Вступительные испытания:
- Творческое испытание (очно).
- Профессиональное испытание (очно).
- Собеседование (очно).
1. Исполнение сольной программы: фортепиано
Поступающий должен исполнить:
- Полифоническое произведение (прелюдия и фуга И. С. Баха из "Хорошо темперированного клавира" или прелюдия и фуга Д. Д. Шостаковича).
- Классическую сонату (Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. ван Бетховен), I или II и III части - или классические вариации.
- Два концертных виртуозных этюда на различные виды техники Ф. Шопена, Ф. Листа, С. Рахманинова, А. Скрябина.
- Развернутое произведение, включающее элементы виртуозности (исполнение концерта нежелательно).
2. Музыкально-теоретическая подготовка: фортепиано
Сольфеджио (письменно и устно)
- Записать двухголосный диктант гармонического склада с мелодизированным нижним голосом, с хроматизмами и модуляционным развитием. Диктант исполняется 8 раз.
- Определить на слух:
а) тональность по данному тону «ля», по сопоставлению тональностей, представленных тоническими трезвучиями;
б) мелодические интервалы простые и составные (через несколько октав) в диапазоне от большой до четвертой октавы (звук за звуком, «цепочкой»);
в) гармонические интервалы (простые и составные);
г) вид лада по звукоряду и в мелодическом фрагменте;
д) аккорды по структуре (звучанию): малый мажорный, малый минорный, полууменьшенный (малый уменьшенный) септаккорды с обращениями, нонаккорды, уменьшенный септаккорд, аккорд целотоновой симметричной структуры – увеличенный терцквартаккорд, увеличенное трезвучие;
е) аккорды в тональности (по разрешению): малый мажорный септ– и секундаккорды, уменьшенный септаккорд с обращениями, увеличенный терцквартаккорд;
ж) «именные» аккорды: шопеновская и прокофьевская доминанты, рахманиновский аккорд, шубертова VI;
з) гармоническую последовательность в форме периода, включающую различные виды модуляций и альтерированные аккорды субдоминантовой и доминантовой групп; назвать тональный план, аккорды, повторить на фортепиано;
и) гармонию во фрагменте музыкального произведения; назвать тональный план, аккорды повторить на фортепиано. - Спеть:
а) «цепочку» звуков, образующих мелодические интервалы и аккорды в восходящем и нисходящем движении;
б) небольшой мелодический фрагмент из музыки ХХ века, запомнив его после двух прослушиваний (образец может включать вариантные ступени, сдвиг и т.д.);
в) одноголосную мелодию с листа. Примерная трудность: Н. Качалина. Сольфеджио. Вып. 1. №№ 25–70;
г) для поступающих на фортепианный факультет: спеть с листа фрагмент вокального сочинения под собственный аккомпанемент. Примерная трудность: Ф. Шуберт. Литания; А. Даргомыжский. «Чаруй меня!».
Гармония (письменно и устно)
- Письменно гармонизовать мелодию без неаккордовых звуков (12–16 тактов), включающую модуляции в тональности 1-й степени родства. Срок выполнения – 2 часа (120 минут).
- Играть на фортепиано в четырехголосном изложении:
- функциональные модуляции в тональности 1-й степени родства (в форме 4-х и 8-митактовых построений);
- секвенции тональные и модулирующие;
- разрешать аккорды (в основном виде и в виде обращений) с учетом их энгармонического равенства: уменьшенный септаккорд, малый мажорный септаккорд, аккорд целотоновой симметричной структуры – увеличенный терцквартаккорд, увеличенное трезвучие. - Проанализировать с листа произведение малой формы или структурно законченный фрагмент произведения крупной формы. Например: Л. ван Бетховен. Соната для ф-но № 8, ч. II; П. Чайковский. «Времена года»; Ф. Шопен. Ноктюрны. Мазурки; А. Скрябин. Прелюдии ор. 11.
- Ответить на теоретические вопросы по курсу гармонии.
3. Коллоквиум: фортепиано
Вступительное испытание представляет собой собеседование и чтение с листа.
Собеседование
Выявляет общекультурный уровень поступающего, его эстетические взгляды, эрудицию в области музыкального искусства, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыки, знание литературы по специальности. Также могут проверяться понимание содержания, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений.
Чтение с листа
На вступительном испытании проверяются навыки поступающих по чтению с листа.
Примерная трудность предлагаемых произведений:
- Г.Ф.Гендель. Соната
16 маленьких пьес (№3 Прелюдия, №7 Жига, №9 Гавот, №15 Алеманда) - М.Клементи. Сонатины
- Ф.Мендельсон. Песни без слов
- Э.Григ. Лирические пьесы
- Б.Барток. Сюита ор.14, Багатели №№ 2,10, 14
Скерцо, Адажио - А.Бородин. Маленькая сюита (№5 Грёзы)
- А.Рубинштейн. Романс ор. 44 №1
- Д.Кабалевский. 24 прелюдии, Скерцо ор.27 №14
- С.Слонимский. Элегия памяти Сибелиуса,
Северная песня