Концертные струнные инструменты/ Оркестровые струнные инструменты

Вступительные испытания (форма проведения вступительных испытаний: очная).

  1. Творческое испытание.

  2. Собеседование.

  3. Профессиональное испытание.

СКРИПКА

1. Исполнение сольной программы: скрипка

Поступающий должен исполнить:

  1. Каприс или этюд по выбору поступающего.
  2. Две части из сонаты или партиты И.С. Баха для скрипки соло (одну - медленную, другую - быструю).
  3. I или II и III части концерта следующих авторов: Ф.Мендельсон, Г. Венявский (№2), Г. Конюс, Д. Кабалевский, В.А.Моцарт, А. Вьетан, А.Хачатурян и др.
  4. Пьесу по выбору поступающего.
  5. Кроме того, поступающий должен играть все виды гамм и арпеджио.

2. Коллоквиум: скрипка.

Вступительное испытание представляет собой собеседование  и чтение с листа.

Собеседование

Собеседование выявляет общекультурный уровень поступающего, его эстетические взгляды, эрудицию в области музыкального искусства, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыки, знание литературы по специальности. Проверяется понимание содержания, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений.

Чтение с листа

На вступительном испытании проверяются навыки поступающих по чтению с листа.
Примерная трудность предлагаемых произведений:

  1. Г. Ф. Гендель. Сонаты
  2. Ж.Ф. Мазас. Этюды
  3. Ш. Данкля. Этюды
  4. В.А. Моцарт. Дивертисмента для струнного квартета

 

АЛЬТ

1. Исполнение сольной программы: альт

Поступающий должен исполнить:

  1. Каприс или этюд по выбору поступающего. Например: этюд Б. Кампаньоли, Й. Палашко (соч. 55), М. Тэриана.
  2. Две части из полифонического произведения (одну - медленную, другую - быструю) по выбору поступающего.
  3. I или II и III части концерта либо сонаты. Например: концерты Г.Ф. Генделя, Й. Гайдна, сонаты И. Брамса, А. Онеггера.
  4. Произведение малой формы отечественного либо зарубежного композитора – И. Хандошкина, М. Глинки, Р. Шумана, Д. Мийо, С. Слонимского, Вл. Цытовича и т.д.
  5. Кроме того, поступающий должен играть все виды гамм и арпеджио.

2. Коллоквиум: альт.

Вступительное испытание представляет собой собеседование и чтение с листа.

Собеседование

Собеседование выявляет общекультурный уровень поступающего, его эстетические взгляды, эрудицию в области музыкального искусства, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыки, знание литературы по специальности. Проверяется понимание содержания, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений.

Чтение с листа

На вступительном испытании проверяются навыки поступающих по чтению с листа.
Примерная трудность предлагаемых произведений:

  1. Р. Крейцер – этюды – (переложение для альта)
  2. П. Нардини – соната f–moll (II, III ч.)
  3. П. Чайковский – 6 симфония
  4. В.А. Моцарт – дивертисменты для камерного оркестра

 

ВИОЛОНЧЕЛЬ

1. Исполнение сольной программы: виолончель

Поступающий должен исполнить:

  1. Этюд по выбору поступающего.
  2. Прелюдия или две танцевальные части из сюит для виолончели соло И.С. Баха.
  3. Произведение крупной формы.
  4. Пьесу по выбору поступающего.
  5. Кроме того, поступающий должен играть гаммы с двойными нотами и арпеджио по выбору комиссии.


2. Коллоквиум: виолончель.

Вступительное испытание представляет собой собеседование  и чтение с листа.

Собеседование

Собеседование выявляет общекультурный уровень поступающего, его эстетические взгляды, эрудицию в области музыкального искусства, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыки, знание литературы по специальности. Проверяется понимание содержания, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений.

Чтение с листа

На вступительном испытании проверяются навыки поступающих по чтению с листа.
Примерная трудность предлагаемых произведений:

  1. Фр. Доцауэр – этюды (I тетрадь)
  2. К. Поппер – этюды (I тетрадь)

 

КОНТРАБАС

1. Исполнение сольной программы: контрабас

Поступающий должен исполнить:

  1. Два этюда на различные виды техники. Например: этюды из сборников Ф. Зимандля (9 этюдов), Й. Грабе (2-я тетрадь).
  2. Две разнохарактерные части из старинной сюиты (А. Ариости, И.Э. Гальяр, А. Марчелло, Г.Ф. Гендель).
  3. Одну часть концерта (В. Пихль, Г.К. Гайзель, С. Кусевицкий и др.).
  4. Кроме того, поступающий должен играть двух- и трехоктавные гаммы, трезвучия и квартсекстаккорды.

2. Коллоквиум: контрабас.

Вступительное испытание представляет собой собеседование  и чтение с листа.

Собеседование

Собеседование выявляет общекультурный уровень поступающего, его эстетические взгляды, эрудицию в области музыкального искусства, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыки, знание литературы по специальности. Проверяется понимание содержания, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений.

Чтение с листа

На вступительном испытании проверяются навыки поступающих по чтению с листа.
Примерная трудность предлагаемых произведений:

  1. П. Чайковский – симфонии № 4,6
  2. Я. Граббе – этюды
  3. Й.Э. Шторх – этюды

АРФА

1. Исполнение сольной программы: арфа

Поступающий должен исполнить:

  1. Один этюд. Например: этюды из сборников Ш.О. де Берио (концертный этюд), В. Поссе, М. Турнье.
  2. Одну пьесу отечественного или зарубежного композитора.
  3. Одну пьесу в классическом стиле.
  4. Одну часть концерта или произведение виртуозного характера.

 

Обязательное произведение: А. Глазунов. Соло из балета "Раймонда".

 


2. Коллоквиум: арфа.

 

Вступительное испытание представляет собой собеседование  и чтение с листа.

Собеседование

Собеседование выявляет общекультурный уровень поступающего, его эстетические взгляды, эрудицию в области музыкального искусства, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыки, знание литературы по специальности. Проверяется понимание содержания, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений.

Чтение с листа

На вступительном испытании проверяются навыки поступающих по чтению с листа.
Примерная трудность предлагаемых произведений:

  1. П. Чайковский – Каденции
  2. Н. Бокса – Сборник этюдов
  3. Ж.Б. Кордон – Сонаты

Скрипка, альт, виолончель, контрабас, арфа

3. Музыкально-теоретическая подготовка: струнные инструменты.
 

Сольфеджио (письменно и устно)

  1. Записать двухголосный диктант гармонического склада с мелодизированным нижним голосом, с хроматизмами и модуляционным развитием. Диктант исполняется 8 раз.
  2. Определить на слух:
    а) тональность по данному тону «ля», по сопоставлению тональностей, представленных тоническими трезвучиями;
    б) мелодические интервалы простые и составные (через несколько октав) в диапазоне от большой до четвертой октавы (звук за звуком, «цепочкой»);
    в) гармонические интервалы (простые и составные);
    г) вид лада по звукоряду и в мелодическом фрагменте;
    д) аккорды по структуре (звучанию): малый мажорный, малый минорный, полууменьшенный (малый уменьшенный) септаккорды с обращениями, нонаккорды, уменьшенный септаккорд, аккорд целотоновой симметричной структуры – увеличенный терцквартаккорд, увеличенное трезвучие;
    е) аккорды в тональности (по разрешению): малый мажорный септ– и секундаккорды, уменьшенный септаккорд с обращениями, увеличенный терцквартаккорд;
    ж) «именные» аккорды: шопеновская и прокофьевская доминанты, рахманиновский аккорд, шубертова VI;
    з) гармоническую последовательность в форме периода, включающую различные виды модуляций и альтерированные аккорды субдоминантовой и доминантовой групп; назвать тональный план, аккорды, повторить на фортепиано;
    и) гармонию во фрагменте музыкального произведения; назвать тональный план, аккорды повторить на фортепиано.
  3. Спеть:
    а) «цепочку» звуков, образующих мелодические интервалы и аккорды в восходящем и нисходящем движении;
    б) небольшой мелодический фрагмент из музыки ХХ века, запомнив его после двух прослушиваний (образец может включать вариантные ступени, сдвиг и т.д.);
    в) одноголосную мелодию с листа. Примерная трудность: Н. Качалина. Сольфеджио. Вып. 1. №№ 25–70;
    г) для поступающих на фортепианный факультет: спеть с листа фрагмент вокального сочинения под собственный аккомпанемент. Примерная трудность: Ф. Шуберт. Литания; А. Даргомыжский. «Чаруй меня!».

Гармония (письменно и устно)

  1. Письменно гармонизовать мелодию без неаккордовых звуков (12–16 тактов), включающую модуляции в тональности 1-й степени родства. Срок выполнения – 2 часа (120 минут).

  2. Играть на фортепиано в четырехголосном изложении:
    - функциональные модуляции в тональности 1-й степени родства (в форме 4-х и 8-митактовых построений);
    - секвенции тональные и модулирующие;
    - разрешать аккорды (в основном виде и в виде обращений) с учетом их энгармонического равенства: уменьшенный септаккорд, малый мажорный септаккорд, аккорд целотоновой симметричной структуры – увеличенный терцквартаккорд, увеличенное трезвучие.
  3.  Проанализировать с листа произведение малой формы или структурно законченный фрагмент произведения крупной формы. Например: Л. Ван Бетховен. Соната для ф-но № 8, ч. II; П. Чайковский. «Времена года»; Ф. Шопен. Ноктюрны. Мазурки; А. Скрябин. Прелюдии ор. 11.

  4. Ответить на теоретические вопросы по курсу гармонии.