Вступительные испытания (форма проведения вступительных испытаний: очная):
- Творческое испытание.
- Собеседование.
- Профессиональное испытание.
1. Творческое испытание представляет собой исполнение сольной программы.
Исполнение сольной программы: фортепиано
Поступающий должен исполнить:
- Полифоническое произведение (прелюдия и фуга И.С. Баха из "Хорошо темперированного клавира" или прелюдия и фуга Д. Д. Шостаковича).
- Классическую сонату (Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. ван Бетховен), I или II и III части - или классические вариации.
- Два концертных виртуозных этюда на различные виды техники Ф. Шопена, Ф. Листа, С. Рахманинова, А. Скрябина.
- Развернутое произведение, включающее элементы виртуозности (исполнение концерта нежелательно).
2. Коллоквиум: фортепиано.
Вступительное испытание представляет собой собеседование и чтение с листа.
Собеседование
Собеседование выявляет общекультурный уровень поступающего, его эстетические взгляды, эрудицию в области музыкального искусства, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыки, знание литературы по специальности. Также могут проверяться понимание содержания, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений.
Чтение с листа
На вступительном испытании проверяются навыки поступающих по чтению с листа.
Примерная трудность предлагаемых произведений:
- Г.Ф. Гендель. Соната 16 маленьких пьес (№ 3 Прелюдия, № 7 Жига, № 9 Гавот, № 15 Алеманда)
- М. Клементи. Сонатины
- Ф. Мендельсон. Песни без слов
- Э. Григ. Лирические пьесы
- Б. Барток. Сюита ор.14, Багатели №№ 2,10, 14, Скерцо, Адажио
- А. Бородин. Маленькая сюита (№ 5 Грёзы)
- А. Рубинштейн. Романс ор. 44 № 1
- Д. Кабалевский. 24 прелюдии, Скерцо ор.27 № 14
- С. Слонимский. Элегия памяти Сибелиуса, Северная песня
3. Музыкально-теоретическая подготовка: фортепиано.
Сольфеджио (письменно и устно)
1. Записать двухголосный диктант гармонического склада с мелодизированным нижним голосом, с хроматизмами и модуляционным развитием. Диктант исполняется 8 раз.
2. Определить на слух:
а) тональность по данному тону «ля», по сопоставлению тональностей, представленных тоническими трезвучиями;
б) мелодические интервалы простые и составные (через несколько октав) в диапазоне от большой до четвертой октавы (звук за звуком, «цепочкой»);
в) гармонические интервалы (простые и составные);
г) вид лада по звукоряду и в мелодическом фрагменте;
д) аккорды по структуре (звучанию): малый мажорный, малый минорный, полууменьшенный (малый уменьшенный) септаккорды с обращениями, нонаккорды, уменьшенный септаккорд, аккорд целотоновой симметричной структуры – увеличенный терцквартаккорд, увеличенное трезвучие;
е) аккорды в тональности (по разрешению): малый мажорный септ– и секундаккорды, уменьшенный септаккорд с обращениями, увеличенный терцквартаккорд;
ж) «именные» аккорды: шопеновская и прокофьевская доминанты, рахманиновский аккорд, шубертова VI;
з) гармоническую последовательность в форме периода, включающую различные виды модуляций и альтерированные аккорды субдоминантовой и доминантовой групп; назвать тональный план, аккорды, повторить на фортепиано;
и) гармонию во фрагменте музыкального произведения; назвать тональный план, аккорды повторить на фортепиано.
3. Спеть:
а) «цепочку» звуков, образующих мелодические интервалы и аккорды в восходящем и нисходящем движении;
б) небольшой мелодический фрагмент из музыки ХХ века, запомнив его после двух прослушиваний (образец может включать вариантные ступени, сдвиг и т.д.);
в) одноголосную мелодию с листа. Примерная трудность: Н. Качалина. Сольфеджио. Вып. 1. №№ 25–70;
г) для поступающих на фортепианный факультет: спеть с листа фрагмент вокального сочинения под собственный аккомпанемент. Примерная трудность: Ф. Шуберт. Литания; А. Даргомыжский. «Чаруй меня!».
Гармония (письменно и устно)
1. Письменно гармонизовать мелодию без неаккордовых звуков (12–16 тактов), включающую модуляции в тональности 1-й степени родства. Срок выполнения – 2 часа (120 минут).
2. Играть на фортепиано в четырехголосном изложении:
- функциональные модуляции в тональности 1-й степени родства (в форме 4-х и 8-митактовых построений);
- секвенции тональные и модулирующие;
- разрешать аккорды (в основном виде и в виде обращений) с учетом их энгармонического равенства: уменьшенный септаккорд, малый мажорный септаккорд, аккорд целотоновой симметричной структуры – увеличенный терцквартаккорд, увеличенное трезвучие.
3. Проанализировать с листа произведение малой формы или структурно законченный фрагмент произведения крупной формы. Например: Л. ван Бетховен. Соната для ф-но № 8, ч. II; П. Чайковский. «Времена года»; Ф. Шопен. Ноктюрны. Мазурки; А. Скрябин. Прелюдии ор. 11.
4. Ответить на теоретические вопросы по курсу гармонии.