Вступительные испытания (форма проведения вступительных испытаний: очная).
- Собеседование.
- Творческое испытание.
- Профессиональное испытание.
1. Коллоквиум: дирижирование оперно-симфоническим оркестром.
Вступительное испытание представляет собой работу с оркестром и собеседование.
Работа с оркестром
От поступающего требуется:
В течение 15-20 минут показать работу с оркестром над одночастным произведением или частью циклического произведения (из списка, приведенного ниже), обнаружив при этом владение основами техники дирижирования, методикой разучивания музыкального произведения, умение общаться с исполнителями и др.
Список произведений для дирижирования оркестром:
- В.А. Моцарт - Симфония № 36 "Линцская", часть I.
- Л. ван Бетховен - Симфония № 2, часть I, II; увертюра "Эгмонт".
- Ф. Лист - Прелюды.
- И. Брамс - Симфония № 1, часть IV.
- П. Чайковский - Серенада для струнного оркестра; Сюита № 3, часть I; Симфония № 1, часть II.
- Н.А. Римский-Корсаков - Шехеразада.
- Д. Шостакович - Симфония № 1, часть I.
Собеседование
На собеседовании проверяются:
а) знание литературы по специальности, партитуры и инструментов симфонического оркестра (тембр, объем, регистры, транспорт, выразительные средства);
б) умение проанализировать произведения, подготовленные для вступительного испытания по дирижированию;
в) умение сыграть с листа отрывок несложной симфонической партитуры. Примерная трудность: Бетховен. Увертюра "Эгмонт"; Симфония № 2, часть II; Симфония № 4, часть II;
г) знание основных этапов и закономерностей развития истории музыки;
д) слуховые навыки и общая подготовка по сольфеджио и гармонии.
Список музыкальной литературы, знание которой необходимо для собеседования:
- И.С. Бах - Бранденбургские концерты №№ 1, 2.
- Г. Берлиоз - Фантастическая симфония.
- Л. Бетховен - Симфонии №№ 1, 2, 3, 5, 7; увертюры "Кориолан", "Эгмонт", "Леонора" № 3; Концерты для фортепиано с оркестром №№ 3, 4, 5;
- Концерт для скрипки с оркестром.
- Ж. Бизе - Сюита № 1 из музыки к драме "Арлезианка".
- А. Бородин - Симфония № 2.
- И. Брамс - Симфонии №№ 1-4.
- Р. Вагнер - увертюры к операм "Тангейзер", "Летучий голландец", "Риенци", "Нюрнбергские майстерзингеры"; вступления к операм "Тристан и Изольда", "Лоэнгрин".
- К. Вебер - увертюры к операм "Вольный стрелок", "Оберон", "Эврианта".
- Й. Гайдн - Симфонии №№ 100, 103, 104.
- М. Глинка - "Камаринская"; "Вальс-фантазия"; Испанские увертюры.
- А. Дворжак - Симфония № 9 ("Из Нового света").
- Кл. Дебюсси - "Море".
- В. Калинников - Симфония № 1.
- Ф. Лист - симфонические поэмы "Прелюды", "Тассо"; Концерт № 1 для фортепиано с оркестром.
- А. Лядов - Восемь русских народных песен; "Волшебное озеро"; "Кикимора".
- Ф. Мендельсон - Симфония № 4; увертюры "Фингалова пещера", "Cон в летнюю ночь"; Концерт для скрипки с оркестром.
- В.А. Моцарт - Симфонии №№ 39, 40, 41; Маленькая ночная серенада; увертюры к операм "Похищение из сераля", "Свадьба Фигаро", "Дон Жуан", "Волшебная флейта".
- М. Мусоргский - "Ночь на Лысой горе".
- Н. Мясковский - Симфонии .№№ 21, 27.
- С. Прокофьев - Симфонии №№ 5, 6, 7; сюиты из балета "Ромео и Джульетта"; Кантата "Александр Невский".
- М. Равель - Сюита № 2 из балета "Дафнис и Хлоя".
- С. Рахманинов - Симфония № 2; Симфонические танцы; Концерты для фортепиано с оркестром №№ 2 и 3.
- Н.А. Римский-Корсаков - "Шехеразада"; "Испанское каприччио".
- И. Стравинский - балеты "Жар-птица", "Петрушка".
- П. Чайковский - Симфонии №№ 1, 4, 5, 6; "Ромео и Джульетта"; "Франческа да Римини"; "Итальянское каприччио"; Серенада для струнного оркестра; Концерт для скрипки с оркестром; Концерт для фортепиано с оркестром № 1.
- Д. Шостакович - Симфонии №№ 1, 5, 8, 10.
- Р. Штраус - "Тиль Уленшпигель"; "Дон Жуан".
- Ф. Шуберт - Симфонии №№ 5, 7, 8.
2. Творческое испытание представляет собой дирижирование оперно-симфоническим оркестром.
Дирижирование симфоническим оркестром
От поступающего требуется:
Продирижировать под фортепиано симфоническим произведением.
Примерный список произведений для дирижирования под фортепиано:
- Л. ван Бетховен - Симфонии №№ 1, 2, 7 (I и II части), № 5 (II часть); увертюры "Кориолан", "Эгмонт".
- А. Бородин - Симфония № 2 (I, III и IV части).
- И. Брамс - Симфонии №№ 1, 4 (I и II части).
- Р. Вагнер - Увертюра к опере "Нюрнбергские мейстерзингеры".
- К. Вебер - увертюры к операм "Оберон", "Эврианта", "Вольный стрелок".
- Й. Гайдн - симфония (по выбору).
- А. Дворжак - Симфония № 9 ("Из Нового света")
- В. Калинников - Симфония № 1 (I и II части).
- Ф. Лист - симфонические поэмы "Прелюды".
- Ф. Мендельсон - Симфонии № 3 (I и II части), № 4 (II часть); увертюра "Фингалова пещера".
- В.А. Моцарт - симфонии (по выбору, отдельные части), увертюры.
- М. Мусоргский - Вступление к опере "Хованщина" ("Рассвет на Москва-реке"); "Ночь на Лысой горе".
- Н. Мясковский - Симфония № 27 (II часть).
- С. Прокофьев - Симфония № 7 (I и II части).
- Н.А. Римский-Корсаков - Испанское каприччио.
- С. Франк - Симфония ре-минор (I часть).
- П. Чайковский - Симфонии №№ 1, 2, 4, 5 (I и II части), Серенада для струнного оркестра.
- Ф. Шуберт - Симфонии №№ 4, 5, 8 (части I, II).
3. Музыкально-теоретическая подготовка: дирижирование оперно-симфоническим оркестром.
Сольфеджио (письменно и устно)
- Записать:
а) одноголосный диктант с хроматизмами и модуляциями. Диктант исполняется 6 раз;
б) двухголосный диктант гармонического склада с мелодизированным нижним голосом. Диктант исполняется 8 раз. - Определить на слух:
а) тональность по данному тону "ля", по сопоставлению тональностей, представленных тоническими трезвучиями;
б) мелодические интервалы простые и составные (через несколько октав) в диапазоне от большой до четвертой октавы (звук за звуком, "цепочкой");
в) гармонические интервалы (простые и составные);
г) аккорды в элементарном и четырехголосном изложении, по звучанию (структуре) и в тональности: трезвучия и септаккорды с обращениями, альтерированные аккорды субдоминантовой и доминантовой групп (возможно ненормативное изложение); назвать вертикаль;
д) энгармонизм уменьшенного септаккорда, малого мажорного септаккорда, аккорда целотоновой симметричной структуры - увеличенного терцквартаккорда; с обращениями;
е) гармоническую последовательность в четырехголосном изложении в форме периода, включающую функциональную, энгармоническую и мелодико-гармоническую модуляции; гармонию во фрагменте музыкального произведения. Назвать тональный план, аккорды и повторить на фортепиано.
- Спеть:
а) "цепочку" звуков, образующих мелодические интервалы и аккорды в восходящем и нисходящем движении;
б) небольшой мелодический фрагмент из музыки ХХ века, запомнив его после двух прослушиваний (образец может включать вариантные ступени, сдвиг и т.д.);
в) с листа одноголосную мелодию. Примерная трудность: Н. Качалина. Сольфеджио. Вып. 1. №№ 52-134.
Гармония (письменно и устно)
- Письменно гармонизовать мелодию (12-16 тактов), включающую приемы мелодической фигурации, модуляции в тональности 1-й и 2-й степеней родства. Срок выполнения - 3 часа (180 минут).
- Играть на фортепиано в четырехголосном изложении: аккорды, пройденные в курсе гармонии в объеме программы музыкального училища; функциональные модуляции в тональности 1-й и 2-й степеней родства (8-ми тактовое построение); энгармонические модуляции (4-х тактовое построение); тональные и модулирующие секвенции.
- Проанализировать с листа произведение малой формы или структурно законченный раздел произведения крупной формы. Примерная трудность: Л. ван Бетховен. Соната для ф-но № 8, вступление; П. Чайковский, "Мы сидели с тобой"; С. Прокофьев. Гавот из "Классической симфонии".
- Ответить на теоретические вопросы по курсу гармонии.
Фортепиано
От поступающего требуется исполнение следующей программы:
- Полифоническое произведение (Прелюдия и фуга И.С. Баха или Д. Д. Шостаковича).
- Классическая соната (Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. ван Бетховен), I или II и III части.
- Пьеса.