Вступительные испытания:
- Творческое испытание (очно).
- Профессиональное испытание (очно).
- Собеседование (очно).
1. Дирижирование академическим хором
Исполнение программы (дирижирование под рояль).
От поступающего требуется:
Продирижировать двумя произведениями, контрастными по темпу и динамике (одно – a cappella для смешанного хора, другое – с сопровождением); исполнить наизусть на фортепиано эту же партитуру для хора а cappella. Знать наизусть хоровые партии этих произведений.
На вступительном испытании происходит проверка вокальных данных. Поступающий должен обладать здоровым голосовым аппаратом, владеть певческими навыками.
На вступительном испытании проверяется общая подготовка по сольфеджио и гармонии: поступающий должен уметь определить на слух тональности (по данному тону "ля", по сопоставлению тональностей, представленных тоническими трезвучиями) и интервалы (простые и составные); уметь воспроизвести голосом (бас-тенор-альт-сопрано) исполненную экзаменатором на рояле гармоническую последовательность в четырехголосном изложении в форме периода (исполняется 2 раза).
2. Музыкально-теоретическая подготовка: академический хор.
Сольфеджио (письменно и устно)
От поступающего требуется:
- Записать двухголосный диктант гармонического склада с элементами полифонии. Диктант исполняется 8 раз.
- Определить на слух:
а) тональности по камертону и по сопоставлению тональностей, представленных тоническими трезвучиями;
б) вид лада по звукоряду и в мелодическом фрагменте;
в) мелодические интервалы простые и составные (через несколько октав) в диапазоне от большой до четвертой октавы (звук за звуком, "цепочкой");
г) гармонические интервалы группами по 3-4 интервала, в разных октавах, простые и составные, в ладу и от звука;
д) аккорды в тональности и от звука в элементарном и четырехголосном изложении, в тесном и широком расположениях, различных мелодических положениях (возможно ненормативное изложение); спеть прослушанный аккорд: по структуре (звучанию): все виды трезвучий с обращениями, малый мажорный, малый минорный, полууменьшенный (малый уменьшенный) септаккорды с обращениями, нонаккорды, уменьшенный септаккорд, аккорд целотоновой симметричной структуры - увеличенный терцквартаккорд; в тональности (по разрешению): малый мажорный септ- и секундаккорды, уменьшенный септаккорд с обращениями, увеличенный терцквартаккорд - в качестве альтерированных аккордов субдоминантовой и доминантовой групп;
е) аккордовую последовательность (4-6 тактов) после двух прослушиваний; спеть по вертикали;
ж) гармоническую последовательность в форме периода, включающую 2-3 модуляции; назвать тональный план и аккорды, повторить на фортепиано (гармонические средства соответствуют программе по гармонии музыкального училища);
з) гармонию во фрагменте музыкального произведения, повторить на фортепиано. - Спеть:
а) "цепочку" звуков, образующих мелодические интервалы и аккорды в восходящем и нисходящем движении;
б) небольшой мелодический фрагмент из музыки ХХ века, запомнив его после двух прослушиваний (образец может включать вариантные ступени, сдвиг и т.д.);
в) с листа одноголосную мелодию (сольфеджируя или с текстом). Примерная трудность: Н. Качалина. Сольфеджио. Вып. 1. №№ 1-104; романсы и песни М. Глинки, А. Даргомыжского, Ф. Шуберта, В. Моцарта;
г) один из голосов двухголосного примера с одновременным исполнением другого голоса на фортепиано и дирижированием. Примерная трудность: И. Способин. Двухголосное сольфеджио.
Гармония (письменно и устно)
От поступающего требуется:
- Письменно гармонизовать мелодию (12-16 тактов) без неаккордовых звуков, включающую модуляции в тональности 1-й степени родства. Срок выполнения - 2 часа (120 минут).
- Играть на фортепиано в четырехголосном изложении:
- функциональные модуляции в тональности 1-й степени родства (в форме 4-х и 8-митактовых построений);
- диатонические и альтерированные аккорды в широком расположении в объеме программы музыкального училища;
- тональные и модулирующие секвенции. - Проанализировать с листа произведение малой формы или структурно законченный фрагмент произведения крупной формы. Примерная трудность: Ф. Мендельсон. "Наш удел"; М. Ипполитов-Иванов. "Сосна", "О, край родной"; Р. Глиэр. "Гимн великому городу".
- Ответить на теоретические вопросы по курсу гармонии.
Фортепиано
От поступающего требуется исполнение следующей программы:
- Полифоническое произведение (Прелюдия и фуга И.С. Баха или Д. Д. Шостаковича).
- Классическая соната (Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. ванн Бетховен), I или II и III части.
- Пьеса.
3. Коллоквиум: дирижирование академическим хором.
Вступительное испытание представляет собой собеседование и работу с хором.
Собеседование
Выявляет общекультурный уровень поступающего, его эстетические взгляды, эрудицию в области музыкального искусства, знание литературы по специальности, в т.ч. по хороведению. Проверяются понимание содержания, формы и стилистических особенностей произведений, исполненных поступающим на вступительных испытаниях, умение проанализировать выразительные средства их музыки и текста.
Работа с хором
От поступающего требуется:
В течение 10-15 минут показать работу с хором над несложным произведением а cappella, обнаружив владение основами техники дирижирования, методикой разучивания музыкального произведения, умение общаться с исполнителями и др.
Произведение для работы с хором поступающий выбирает самостоятельно. Можно взять для работы с хором произведение a cappella, представленное при исполнении программы под рояль.
Поступающий самостоятельно обеспечивает нотный материал для работы с хором в количестве 40 экземпляров.
Примерный список произведений для дирижирования без сопровождения и работы с хором:
Анерио - Мотет (сб. Старинная хоровая музыка. Л., 1967).
- А. Аренский - "Анчар"; "Жемчуг и любовь"; "Серенада"; Херувимская песнь.
- Д. Бортнянский - Концерты для хора №№ 3, 15, 16, 27, 32, 35.
- И. Брамс - "Горбатый уличный скрипач"; "Розмарин"; "О, светлый май".
- А. Брукнер - Ave Maria; Graduale (по выбору).
- Дж. Верди - Ave Maria; Pater noster.
- С. Василенко - "Метель".
- Х. Вольф - "Отшельник".
- М. Глинка - Херувимская песнь.
- А. Гречанинов - "Нас веселит ручей"; "Над неприступной крутизной"; "Лебедь, щука и рак"; "Волною морскою" (ирмос); "К Богородице прилежно" (причастный стих); Концерт для хора "Внуши, Боже".
- Ш. Гуно - "Ночь".
- А. Даргомыжский - "Буря мглою небо кроет".
- Кл. Дебюсси - Три песни на стихи герцога Шарля.
- М. Ипполитов-Иванов - Литургия Св. Иоанна Златоуста (фрагм.).
- В. Калинников - "Кондор"; "Лес"; "Звезды меркнут и гаснут"; "Нам звезды кроткие сияли"; "Утром зорька"; "Ой, честь ли то молодцу"; духовные произведения.
- А. Кастальский - "Сам един еси"; "Вечная память героям" (фрагм.).
- З. Кодай - "Вечерняя песня".
- Ц. Кюи - "Две розы"; "Грозовые тучи"; Ноктюрн; "Сокрытая красота"; Чайльд-Гарольд".
- Ф. Лист - Ave Maria.
- Ф. Мендельсон - хоровые песни.
- А. Новиков - "Веселый пир"; "Любовь".
- Фр. Пуленк - "Лик человеческий" ("Будь терпеливой", "Страшна мне ночь"); "Белый снег"; "Грусть".
- М. Равель - "Николетта"; Рондо.
- С. Рахманинов - "Всенощная" (фрагм.); "В молитвах неусыпающую богородицу"; "Пантелей-целитель".
- Н.А. Римский-Корсаков - "Месяц плывет"; "Старая песня"; "Татарский полон".
- В. Салманов - "Тишина"; "Издалека"; "Высоко ли, высоко ли"; Три хора на стихи Есенина.
- Г. Свиридов - "Вечером синим"; "Табун"; "Пушкинский венок" (фрагм.); "У берега зеленого".
- И. Стравинский - Ave Maria.
- С. Слонимский - Две русские песни.
- С. Танеев - "На могиле"; "Развалину башни"; "Молитва"; "Звезды" (ст. Полонского); "Звезды" (ст. Хомякова); "Из края в край".
- Ю. Фалик - "Осенняя песня"; "Зимние песни"; "Карельская акварель".
- П. Чайковский - "Ночевала тучка"; "Соловушко"; Три хора, посвященных хоровому классу Мельникова-Беккера; Литургия Св. Иоанна Златоуста (фрагм).
- П. Чесноков - "Август"; "Зимой"; "Лес"; "Дубинушка"; духовные сочинения.
- В. Шебалин - "Березе"; "Мать послала к сыну думы"; "Жаворонок".
- Д. Шостакович - "Как меня-младешеньку".
- Р. Шуман - "На Боденском озере"; "Вечерняя звезда"; "Мальчик и роза".
- Р. Щедрин - Четыре хора на стихи Твардовского; "Русские деревни".
Примерный список произведений для дирижирования с сопровождением фортепиано:
- Б. Барток - Cantata profana (фрагм.).
- И.С. Бах - Magnificat (фрагм.); "Страсти по Иоанну" (заключительный хор); Кантата № 21 (№ 2); Рождественская оратория (№ 1).
- Г. Берлиоз - Реквием (фрагм.).
- Л. ван Бетховен - Месса до мажор (№ 1); Торжественная месса (№ 1).
- А. Бородин - хоры из оперы "Князь Игорь" ("Слава", "Мужайся, княгиня", финал I-го действия, финал IV-го действия).
- А. Брукнер - Te Deum (фрагм.).
- Б. Бриттен - Военный реквием (фрагм.).
- Р. Вагнер - Хор матросов из оперы "Летучий голландец"; хор рыцарей из оперы "Тангейзер"; свадебный хор из оперы "Лоэнгрин"; сцена шествия из оперы "Нюрнбергские майстерзингеры".
- С. Василенко - Хор народа из оперы-кантаты "Сказание о граде великом Китеже и тихом озере Светояре".
- Дж. Верди - Stabat mater, Реквием (№ 1, № 2 - фрагм.).
- А. Вивальди - Gloria (фрагм.).
- Й. Гайдн - "Сотворение мира" (заключительный хор), "Времена года" (№ 2, заключительный хор).
- Г.Ф. Гендель - "Иуда Маккавей" (№ 2), "Самсон" (заключительный хор), "Мессия" ("Аллилуйя", заключительный хор).
- М. Глинка - Свадебный хор из оперы "Иван Сусанин", Финал из оперы "Руслан и Людмила", Польский с хором ("Велик и свят").
- Ш. Гуно - Вальс из оперы "Фауст"; Большая торжественная месса (фрагм.).
- Давиденко - "Улица волнуется"; "Подъем вагона".
- А. Даргомыжский - "Русалка" (Три хора крестьян, Свадебный хор, хоры русалок).
- С. Дегтярев - "Минин и Пожарский" (хор "Слава Минину с Пожарским").
- Г. Доницетти - Интродукция и хор из оперы "Любовный напиток".
- А. Кастальский - "Братское поминовение" (фрагм.).
- Л. Керубини - Реквием (фрагм.).
- З. Кодай - "Венгерский псалом"; Te Deum (фрагм.).
- Ф. Лист - "Легенда о Святой Елизавете" (фрагм.).
- А. Лядов, А. Глазунов - Кантата памяти Антокольского (№ 2).
- Дж. Мейербер - Сцена ссоры из oперы "Гугеноты".
- В.А. Моцарт - Месса до минор (№ 1, № 4); Реквием (фрагм.).
- М. Мусоргский - "Эдип"; "Поражение Сеннахериба"; "Борис Годунов" (Сцена под Кромами, фрагм.).
- А. Онеггер - "Царь Давид" ("Аллилуйя").
- Г. Перселл - Заключительный хор из оперы "Дидона и Эней".
- С. Прокофьев - Заключительный хор из оперы "Война и мир"; "Александр Невский" (№№ 2, 4, 7).
- С. Рахманинов - Хор "Огни погашены" и финал из оперы "Алеко"; "Колокола" (№ 1).
- Н.А. Римский-Корсаков - Хор "Яр-Хмель" из оперы "Царская невеста"; хор "Грозен царь идет" из оперы "Псковитянка"; сцена в заповедном лесу из оперы "Снегурочка".
- Дж. Россини - Stabat mater (фрагм.).
- С. Свиридов - Поэма памяти Сергея Есенина (№№ 2, 4, 7); "Патетическая оратория" (№ 7); "Весенняя кантата" (№ 1).
- С. Стравинский - Симфония псалмов (ч. I).
- С. Танеев - Хор "Слава Афине" из оперы "Орестея"; "Памятник".
- Г. Форе - Реквием (фрагм.).
- П. Чайковский - Сцена вальса из оперы "Евгений Онегин"; хор девушек и хор "Нету, нету тут мосточка" из оперы "Мазепа"; хор "Радостно, весело в день сей" из оперы "Пиковая Дама".
- Д. Шостакович - Хор каторжан из оперы "Катерина Измайлова".
- Ф. Шуберт - Месса соль мажор (№1); Месса си-бемоль мажор (№1).