Вступительные испытания (форма проведения вступительных испытаний: очная).
- Профильное испытание.
- Собеседование.
1. Профильное испытание представляет собой дирижирование оперно-симфоническим оркестром.
Дирижирование оперно-симфоническим оркестром
От поступающего требуется:
В течение 20 минут показать работу с оркестром над симфоническим произведением.
Список произведений для дирижирования оркестром:
Моцарт - Симфония № 36 "Линцская", часть I.
Бетховен - Симфония № 2, часть I, II; увертюра "Эгмонт".
Лист - Прелюды.
Брамс - Симфония № 1, часть IV.
Чайковский - Серенада для струнного оркестра; Сюита № 3, часть I; Симфония № 1, часть II.
Римский-Корсаков - Шехеразада.
Шостакович - Симфония № 1, часть I.
2. Коллоквиум: дирижирование оперно-симфоническим оркестром.
Представление письменной работы (реферата)
Реферат должен быть написан поступающим самостоятельно, обладать внутренним единством, обобщать результаты современных исследований по вопросам истории, теории и методики преподавания искусства дирижирования симфоническим оркестром. Оформление реферата включает титульный лист, введение, основную часть (может делиться на главы и (или) параграфы), заключение, библиографический список. Объем реферата – от 25.000 до 30.000 знаков, включая пробелы (15-17 страниц), шрифт Times New Roman – 14, интервал – 1,5. По решению экзаменационной комиссии реферат поступающего может быть проверен на объем заимствований.
Собеседование
Собеседование по теме реферата и по вопросам истории, теории и методики преподавания искусства дирижирования симфоническим оркестром.
На собеседовании проверяются:
а) знание литературы по специальности, партитуры и инструментов симфонического оркестра (тембр, объем, регистры, транспорт, выразительные средства);
б) умение проанализировать произведения, подготовленные для вступительного испытания по дирижированию;
в) умение сыграть с листа отрывок несложной симфонической партитуры. Примерная трудность: Бетховен. Увертюра "Эгмонт"; Симфония № 2, часть II; Симфония № 4, часть II;
г) знание основных этапов и закономерностей развития истории музыки;
д) слуховые навыки и общая подготовка по сольфеджио и гармонии.
Список музыкальной литературы, знание которой необходимо для собеседования:
- И.С.Бах - Бранденбургские концерты №№ 1, 2.
- Г. Берлиоз - Фантастическая симфония.
- Л. ван Бетховен - Симфонии №№ 1, 2, 3, 5, 7; увертюры "Кориолан", "Эгмонт", "Леонора" № 3; Концерты для фортепиано с оркестром №№ 3, 4, 5;
- Концерт для скрипки с оркестром.
- Ж. Бизе - Сюита № 1 из музыки к драме "Арлезианка".
- А. Бородин - Симфония № 2.
- И. Брамс - Симфонии №№ 1-4.
- Р. Вагнер - увертюры к операм "Тангейзер", "Летучий голландец", "Риенци", "Нюрнбергские майстерзингеры"; вступления к операм "Тристан и Изольда", "Лоэнгрин".
- К. Вебер - увертюры к операм "Вольный стрелок", "Оберон", "Эврианта".
- Й. Гайдн - Симфонии №№ 100, 103, 104.
- М. Глинка - "Камаринская"; "Вальс-фантазия"; Испанские увертюры.
- А. Дворжак - Симфония № 9 ("Из Нового света").
- Кл. Дебюсси - "Море".
- В. Калинников - Симфония № 1.
- Ф. Лист - симфонические поэмы "Прелюды", "Тассо"; Концерт № 1 для фортепиано с оркестром.
- А. Лядов - Восемь русских народных песен; "Волшебное озеро"; "Кикимора".
- Ф. Мендельсон - Симфония № 4; увертюры "Фингалова пещера", "Cон в летнюю ночь"; Концерт для скрипки с оркестром.
- В.А. Моцарт - Симфонии №№ 39, 40, 41; Маленькая ночная серенада; увертюры к операм "Похищение из сераля", "Свадьба Фигаро", "Дон Жуан", "Волшебная флейта".
- М. Мусоргский - "Ночь на Лысой горе".
- Н. Мясковский - Симфонии .№№ 21, 27.
- С. Прокофьев - Симфонии №№ 5, 6, 7; сюиты из балета "Ромео и Джульетта"; Кантата "Александр Невский".
- М. Равель - Сюита № 2 из балета "Дафнис и Хлоя".
- С. Рахманинов - Симфония № 2; Симфонические танцы; Концерты для фортепиано с оркестром №№ 2 и 3.
- Н.А. Римский-Корсаков - "Шехеразада"; "Испанское каприччио".
- И. Стравинский - балеты "Жар-птица", "Петрушка".
- П. Чайковский - Симфонии №№ 1, 4, 5, 6; "Ромео и Джульетта"; "Франческа да Римини"; "Итальянское каприччио"; Серенада для струнного оркестра; Концерт для скрипки с оркестром; Концерт для фортепиано с оркестром № 1.
- Д. Шостакович - Симфонии №№ 1, 5, 8, 10.
- И. Штраус - "Тиль Уленшпигель"; "Дон Жуан".
- Ф. Шуберт - Симфонии №№ 5, 7, 8.