Вступительные испытания (форма проведения вступительных испытаний: очная).
- Творческое испытание.
- Собеседование.
- Профессиональное испытание.
1. Исполнение сольной программы: струнные щипковые инструменты
БАЛАЛАЙКА
- Произведение крупной формы (концерт: одна часть в форме сонатного аллегро или 2 и 3-я части концерта; соната: не менее 2-х частей; сюита: не менее 3-х частей; классические вариации, концертная фантазия).
- Произведение композитора-классика в переложении.
- Обработка народной мелодии или романса.
В программе должно быть представлено произведение виртуозного характера и кантилена.
ДОМРА
- Произведение крупной формы (концерт: одна часть в форме сонатного аллегро или 2 и 3-я части концерта; соната: не менее 2-х частей; сюита: не менее 3-х частей; классические вариации, концертная фантазия).
- Произведение композитора- классика в переложении.
- Обработка народной мелодии или романса.
В программе должно быть представлено произведение виртуозного характера и кантилена.
ГУСЛИ
- Произведение крупной формы. Например: В. Городовская. Русский концерт; В. Биберган. Концерт для гуслей (части I и II - или III).
- Обработка народной мелодии. Например: в обработке А. Шалова - русская народная песня "На горе-то калина".
- Переложения композиторов-классиков (Ж.-Ф. Рамо, Фр. Куперен, А. Вивальди и др.)
В программе должно быть представлено произведение виртуозного характера и кантилена.
ГИТАРА
- Полифоническое произведение.
- Произведение крупной формы (концерт, соната, сюита не менее 3-х частей, классические вариации).
- Виртуозное произведение или этюд.
Поступающий должен уметь играть гаммы (одноголосные, терции, сексты, октавы).
2. Коллоквиум: струнные щипковые инструменты
Собеседование выявляет культурный уровень поступающего; его эрудицию в области музыкального искусства, знание литературы по вопросам истории, теории и методики преподавания по своей специальности.
3. Музыкально-теоретическая подготовка: струнные щипковые инструменты.
Сольфеджио (письменно и устно)
- Записать двухголосный диктант гармонического склада с мелодизированным нижним голосом, хроматизмами и модуляцией. Диктант исполняется 8 раз.
- Определить на слух:
а) вид лада по звукоряду и в мелодическом фрагменте;
б) ступени лада (диатонические и альтерированные);
в) мелодические интервалы в виде «цепочки» звуков;
г) гармонические интервалы (простые и составные – в пределах двух октав);
д) аккорды в элементарном и четырехголосном изложении по структуре (звучанию): мажорные и минорные трезвучия с обращениями, увеличенное и уменьшенное трезвучия, малый мажорный, малый минорный, полууменьшенный (малый уменьшенный) септаккорды с обращениями, нонаккорды, уменьшенный септаккорд, аккорд целотоновой симметричной структуры – увеличенный терцквартаккорд;
е) аккорды в тональности (по разрешению): малый мажорный септ– и секундаккорды (в качестве D, альтерированых аккордов субдоминантовой и доминантовой групп), уменьшенный септаккорд с обращениями (в качестве вводного и альтерированной субдоминанты);
ж) гармоническую последовательность, включающую указанные аккорды, с функциональными модуляциями в тональности 1-й степени родства;
з) гармонию во фрагменте музыкального произведения; назвать тональный план, аккорды. - Спеть:
а) «цепочку» звуков, образующих мелодические интервалы и аккорды в восходящем и нисходящем движении;
б) небольшой мелодический фрагмент из музыки ХХ века, запомнив его после двух прослушиваний (образец может включать вариантные ступени, сдвиг и т.д.);
в) одноголосную мелодию с листа. Примерная трудность: А. Островский, С. Соловьев, В. Шокин. Сольфеджио. Вып. 2. №№ 71–140.
Гармония (письменно и устно)
-
Письменно гармонизовать мелодию без неаккордовых звуков (8–10 тактов), включающую модуляции в тональности 1-й степени родства. Срок выполнения – 2 часа (120 минут).
- Играть на фортепиано в четырехголосном изложении:
- однотональные гармонические последовательности (по заданной «цифровке»);
- функциональные модуляции в тональности 1-й степени родства (в форме 4-х и 8-ми тактовых построений);
- секвенции тональные и модулирующие. - Проанализировать с листа произведение малой формы или структурно законченный фрагмент произведения крупной формы. Например: Л. ван Бетховен. Соната для ф-но № 10, ч. II; Соната для ф-но № 12, ч. I; М. Глинка. «В крови горит огонь желанья».
- Ответить на теоретические вопросы по курсу гармонии.
БАЯН, АККОРДЕОН
1. Исполнение сольной программы: баян, аккордеон
- Полифоническое произведение. Например: И.-С. Бах. Прелюдия и фуга (ХТК I, II), органная фантазия и фуга ля минор, органная токката и фуга ре минор; Д. Шостакович. Прелюдия и фуга (24 прелюдии и фуги).
- Произведение крупной формы (соната, сюита). Например: Ф. Анжелис. Тупик; В. Золотарев. Партита; А. Кусяков. Осенние пейзажи; В. Семёнов. Соната №1; Г. Банщиков. Соната №3.
- Пьеса по выбору поступающего (оригинальная или переложение). Например: С. Рахманинов. Баркарола; П. Макконен. Диско-токката; М. Мошковский. Испанское каприччио; В. Власов. Праздник на Молдаванке.
2. Коллоквиум: баян, аккордеон
Собеседование выявляет культурный уровень поступающего; его эрудицию в области музыкального искусства, знание литературы по вопросам истории, теории и методики преподавания по своей специальности.
3. Музыкально-теоретическая подготовка: баян, аккордеон.
Сольфеджио (письменно и устно)
- Записать двухголосный диктант гармонического склада с мелодизированным нижним голосом, хроматизмами и модуляцией. Диктант исполняется 8 раз.
- Определить на слух:
а) вид лада по звукоряду и в мелодическом фрагменте;
б) ступени лада (диатонические и альтерированные);
в) мелодические интервалы в виде «цепочки» звуков;
г) гармонические интервалы (простые и составные – в пределах двух октав);
д) аккорды в элементарном и четырехголосном изложении по структуре (звучанию): мажорные и минорные трезвучия с обращениями, увеличенное и уменьшенное трезвучия, малый мажорный, малый минорный, полууменьшенный (малый уменьшенный) септаккорды с обращениями, нонаккорды, уменьшенный септаккорд, аккорд целотоновой симметричной структуры – увеличенный терцквартаккорд;
е) аккорды в тональности (по разрешению): малый мажорный септ– и секундаккорды (в качестве D, альтерированых аккордов субдоминантовой и доминантовой групп), уменьшенный септаккорд с обращениями (в качестве вводного и альтерированной субдоминанты);
ж) гармоническую последовательность, включающую указанные аккорды, с функциональными модуляциями в тональности 1-й степени родства;
з) гармонию во фрагменте музыкального произведения; назвать тональный план, аккорды. - Спеть:
а) «цепочку» звуков, образующих мелодические интервалы и аккорды в восходящем и нисходящем движении;
б) небольшой мелодический фрагмент из музыки ХХ века, запомнив его после двух прослушиваний (образец может включать вариантные ступени, сдвиг и т.д.);
в) одноголосную мелодию с листа. Примерная трудность: А. Островский, С. Соловьев, В. Шокин. Сольфеджио. Вып. 2. №№ 71–140.
Гармония (письменно и устно)
- Письменно гармонизовать мелодию без неаккордовых звуков (8–10 тактов), включающую модуляции в тональности 1-й степени родства. Срок выполнения – 2 часа (120 минут).
- Играть на фортепиано в четырехголосном изложении:
- однотональные гармонические последовательности (по заданной «цифровке»);
- функциональные модуляции в тональности 1-й степени родства (в форме 4-х и 8-ми тактовых построений);
- секвенции тональные и модулирующие. - Проанализировать с листа произведение малой формы или структурно законченный фрагмент произведения крупной формы. Например: Л. ван Бетховен. Соната для ф-но № 10, ч. II; Соната для ф-но № 12, ч. I; М. Глинка. «В крови горит огонь желанья».
- Ответить на теоретические вопросы по курсу гармонии.