Фортепиано

Вступительные испытания (форма проведения вступительных испытаний: очная):

  1. Творческое испытание.
  2. Собеседование.
  3. Профессиональное испытание.

 

1. Творческое испытание представляет собой исполнение сольной программы.

Исполнение сольной программы: фортепиано

Поступающий должен исполнить:

  1. Полифоническое произведение (прелюдия и фуга И.С. Баха из "Хорошо темперированного клавира" или прелюдия и фуга Д. Д. Шостаковича).
  2. Классическую сонату (Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. ван Бетховен), I или II и III части - или классические вариации.
  3. Два концертных виртуозных этюда на различные виды техники Ф. Шопена, Ф. Листа, С. Рахманинова, А. Скрябина.
  4. Развернутое произведение, включающее элементы виртуозности (исполнение концерта нежелательно).

 

2. Коллоквиум: фортепиано.

Вступительное испытание представляет собой собеседование и чтение с листа.

Собеседование

Собеседование выявляет общекультурный уровень поступающего, его эстетические взгляды, эрудицию в области музыкального искусства, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыки, знание литературы по специальности. Также могут проверяться понимание содержания, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений.

Чтение с листа

На вступительном испытании проверяются навыки поступающих по чтению с листа.
Примерная трудность предлагаемых произведений:

  1. Г.Ф. Гендель. Соната 16 маленьких пьес (№ 3 Прелюдия, № 7 Жига, № 9 Гавот, № 15 Алеманда)
  2. М. Клементи. Сонатины
  3. Ф. Мендельсон. Песни без слов
  4. Э. Григ. Лирические пьесы
  5. Б. Барток. Сюита ор.14, Багатели №№ 2,10, 14, Скерцо, Адажио
  6. А. Бородин. Маленькая сюита (№ 5 Грёзы)
  7. А. Рубинштейн. Романс ор. 44 № 1
  8. Д. Кабалевский. 24 прелюдии, Скерцо ор.27 № 14
  9. С. Слонимский. Элегия памяти Сибелиуса, Северная песня

 

3.  Музыкально-теоретическая подготовка: фортепиано.

Сольфеджио (письменно и устно)

1. Записать двухголосный диктант гармонического склада с мелодизированным нижним голосом, с хроматизмами и модуляционным развитием. Диктант исполняется 8 раз.

2. Определить на слух:
а) тональность по данному тону «ля», по сопоставлению тональностей, представленных тоническими трезвучиями;
б) мелодические интервалы простые и составные (через несколько октав) в диапазоне от большой до четвертой октавы (звук за звуком, «цепочкой»);
в) гармонические интервалы (простые и составные);
г) вид лада по звукоряду и в мелодическом фрагменте;
д) аккорды по структуре (звучанию): малый мажорный, малый минорный, полууменьшенный (малый уменьшенный) септаккорды с обращениями, нонаккорды, уменьшенный септаккорд, аккорд целотоновой симметричной структуры – увеличенный терцквартаккорд, увеличенное трезвучие;
е) аккорды в тональности (по разрешению): малый мажорный септ– и секундаккорды, уменьшенный септаккорд с обращениями, увеличенный терцквартаккорд;
ж) «именные» аккорды: шопеновская и прокофьевская доминанты, рахманиновский аккорд, шубертова VI;
з) гармоническую последовательность в форме периода, включающую различные виды модуляций и альтерированные аккорды субдоминантовой и доминантовой групп; назвать тональный план, аккорды, повторить на фортепиано;
и) гармонию во фрагменте музыкального произведения; назвать тональный план, аккорды повторить на фортепиано.

3. Спеть:
а) «цепочку» звуков, образующих мелодические интервалы и аккорды в восходящем и нисходящем движении;
б) небольшой мелодический фрагмент из музыки ХХ века, запомнив его после двух прослушиваний (образец может включать вариантные ступени, сдвиг и т.д.);
в) одноголосную мелодию с листа. Примерная трудность: Н. Качалина. Сольфеджио. Вып. 1. №№ 25–70;
г) для поступающих на фортепианный факультет: спеть с листа фрагмент вокального сочинения под собственный аккомпанемент. Примерная трудность: Ф. Шуберт. Литания; А. Даргомыжский. «Чаруй меня!».

Гармония (письменно и устно)

1. Письменно гармонизовать мелодию без неаккордовых звуков (12–16 тактов), включающую модуляции в тональности 1-й степени родства. Срок выполнения – 2 часа (120 минут).

2. Играть на фортепиано в четырехголосном изложении:
- функциональные модуляции в тональности 1-й степени родства (в форме 4-х и 8-митактовых построений);
- секвенции тональные и модулирующие;
- разрешать аккорды (в основном виде и в виде обращений) с учетом их энгармонического равенства: уменьшенный септаккорд, малый мажорный септаккорд, аккорд целотоновой симметричной структуры – увеличенный терцквартаккорд, увеличенное трезвучие.

3. Проанализировать с листа произведение малой формы или структурно законченный фрагмент произведения крупной формы. Например: Л. ван Бетховен. Соната для ф-но № 8, ч. II; П. Чайковский. «Времена года»; Ф. Шопен. Ноктюрны. Мазурки; А. Скрябин. Прелюдии ор. 11.

4. Ответить на теоретические вопросы по курсу гармонии.