ВЫСТАВКА «БОГОМ БЫТЬ НЕ МОГУ, КОРОЛЕМ — НЕ ХОЧУ. Я — АРТИСТ». А. Г.РУБИНШТЕЙН В ЗЕРКАЛЕ ДОКУМЕНТОВ ИЗ СОБРАНИЯ БИБЛИОТЕКИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ"

Экспозиция посвящена жизни и   творчеству  выдающегося  пианиста,  дирижёра, композитора,  основателя и директора Санкт-Петербургской  консерватории  Антона Григорьевича  Рубинштейна.  На  выставке представлены фотографии, книги, нотные рукописи, письма,  концертные программы. 
Антон     Григорьевич    Рубинштейн   родился   16  (28)   ноября   1829   года   в  селе    Выхватинцы  Подольской  губернии.  Фортепианной  игре  обучался  сначала   у матери,  затем у А. И. Виллуана.  Первое концертное турне   по  городам  Европы   (1840-1843)     совершил в  возрасте 11 лет, вызвав своим исполнением восторженную реакцию Шопена и Листа, предсказавших  ему блистательное будущее.  В 1844-1848    годах    Рубинштейн жил за границей (Берлин, Вена), где  изучал  музыкально - теоретические  дисциплины у  З.  Дена. С  1848  года  состоял пианистом  при  дворе  Великой  княгини  Елены  Павловны, организовывая музыкальные вечера   с участием   знаменитых   европейских   музыкантов,  таких  как  Г.  Венявский, А. Вьётан, К. Шуберт и др. 
В  1858-1867  годах Рубинштейн активно занимался вопросами профессионального  музыкального  образования  и  просветительства  в   России.   По   его инициативе  и  при  поддержке   Великой  княгини  Елены  Павловны  было   организовано Русское  музыкальное  общество  (РМО,  1859)    и    открыта   первая    в   России   консерватория  (1862),  которую  он   возглавлял  в  1862 - 1867,  1887 - 1891  годах.  Помимо  выполнения директорских   обязанностей,   Рубинштейн   вёл  в   консерватории   классы   фортепиано, практического  сочинения  и  инструментовки,  оперной,   ансамблевой игры  и   хорового пения. 
1867-1887 г.г. —  период  колоссального  размаха   исполнительской   деятельности Рубинштейна.  Пианист  играл  во  многих  городах  России,  объездил  почти  все   страны Европы. В концертном сезоне 1872/73 гг. Антон Григорьевич совершил грандиозное турне по   Америке   (США,  Канада).    Кульминацией   его исполнительской  карьеры стали масштабные по  своему замыслу  исторические концерты  (1883 - 1886)  в  крупнейших городах  Европы  и  Петербурге.   В семи  концертах  цикла  было  представлено развитие мировой   фортепианной   литературы   от   её   истоков   до   произведений   современных композиторов,  в  том  числе  русских.    
В 1887  году возобновилась активная музыкально-общественная деятельность Рубинштейна. Он дирижировал концертами РМО и руководил консерваторией.   В  этот   период   был  разработан     новый    Устав  Санкт - Петербургской  консерватории, направленный на  укрепление  дисциплины  и поднятие художественного уровня  и  квалификации  учащихся.  Открылись особые классы — высший фортепианный и  педагогический,  руководство  которыми  Рубинштейн  взял  на  себя. В марте 1887 года Рубинштейн  вносит  в  дирекцию  РМО проект об организации в Петербурге специальных оперных   спектаклей     общедоступных  концертов.    Благодаря  ходатайству   Антона Григорьевича  перед  правительством, консерватория получила к  25-летнему  юбилею в постоянное пользование здание  бывшего  петербургского Большого театра на Театральной  площади.  
В  1890  году по проекту  и  на  средства Рубинштейна был организован  первый в   истории музыкального    искусства   Международный   конкурс пианистов  и  композиторов,  который поочерёдно должен  быть проходить раз в пять лет в крупнейших  городах   Европы (Петербург, Берлин, Вена, Париж). 
В  1888/89 гг.  для студентов  и  профессоров консерватории  Рубинштейн  провёл  спецкурс  из 32 лекций по истории  фортепианной  литературы,  в  котором были исполнены  и прокоммментированы 877  пьес  57 авторов.
Оставив  в  1891  году консерваторию, Рубинштейн последние годы жизни   провёл   преимущественно за рубежом (Германия),  выступая периодически с благотворительными  концертами  и  занимаясь  литературным  (воспоминания, книги, статьи) и  композиторским  творчеством.   
По возвращении в 1894 году в Россию Антон Григорьевич   поселился   на  собственной даче в Петергофе, где и скончался 8 (20) ноября в   1894  году.   Похоронен   на   Тихвинском кладбище  (Некрополе  Мастеров  искусств) Александро-Невской  Лавры.  В 1902 году в фойе Большого зала консерватории был  установлен   памятник  Рубинштейну (скульптор  Л.  Бернштам).    Спустя   немногим   более   100 лет,    17  сентября    2005   года, торжественно, при участии Санкт-Петербургской консерватории,  в  Петергофе  был   открыт  памятник    «Почётному гражданину     Петергофа   Антону   Григорьевичу     Рубинштейну» (скульптор   Г. Ястребенецкий). 
Творческое  наследие  Рубинштейна  охватывает  почти  все  музыкальные   жанры  — 20 опер, 1 балет,  30   симфонических   произведений  (симфонии, симфонические картины, концерты  для  фортепиано  с  оркестром),  камерно - инструментальные  сочинения (трио, квартеты,  квинтеты,  сонаты  для  скрипки,  виолончели,  альта  с фортепиано), более 200 произведений   для   фортепиано,   романсы  и  вокальные  ансамбли.   Среди классических образцов  русской  музыки,  созданных  композитором — опера  «Демон», 4-й концерт для фортепиано  с  оркестром,  2-я симфония («Океан»),   «Персидские песни», большое число романсов,  разнообразных  по настроению  фортепианных  пьес.  Велико  значение  и   тех произведений,    которые,  не   став   классическими  образцами,   исторически способствовали    становлению  в  России  таких  музыкальных жанров, как фортепианный концерт,   симфоническая   поэма,   симфония,   лирическая   опера.   Рубинштейн    явился создателем   театрализованной   оратории   на   библейские   сюжеты  («духовной оперы»): «Потерянный  рай»  (1856),  «Вавилонское  столпотворение»  (1869),   «Маккавеи»(1874), «Суламифь» (1881 - 1883),   «Христос»   (1893 - 1894). 
В   последние   годы   жизни   Антон  Григорьевич   занялся   литературным   трудом: известны его книги  «Автобиографические  рассказы»,    «Музыка  и  её  представители»,   «Короб мыслей»  Он  живо, откровенно,   порой   в   манере   изречений-афоризмов («Короб мыслей»)  излагал  свои  взгляды  на жизнь, на музыку и творчество крупнейших композиторов прошлого и современности.