ЭВЕРАРДИ, Камилло (Camille François Everard) (1825–1899)

Кафедра сольного пения
Профессор

ЭВЕРАРДИ (Everardi, настоящая фамилия — Everard, Эврар), Камилло (Camille François, Камилл Франсуа) (15 ноября 1825, г. Динан, Бельгия – 5/17 января 1899, Москва; захоронен в д. Толошница Новгородской губернии) — оперный певец (бас-баритон), вокальный педагог. Профессор 1-й степени (1881).

В детстве учился игре на скрипке и самостоятельно овладел почти всеми оркестровыми инструментами. Был солистом в церковном хоре. После мутации голоса поступил в Льежскую консерваторию (кл. сольного пения профессора Ж. Жеральди). По ходатайству Д. Обера, был принят в Парижскую консерваторию (кл. Л. Поншара и Ф. А. Габенека), которую окончил с 1-й премией (1846, Premier prix de Paris). Совершенствовался в вокальном искусстве у видных представителей французской и итальянской вокальных школ. В Париже брал уроки у М. Гарсиа-сына, в Неаполе — у Дж. Маццини (1849–1851), в Милане — у Ф. Ламперти (1851).

Успешно дебютировал на сцене неаполитанского театра Сан-Карло (опера «Навуходоносор» Д. Верди, 1850). Выступал в лучших оперных театрах Италии, исполняя баритоновые партии преимущественно в операх Дж. Россини (1851–1855).

Завоевал славу блистательного виртуоза, гастролируя в Париже, Вене, Брюсселе, Будапеште, Мадриде и др. городах Европы (1855–1857). В совершенстве владел искусством бельканто. Обладал диапазоном в три октавы, феноменальной гибкостью, мощью и подвижностью голоса. Выделялся среди певцов итальянской школы своей актерской одаренностью. Создал целую галерею ярких вокально-сценических образов (лирических, драматических, комедийных). Среди лучших — роль Фигаро из оперы «Севильский цирюльник», над которым с певцом работал Дж. Россини. 

По рекомендации певца Л. Лаблаша был приглашен в Императорскую Итальянскую оперную труппу в Санкт-Петербурге, где выступал в сезоны 1857–1868 и 1870–1874 годов. В 1863 имел огромный успех в партии Мефистофеля на российской премьере оперы «Фауст» Ш. Гуно (образ создавался Гуно специально в расчете на художественную индивидуальность Эверарди). Принял приглашение Н. И. Зарембы вести кл. сольного пения в Санкт-Петербургской консерватории (1870). Оставил оперную сцену в 1874 году, полностью посвятив себя педагогике.

В Санкт-Петербургской консерватории: профессор кл. сольного пения (1870), профессор 1-й степени (1881–1888), руководитель оперного кл. (1873–1885), режиссер-постановщик всех оперных упражнений (отрывков из опер, 1885–1888). Адъюнктом в его кл. была Ж. Эверарди (1870–1873).

Покинул Консерваторию в 1888 году из-за разногласий с А. Г. Рубинштейном, который считал Эверарди апологетом «итальянщины» и обвинял его в дискриминации русской музыки. 

Отказавшись от приглашений в консерватории Брюсселя, Парижа, Вены, Эверарди уехал в Киев, где 11 лет вел кл. вокала в Музыкальном училище Киевского отделения Императорского Русского музыкального общества (1888–1899). Укрепил всемирную известность как великий педагог. 25-летие педагогической деятельности Эверарди (1897) отмечали все музыкальные учреждения России, Франции, Бельгии, Италии, Австрии, Англии. 

В последний год жизни Эверарди стал профессором Московской консерватории (1899).

Яркий представитель эмпирической педагогики, основанной на показе. Не признавал вокальных теорий в виде опубликованных методических трудов, утверждая: «Пению никакая книга не научит. Конечно, педагогам полезно ознакомиться с теориями, например, Гарсиа или Ламперти, которые были великими учителями, но все же их книги интересны лишь как отражение их взглядов на вокальное искусство, как итог их долголетнего опыта <…>. Я учился у живых людей, а не по книгам, что не одно и то же» (Вайнштейн Л. И. Камилло Эверарди и его взгляды на вокальное искусство. Воспоминания ученика. Киев, 1924. С. 7).

Интуитивно выстраивал индивидуальную систему обучения для каждого конкретного ученика. Именно Эверарди в своей педагогической методике удалось синтезировать итальянское bel canto с драматической природой русского вокального искусства. Вокальная школа Эверарди базировалась на трех основах: глубокое дыхание, обеспечивающее полноту и красоту вокального звучания, техническая беглость при четком и осмысленном произнесении слов, артистизм (без «оперных преувеличений»). Постановку голоса осуществлял одновременно с работой над музыкальным и художественным развитием ученика. Чтобы подтолкнуть фантазию вокалиста, Эверарди показывал варианты трактовок нюансов, темпов, рассказывал о певческих «приспособлениях» своих легендарных сценических партнеров — Ж. Дюпре, А. Нурри, Э. Тамберлика, Л. Лаблаша, Ж. Т. Барбо, Дж. Марио, А. Котоньи и других.

Плодотворность такого метода доказал уже первый выпуск класса Эверарди (1873), в котором были выдающиеся оперные артисты Ф. И. Стравинский и Д. А. Усатов (учитель Ф. И. Шаляпина).

Многочисленные ученики Эверарди занимали ведущее положение во многих консерваториях и оперных театрах России. Среди них — А. М. Давыдов, В. Л. Майборода (1872–1878), Л. М. Образцов, В. А. Лосский, П. А. Лодий (сент. 1877/1878), Н. В. Унковский, И. В. Тартаков, В. М. Зарудная (?–1880/1881–?), М. А. Дейша-Сионицкая (1880–1881), В. М. Самусь (?–1872–1877), Е. В. Де-Вос-Соболева, Л. Д. Донской, М. И. Мельников, Н. В. Салина, Н. Н. Фигнер, С. И. Габель (?–1876–1878), Э. К. Павловская, М. А. Славина, А. И. Мозжухин и многие другие певцы, режиссеры, педагоги, антрепренеры.

«Долго живя в России, Эверарди в большой мере приобщился к духу русского искусства и своей системой преподавания доказал, что можно усвоить итальянскую школу и сделать ее чудесной базой русского исполнительского искусства» (Левик С. Ю. Записки оперного певца. М., 1964. С. 427).

Библиография

Литература: Камилло Эверарди (К 25-летнему юбилею его педагогической деятельности. 1870–1895) // Русская музыкальная газета. 1895. № 11. Стб. 741–743; Профессор Камилло Эверарди: [некролог] // Русская музыкальная газета. 1899. № 3. Стб. 89–90; Вайнштейн Л. И. Камилло Эверарди и его взгляды на вокальное искусство: Воспоминания ученика. Киев, 1924. 47 с.; Ипполитов-Иванов М. М. 50 лет русской музыки в моих воспоминаниях. М., 1934. 159 с.; Шкафеp В. П. Сорок лет на сцене русской оперы: Воспоминания. 1890–1930. Л., 1936. 260 с.; Салина Н. В. Жизнь и сцена: Воспоминания артистки Большого театра. Л., 1941. 183 с.; Лосский В. А. Оперные мемуары. Часть первая. До театра // Лосский В. А. Мемуары. Статьи и речи. Воспоминания о Лосском. М., 1959. С. 109–140; Назаренко И. К. Камилло Эверарди // Назаренко И. К. Искусство пения: Очерки и материалы по истории, теории и практике художественного пения: Хрестоматия. 3-е изд. М., 1968. С. 281–297; Эверарди Камилло (наст. имя и фам. — Камилл Франсуа Эврар, Everard) // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 6. М., 1982. Стб. 479–480. (Кр. биогр. инф. о Ж. Эверарди. Стб. 480). URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/8753/ЭверардиМатвеева M. M. Отрывки из воспоминаний // Нестеренко Е. Размышления о профессии. М., 1985. С. 178–179; Барсова Л. Г. Из истории петербургской вокальной школы: Эверарди, Габель, Томарс, Ирецкая: Лекции. СПб., 1999. 107 с.; Эверарди Камилло // Пружанский А. М. Отечественные певцы, 1750–1917: Словарь: [В 2-х ч.]. М., 1991–2000. [Ч. 2]. 2000. С. 158–159; Селиверстова Н. Б. Итальянцы в России: вокальный класс Камилло Эверарди в Петербургской консерватории // Скрипичный ключ. 2007. № 1. С. 28–31; Вайнштейн Л. И. Камилло Эверарди и его взгляды на вокальное искусство. Воспоминания ученика. СПб., 2013. 56 с.

Н. Б. Селиверстова, 2012