии; редактор глав «Музыкальная культура Австрии», «Музыкальная культура Чехии»); М.И.Глинка. К 200-летию со дня рождения: Материалы международных научных конференций: в 2-х тт. / Московская гос. консерватория, Санкт-Петербургская гос. консерватория / отв. ред.: Н.И. Дегтярева, Е.Г. Сорокина. Редколлегия: Н.Ю. Катонова, М.П. Мищенко, Д.Р. Петров. М., 2006. Т.I. – 30 п.л. Т.II – 27,25 п.л.; Санкт-Петербургская консерватория. Т.2. Исторические адреса. Здания. Реконструкции / сост. А.А. Алексеев-Борецкий, Е.В. Гончарова; гл. ред. Н.И. Дегтярева. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2012. 23 п.л.; Санкт-Петербургская консерватория в мировом музыкальном пространстве: композиторские, исполнительские. научные школы. 1862–2012: сборник статей по материалам международного симпозиума, посвященного150-летию консерватории / ред.-сост.: Н.И. Дегтярева (отв. ред.), Н.А. Брагинская. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2013. 29,25 п.л. и др.
Natalia Degtyareva is a senior doctor of arts, professor at the department of Western music and the provost for research at the St.Petersburg Conservatory. She graduated from the Leningrad Conservatory as a musicologist in 1973, and completed her PhD at the same institution in 1976. Her research interests focus on the Austro-German music of the early 20th century. She published a monograph Franz Schreker’s Operas in Austrian and German Music Theater of the Late 19th and Early 20th Centuries (2010), and more than fifty articles on Western and Russian music, as well as edited several collections of essays. She participated in the organization of several international conferences, including «M.I. Glinka: the music of history 1804–2004» (Moscow—St.Petersburg, 2004) and «St.Petersburg Conservatory in the Global Musical Context: schools of composition, performance and scholarship» (St.Petersburg, 2012).