Художественное руководство симфоническим оркестром

Вступительные испытания:

  1. Творческое испытание (очно).
  2. Профессиональное испытание (очно).
  3. Собеседование  (очно).

 

1. Дирижирование симфоническим оркестром

Исполнение программы (дирижирование под рояль).
От поступающего требуется продирижировать под фортепиано симфоническим произведением.

Примерный список произведений для дирижирования под фортепиано:

  1. Л. ван Бетховен - Симфонии №№ 1, 2, 7 (I и II части), № 5 (II часть); увертюры "Кориолан", "Эгмонт".
  2. А. Бородин - Симфония № 2 (I, III и IV части).
  3. И. Брамс - Симфонии №№ 1, 4 (I и II части).
  4. Р. Вагнер - Увертюра к опере "Нюрнбергские мейстерзингеры".
  5. К. Вебер - увертюры к операм "Оберон", "Эврианта", "Вольный стрелок".
  6. Й. Гайдн - симфония (по выбору).
  7. А. Дворжак - Симфония № 9 ("Из Нового света")
  8. В. Калинников - Симфония № 1 (I и II части).
  9. Ф. Лист - симфонические поэмы "Прелюды".
  10. Ф. Мендельсон - Симфонии № 3 (I и II части), № 4 (II часть); увертюра "Фингалова пещера".
  11. В.А. Моцарт - симфонии (по выбору, отдельные части), увертюры.
  12. М. Мусоргский - Вступление к опере "Хованщина" ("Рассвет на Москва-реке"); "Ночь на Лысой горе".
  13. Н. Мясковский - Симфония № 27 (II часть).
  14. С. Прокофьев - Симфония № 7 (I и II части).
  15. Н.А. Римский-Корсаков - Испанское каприччио.
  16. С. Франк - Симфония ре-минор (I часть).
  17. П. Чайковский - Симфонии №№ 1, 2, 4, 5 (I и II части), Серенада для струнного оркестра.
  18. Ф. Шуберт - Симфонии №№ 4, 5, 8 (части I, II).

2. Музыкально-теоретическая подготовка: симфонический оркестр

Сольфеджио (письменно и устно)

  1. Записать:
    а) одноголосный диктант с хроматизмами и модуляциями. Диктант исполняется 6 раз;
    б) двухголосный диктант гармонического склада с мелодизированным нижним голосом. Диктант исполняется 8 раз.
  2. Определить на слух:

а) тональность по данному тону "ля", по сопоставлению тональностей, представленных тоническими трезвучиями;
б) мелодические интервалы простые и составные (через несколько октав) в диапазоне от большой до четвертой октавы (звук за звуком, "цепочкой");
в) гармонические интервалы (простые и составные);
г) аккорды в элементарном и четырехголосном изложении, по звучанию (структуре) и в тональности: трезвучия и септаккорды с обращениями, альтерированные аккорды субдоминантовой и доминантовой групп (возможно ненормативное изложение); назвать вертикаль;
д) энгармонизм уменьшенного септаккорда, малого мажорного септаккорда, аккорда целотоновой симметричной структуры - увеличенного терцквартаккорда; с обращениями;
е) гармоническую последовательность в четырехголосном изложении в форме периода, включающую функциональную, энгармоническую и мелодико-гармоническую модуляции; гармонию во фрагменте музыкального произведения. Назвать тональный план, аккорды и повторить на фортепиано.

  1. Спеть:
    а) "цепочку" звуков, образующих мелодические интервалы и аккорды в восходящем и нисходящем движении;
    б) небольшой мелодический фрагмент из музыки ХХ века, запомнив его после двух прослушиваний (образец может включать вариантные ступени, сдвиг и т.д.);
    в) с листа одноголосную мелодию. Примерная трудность: Н. Качалина. Сольфеджио. Вып. 1. №№ 52-134.

Гармония (письменно и устно)

  1. Письменно гармонизовать мелодию (12-16 тактов), включающую приемы мелодической фигурации, модуляции в тональности 1-й и 2-й степеней родства. Срок выполнения - 3 часа (180 минут).
  2. Играть на фортепиано в четырехголосном изложении: аккорды, пройденные в курсе гармонии в объеме программы музыкального училища; функциональные модуляции в тональности 1-й и 2-й степеней родства (8-ми тактовое построение); энгармонические модуляции (4-х тактовое построение); тональные и модулирующие секвенции.
  3. Проанализировать с листа произведение малой формы или структурно законченный раздел произведения крупной формы. Примерная трудность: Л. ван Бетховен. Соната для ф-но № 8, вступление; П. Чайковский, "Мы сидели с тобой"; С. Прокофьев. Гавот из "Классической симфонии".
  4. Ответить на теоретические вопросы по курсу гармонии.

Фортепиано

От поступающего требуется исполнение следующей программы:

  1. Полифоническое произведение (Прелюдия и фуга И.С. Баха или Д. Д. Шостаковича).
  2. Классическая соната (Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. ван Бетховен), I или II и III части.
  3. Пьеса.

 

3. Коллоквиум: симфонический оркестр.

Вступительное испытание представляет собой работу с оркестром и собеседование.

Работа с оркестром

От поступающего требуется:

В течение 15-20 минут показать работу с оркестром над одночастным произведением или частью циклического произведения (из списка, приведенного ниже), обнаружив при этом владение основами техники дирижирования, методикой разучивания музыкального произведения, умение общаться с исполнителями и др.


Список произведений для дирижирования оркестром:

  1. В.А. Моцарт - Симфония № 36 "Линцская", часть I.
  2. Л. ван Бетховен - Симфония № 2, часть I, II; увертюра "Эгмонт".
  3. Ф. Лист - Прелюды.
  4. И. Брамс - Симфония № 1, часть IV.
  5. П. Чайковский - Серенада для струнного оркестра; Сюита № 3, часть I; Симфония № 1, часть II.
  6. Н.А. Римский-Корсаков - Шехеразада.
  7. Д. Шостакович - Симфония № 1, часть I.

Собеседование

На собеседовании проверяются:

а) знание литературы по специальности, партитуры и инструментов симфонического оркестра (тембр, объем, регистры, транспорт, выразительные средства);
б) умение проанализировать произведения, подготовленные для
вступительного испытания по дирижированию;
в) умение сыграть с листа отрывок несложной симфонической партитуры. Примерная трудность: Бетховен. Увертюра "Эгмонт"; Симфония № 2, часть II; Симфония № 4, часть II;
г) знание основных этапов и закономерностей развития истории музыки;
д) слуховые навыки и общая подготовка по сольфеджио и гармонии.

Список музыкальной литературы, знание которой необходимо для собеседования:

  1. И.С. Бах - Бранденбургские концерты №№ 1, 2.
  2. Г. Берлиоз - Фантастическая симфония.
  3. Л. Бетховен - Симфонии №№ 1, 2, 3, 5, 7; увертюры "Кориолан", "Эгмонт", "Леонора" № 3; Концерты для фортепиано с оркестром №№ 3, 4, 5;
  4. Концерт для скрипки с оркестром.
  5. Ж. Бизе - Сюита № 1 из музыки к драме "Арлезианка".
  6. А. Бородин - Симфония № 2.
  7. И. Брамс - Симфонии №№ 1-4.
  8. Р. Вагнер - увертюры к операм "Тангейзер", "Летучий голландец", "Риенци", "Нюрнбергские майстерзингеры"; вступления к операм "Тристан и Изольда", "Лоэнгрин".
  9. К. Вебер - увертюры к операм "Вольный стрелок", "Оберон", "Эврианта".
  10. Й. Гайдн - Симфонии №№ 100, 103, 104.
  11. М. Глинка - "Камаринская"; "Вальс-фантазия"; Испанские увертюры.
  12. А. Дворжак - Симфония № 9 ("Из Нового света").
  13. Кл. Дебюсси - "Море".
  14. В. Калинников - Симфония № 1.
  15. Ф. Лист - симфонические поэмы "Прелюды", "Тассо"; Концерт № 1 для фортепиано с оркестром.
  16. А. Лядов - Восемь русских народных песен; "Волшебное озеро"; "Кикимора".
  17. Ф. Мендельсон - Симфония № 4; увертюры "Фингалова пещера", "Cон в летнюю ночь"; Концерт для скрипки с оркестром.
  18. В.А. Моцарт - Симфонии №№ 39, 40, 41; Маленькая ночная серенада; увертюры к операм "Похищение из сераля", "Свадьба Фигаро", "Дон Жуан", "Волшебная флейта".
  19. М. Мусоргский - "Ночь на Лысой горе".
  20. Н. Мясковский - Симфонии .№№ 21, 27.
  21. С. Прокофьев - Симфонии №№ 5, 6, 7; сюиты из балета "Ромео и Джульетта"; Кантата "Александр Невский".
  22. М. Равель - Сюита № 2 из балета "Дафнис и Хлоя".
  23. С. Рахманинов - Симфония № 2; Симфонические танцы; Концерты для фортепиано с оркестром №№ 2 и 3.
  24. Н.А. Римский-Корсаков - "Шехеразада"; "Испанское каприччио".
  25. И. Стравинский - балеты "Жар-птица", "Петрушка".
  26. П. Чайковский - Симфонии №№ 1, 4, 5, 6; "Ромео и Джульетта"; "Франческа да Римини"; "Итальянское каприччио"; Серенада для струнного оркестра; Концерт для скрипки с оркестром; Концерт для фортепиано с оркестром № 1.
  27. Д. Шостакович - Симфонии №№ 1, 5, 8, 10.
  28. Р. Штраус - "Тиль Уленшпигель"; "Дон Жуан".
  29. Ф. Шуберт - Симфонии №№ 5, 7, 8.