Вступительные испытания (форма проведения вступительных испытаний: очная).
- Собеседование.
- Творческое испытание.
- Профессиональное испытание.
1. Коллоквиум: академический хор.
Собеседование
Выявляет общекультурный уровень поступающего, его эстетические взгляды, эрудицию в области музыкального искусства, знание литературы по специальности, в т.ч. по хороведению. Проверяются понимание содержания, формы и стилистических особенностей произведений, исполненных поступающим на вступительных испытаниях, умение проанализировать выразительные средства их музыки и текста.
Работа с хором
От поступающего требуется:
В течение 10 минут показать работу с хором над несложным произведением а cappella, обнаружив владение основами техники дирижирования, методикой разучивания музыкального произведения, умение общаться с исполнителями и др.
Произведение для работы с хором поступающий выбирает самостоятельно. Можно взять для работы с хором произведение a cappella, представленное при исполнении программы под рояль.
Поступающий самостоятельно обеспечивает нотный материал для работы с хором в количестве 40 экземпляров.
Примерный список произведений для работы с хором:
- А. Аренский - Анчар, Херувимская песнь
- Д. Бортнянский - Духовные песнопения
- И. Брамс - ор. 93А, ор. 62
- А. Брукнер - Ave Maria, Graduale
- Х. Вольф - Отшельник, Гармония
- А. Гречанинов - Лягушка и вол, Нас веселит ручей, Над неприступной крутизною
- Ш. Гуно - Ночь
- К. Дебюсси - Три песни на стихи Ш.Орлеанского
- С. Екимов - Кенгуру, Африканская ночь
- М. Ипполитов-Иванов - Литургия Св. Иоанна Златоуста (фрагм.)
- В. Калинников - Кондор, Звезды меркнут и гаснут, Жаворонок, Ой, честь ли то молодцу, Проходит лето, духовные произведения
- А. Кастальский - Под большим шатром
- З. Кодай - Вечерняя песня
- Ц. Кюи - Сокрытая красота, Ризой бледно-голубою, Неразгаданный сон, Чайльд-Гарольд
- Ф. Лист - Ave Maria
- Ф. Мендельсон - Лес
- А. Новиков - Веселый пир, Любовь
- Ф. Пуленк - Будь терпеливой, Страшна мне ночь, Белый снег, Грусть
- М. Равель - Николетта
- С. Рахманинов - Богородице Дево, радуйся
- Н.А. Римский-Корсаков - Татарский полон
- В. Салманов - Издалека, Песня, Три хора на стихи Есенина
- Г. Свиридов - Вечером синим, Повстречался сын с отцом, Табун, Где наша роза, Как песня родилась
- Д. Смирнов - Милый друг, Не могу тебя не звать
- С. Слонимский - Две русские песни, Два северных пейзажа, Если жизнь тебя обманет
- С. Танеев - Сосна, Венеция ночью, Вечер, Восход солнца, Альпы
- В. Успенский - Пять хоровых миниатюр на стихи японских поэтов
- Ю. Фалик - Осенние песни, Карельская акварель
- Э. Фельтермейстер - Мы ждем гостей
- А. Флярковский - Ленинградская тетрадь
- П. Хиндемит - Лань, Лебедь
- П. Чайковский - Ночевала тучка, Соловушко, Не кукушечка, На сон грядущий, Литургия Св. Иоанна Златоуста (фрагм.)
- П. Чесноков - Зимой, Лес, Альпы, духовные сочинения
- К. Шведов – Литургия Св. Иоанна Златоуста (фрагм.)
- В. Шебалин - Березе, Мать послала к сыну думы, Зимняя дорога
- А. Шнитке - Отче наш
- Д. Шостакович - Смелей, друзья, Казненным, Смолкли залпы, Как меня младу-младешеньку,
- Р. Шуман - На Боденском озере, Вечерняя звезда, Мальчик и роза
- Р. Щедрин - Четыре хора на стихи Твардовского (№№ 1,2); Четыре хора на стихи Вознесенского
- Обработки народных песен О. Коловского, А. Михайлова, А. Свешникова, Ф.Козлова
2. Творческое испытание представляет собой дирижирование академическим хором.
Дирижирование академическим хором
От поступающего требуется:
Продирижировать под рояль двумя произведениями, контрастными по темпу и динамике (одно – a cappella для смешанного хора, другое – с сопровождением); исполнить наизусть на фортепиано эту же партитуру для хора а cappella. Знать хоровые партии этих произведений.
На вступительном испытании происходит проверка вокальных данных. Поступающий должен обладать здоровым голосовым аппаратом, владеть певческими навыками.
На вступительном испытании проверяется общая подготовка по сольфеджио и гармонии: поступающий должен уметь определить на слух тональности (по данному тону "ля", по сопоставлению тональностей, представленных тоническими трезвучиями) и интервалы (простые и составные); уметь воспроизвести голосом (бас-тенор-альт-сопрано) исполненную экзаменатором на рояле гармоническую последовательность в четырехголосном изложении в форме периода (исполняется 2 раза).
Примерный список произведений для дирижирования сочинения a cappella:
- А. Аренский - Анчар, Херувимская песнь
- Д. Бортнянский - Концерты для хора
- И. Брамс - ор. 104
- А. Брукнер - Ave Maria, Graduale
- Дж. Верди - Ave Maria, Pater noster
- С. Василенко - Метель
- А. Гречанинов - Нас веселит ручей, Над неприступной крутизною, К Богородице прилежно
- Кл. Дебюсси - Три песни на стихи Ш.Орлеанского
- В. Калинников - Лес, Звезды меркнут и гаснут, Осень, Нам звезды кроткие сияли, Утром зорька, духовные произведения
- А. Кастальский - Под большим шатром
- З. Кодай - Вечерняя песня
- Ц. Кюи - Грозовые тучи, Ноктюрн, Сокрытая красота, Чайльд-Гарольд
- Ф. Пуленк - Месса G-Dur (фрагм.), мотеты
- М. Равель - Николетта
- С. Рахманинов - Всенощное бдение (фрагм.), В молитвах неусыпающую Богородицу, Пантелей-целитель
- Н.А. Римский-Корсаков - Татарский полон
- В. Салманов - Тишина, Издалёка, Лебёдушка (фрагм.)
- Г. Свиридов - Табун, У берега зеленого, Повстречался сын с отцом, Как песня родилась, Пушкинский венок (фрагм.),
- С. Слонимский - Две русские песни, Два северных пейзажа
- С. Танеев - Восход солнца, Альпы, На могиле, Вечер, Звезды (ст. Хомякова)
- Р. Твардовский - Alliluia
- Ю. Фалик - Осенние песни, Карельская акварель, Поэзы И.Северянина
- Э. Фельтермейстер - Мы ждем гостей
- А. Флярковский - Ленинградская тетрадь
- П. Хиндемит - Шесть хоров на стихи Рильке
- П. Чайковский - На сон грядущий
- П. Чесноков - Август, Зимой, Лес, Альпы, Дубинушка, духовные сочинения
- К. Шведов - Литургия Св. Иоанна Златоуста (фрагм.)
- В. Шебалин - Мать послала к сыну думы, Зимняя дорога
- А. Шнитке - Отче наш, Горные вершины
- Д. Шостакович - Один из многих, На улицу, Казненным, Смолкли залпы
- Р. Шуман - На Боденском озере
- Р. Щедрин - Четыре хора на стихи Твардовского (№№ 3,4), Четыре хора на стихи Вознесенского, Русские деревни
Примерный список произведений для дирижирования с сопровождением фортепиано:
- И.С. Бах - Magnificat, Страсти по Иоанну, Рождественская оратория (фрагм.)
- Г. Берлиоз - Реквием (фрагм.)
- Л. ван Бетховен - Месса до мажор (№ 1), Торжественная месса (№ 1)
- А. Бородин - Хоровые сцены из оперы "Князь Игорь" ("Слава", "Мужайся, княгиня", финал I-го действия, финал IV-го действия)
- И. Брамс - Немецкий реквием (№4)
- А. Брукнер - Te Deum (фрагм.)
- Б. Бриттен - Военный реквием (фрагм.)
- Р. Вагнер - Хор матросов из оперы "Летучий голландец", хор рыцарей из оперы "Тангейзер", свадебный хор из оперы "Лоэнгрин", сцена шествия из оперы "Нюрнбергские майстерзингеры"
- Дж. Верди - Реквием (№ 1, № 2 - фрагм.), хоры из опер
- А. Вивальди - Gloria (фрагм.)
- Й. Гайдн - Нельсон-месса, Сотворение мира, Времена года (фрагм.)
- В. Галынин – Девушка и смерть (фрагм.)
- Г.Ф. Гендель - Фрагменты из ораторий
- М. Глинка - Хоровые сцены из опер "Иван Сусанин", "Руслан и Людмила"
- Ш. Гуно - Вальс из оперы "Фауст", Большая торжественная месса (фрагм.)
- А. Давиденко - Улица волнуется, На десятой версте
- А. Даргомыжский - "Русалка" (Три хора крестьян, Свадебный хор, финал I-го действия)
- Г. Доницетти - Интродукция и хор из оперы "Любовный напиток"
- Л. Керубини - Реквием (фрагм.)
- З. Кодай - Венгерский псалом, Te Deum (фрагм.)
- Ф. Лист - Легенда о Святой Елизавете (фрагм.)
- Дж. Мейербер - Сцена ссоры из оперы "Гугеноты"
- В.А. Моцарт - Месса c-moll (фрагм.); Реквием (фрагм.)
- М. Мусоргский - Эдип, Поражение Сеннахериба, хоры из опер "Борис Годунов", «Хованщина»
- А. Онеггер - Царь Давид ("Аллилуйя")
- С. Прокофьев - Заключительный хор из оперы "Война и мир", Александр Невский (№№ 2, 3, 4, 7)
- С. Рахманинов - Финал из оперы "Алеко"
- Н.А. Римский-Корсаков - Хоровые сцены из опер "Царская невеста", "Псковитянка", "Снегурочка", "Сказание о невидимом граде Китеже"
- Дж. Россини - Stabat mater (фрагм.), Маленькая торжественная месса (фрагм.)
- С. Свиридов - Поэма памяти Сергея Есенина, Патетическая оратория, Весенняя кантата (фрагм.)
- С. Стравинский - Симфония псалмов (№ 1), Эдип (фрагм.)
- Г. Форе - Реквием (фрагм.)
- П. Чайковский - Хоровые сцены из опер "Евгений Онегин"; "Мазепа"; "Пиковая Дама", "Майская ночь", Москва (фрагм.)
- Д. Шостакович - Хор каторжан из оперы "Катерина Измайлова", Песнь о лесах (фрагм.)
- Ф. Шуберт - Месса G-Dur, Месса Es-Dur, Месса B-Dur (фрагм.)
- Р. Шуман - Реквием по Миньон (фрагм.), Рай и Пери (фрагм.)
3. Музыкально-теоретическая подготовка: академический хор.
Сольфеджио (письменно и устно)
От поступающего требуется:
- Записать двухголосный диктант гармонического склада с элементами полифонии. Диктант исполняется 8 раз.
- Определить на слух:
а) тональности по камертону и по сопоставлению тональностей, представленных тоническими трезвучиями;
б) вид лада по звукоряду и в мелодическом фрагменте;
в) мелодические интервалы простые и составные (через несколько октав) в диапазоне от большой до четвертой октавы (звук за звуком, "цепочкой");
г) гармонические интервалы группами по 3-4 интервала, в разных октавах, простые и составные, в ладу и от звука;
д) аккорды в тональности и от звука в элементарном и четырехголосном изложении, в тесном и широком расположениях, различных мелодических положениях (возможно ненормативное изложение); спеть прослушанный аккорд: по структуре (звучанию): все виды трезвучий с обращениями, малый мажорный, малый минорный, полууменьшенный (малый уменьшенный) септаккорды с обращениями, нонаккорды, уменьшенный септаккорд, аккорд целотоновой симметричной структуры - увеличенный терцквартаккорд; в тональности (по разрешению): малый мажорный септ- и секундаккорды, уменьшенный септаккорд с обращениями, увеличенный терцквартаккорд - в качестве альтерированных аккордов субдоминантовой и доминантовой групп;
е) аккордовую последовательность (4-6 тактов) после двух прослушиваний; спеть по вертикали;
ж) гармоническую последовательность в форме периода, включающую 2-3 модуляции; назвать тональный план и аккорды, повторить на фортепиано (гармонические средства соответствуют программе по гармонии музыкального училища);
з) гармонию во фрагменте музыкального произведения, повторить на фортепиано.
- Спеть:
а) "цепочку" звуков, образующих мелодические интервалы и аккорды в восходящем и нисходящем движении;
б) небольшой мелодический фрагмент из музыки ХХ века, запомнив его после двух прослушиваний (образец может включать вариантные ступени, сдвиг и т.д.);
в) с листа одноголосную мелодию (сольфеджируя или с текстом). Примерная трудность: Н. Качалина. Сольфеджио. Вып. 1. №№ 1-104; романсы и песни М. Глинки, А. Даргомыжского, Ф. Шуберта, В. Моцарта;
г) один из голосов двухголосного примера с одновременным исполнением другого голоса на фортепиано и дирижированием. Примерная трудность: И. Способин. Двухголосное сольфеджио.
Гармония (письменно и устно)
От поступающего требуется:
- Письменно гармонизовать мелодию (12-16 тактов) без неаккордовых звуков, включающую модуляции в тональности 1-й степени родства. Срок выполнения - 2 часа (120 минут).
- Играть на фортепиано в четырехголосном изложении:
- функциональные модуляции в тональности 1-й степени родства (в форме 4-х и 8-митактовых построений);
- диатонические и альтерированные аккорды в широком расположении в объеме программы музыкального училища;
- тональные и модулирующие секвенции.
- Проанализировать с листа произведение малой формы или структурно законченный фрагмент произведения крупной формы. Примерная трудность: Ф. Мендельсон. "Наш удел"; М. Ипполитов-Иванов. "Сосна", "О, край родной"; Р. Глиэр. "Гимн великому городу".
- Ответить на теоретические вопросы по курсу гармонии.
Фортепиано
От поступающего требуется исполнение следующей программы:
- Полифоническое произведение (Прелюдия и фуга И.С. Баха или Д.Д. Шостаковича).
- Классическая соната (Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. ван Бетховен), I или II и III части.
- Пьеса.