Вступительные испытания (форма проведения вступительных испытаний: очная/дистанционная).
- Творческое испытание.
- Собеседование.
- Профессиональное испытание.
1. Творческое испытание представляет собой расшифровку и исполнение народных песен.
Расшифровка и исполнение народных песен
Вступительное испытание выявляет творческие данные поступающего, степень его подготовленности, навыки практической работы в области этномузыкологии.
Вступительное испытание проводится в два этапа — письменно и устно.
Письменная часть представляет собой расшифровку абитуриентом народной песни и проходит либо очно (в аудитории консерватории), либо в формате онлайн-конференции. Поступающий выбирает одну из трех предложенных звукозаписей народных песен в этнографическом звучании.
Требования к письменной работе:
1) Расшифровать по фонограмме народную песню в этнографическом звучании: в процессе самостоятельной работы на листе нотной бумаги выполнить нотную запись трех строф напева с подтекстовкой и на отдельном листе полностью записать поэтический текст с сохранением диалектных особенностей.
2) Грамотно оформить расшифровку (нотография, подтекстовка, тактировка, обозначение особенностей звучания). На листах с нотной расшифровкой и записью поэтического текста личные данные абитуриента не указываются.
3) При прохождении испытания в онлайн-формате сфотографировать или сканировать листы с расшифровкой напева и записью поэтического текста и выслать полученные изображения (в формате jpg или png, pdf, разрешение — не менее 300 dpi) в приемную комиссию не позднее установленного времени окончания вступительного испытания.
Срок выполнения — 3 часа.
Устная часть вступительного испытания проходит либо очно (в аудитории консерватории), либо в форме онлайн-конференции (в этом случае оформленная письменно программа и ссылки на видеозаписи исполненных абитуриентом образцов народной музыки высылаются в приемную комиссию в период подачи документов).
Требования к устной части вступительного испытания:
1) Исполнить два образца народной музыки (вокальной и / или инструментальной — по выбору) без обработки в этнографически достоверном виде (образцы выбираются абитуриентом самостоятельно).
В случае, если вступительное испытание проводится дистанционно, абитуриент в период подачи документов указывает ссылки на видеозаписи исполнения им двух образцов народной музыки на титульном листе письменной программы (см. пункт 2). Ссылки на видеозаписи даются на облачное хранилище (Яндекс.диск; Облако Mail.ru) и должны быть доступны в течение 6 месяцев. Технические требования: видеозапись каждого из двух образцов должна представлять собой один видеофайл (без монтажа); видеозапись должна осуществляться на расстоянии не более 10 метров.
2) Представить оформленную письменно программу выступления (в формате doc или docx, pdf), включающую:
а) сделанные самостоятельно или скопированные из публикаций нотации двух исполненных абитуриентом образцов народной музыки, полные поэтические тексты к ним (на диалекте или языке оригинала с переводом на русский язык);
б) сведения об источниках исполненных образцов народной музыки (указание места, времени, от кого, кем и когда была сделана запись, кто автор расшифровки, ссылка на публикацию); в) составленную абитуриентом самостоятельно краткую характеристику представленных в ней двух образцов народной музыки: определение жанра; сведения о том, когда и в каких обстоятельствах исполняется песня/наигрыш в традиции, раскрытие содержания поэтического текста песен; описание особенностей композиционной, ритмической, ладовой организации напевов, исполнительских приемов.
Объем письменной программы — не более 7 страниц. На титульной странице должны быть приведены сведения об абитуриенте и, в случае дистанционного проведения вступительного испытания, ссылки на видеозаписи исполненных им двух образцов народной музыки (см. пункт 1).
3) Принять участие в устном собеседовании (в случае дистанционного проведения вступительного испытания в установленное время принять участие в онлайн-конференции):
– ответить на вопросы по исполненным абитуриентом двум образцам народной музыки;
– исполнить песню по расшифровке, выполненной абитуриентом в процессе письменной части вступительного испытания по специальности, с сохранением (по возможности) характерных особенностей аутентичного звучания; устно охарактеризовать ладо-интонационные особенности, ритмику, композицию, многоголосие, выделить жанровые признаки данной песни.
– ответить на вопросы по истории и теории этномузыкологии (список основных теоретических трудов и сборников народных песен прилагается).
Список литературы к вступительному испытанию творческой направленности:
Теоретические труды:
1. Рубцов Ф.А. Основы ладового строении русских народных песен // Статьи по музыкальному фольклору. Л.; М., 1973. С. 8–81.
2. Руднева А.В. О взаимосвязи стиха и напева в русской народной песне // Русское народное музыкальное творчество. Очерки по теории фольклора. М., 1994. С. 11–69.
3. Мехнецов А. М. Традиция как основополагающий принцип народной музыкальной культуры // Народная традиционная культура: Статьи и материалы. СПб., 2014. С. 54–68.
4. Гусев В.Е. Введение. Истоки // Русская народная художественная культура (теоретические очерки). СПб., 1993. С. 3-35.
5. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. СПб., 1995.
Сборники народных песен:
1. Балакирев М. Русские народные песни. М., 1957.
2. Римский-Корсаков Н. Сто русских народных песен. М., 1985.
3. Лопатин Н., Прокунин В. Сборник русских народных лирических песен. М., 1956.
5. Линева Е. Великорусские песни в народной гармонизации. Вып. 1-2. СПб, 1904, 1909.
6. Добровольский Б., Коргузалов В. Былины. Русский музыкальный эпос. М., 1981.
7. Балашов Д., Марченко Ю., Калмыкова Н. Русская свадьба. М., 1985.
8. Песни Псковской земли. Вып. 1: Календарно-обрядовые песни / Сост. А. Мехнецов. Л., 1989.
9. Хрестоматии по музыкальному фольклору из экспедиционных коллекций Фольклорно-этнографического центра имени А. М. Мехнецова Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова / науч. ред. серии Г. В. Лобкова, вып. 1–9. СПб., 2014–2023 (по выбору абитуриента)
2. Коллоквиум: этномузыкология
Собеседование выявляет общегуманитарный уровень подготовки поступающего, его профессиональные способности, эстетические взгляды, эрудицию в области музыкального искусства и избранной специальности, степень осведомленности в вопросах современной музыкальной жизни.
Поступающему необходимо:
1) Исполнить на фортепиано одно из произведений (на выбор — отдельную часть сонаты, вариации, полифоническое произведение или пьесу русского или зарубежного композитора). Ответить на вопросы об авторе и особенностях музыкальной формы исполненного произведения.
В случае, если вступительное испытание проводится дистанционно, абитуриент должен представить в период подачи документов ссылку на видеозапись исполнения им произведения на фортепиано. Ссылки на видеозаписи даются на облачное хранилище (Яндекс.диск; Облако Mail.ru) и должны быть доступны в течение 6 месяцев. Ссылка указывается в оформленной письменно программе, которая содержит сведения об абитуриенте, указание автора и полное название исполняемого произведения.
2) Ответить на вопросы о наиболее значительных явлениях отечественного и зарубежного музыкального искусства (в объеме курса музыкальной литературы для организаций среднего профессионального образования), о претворении фольклора в художественных произведениях, о достижениях современной культурной жизни общества.
3) Ответить на вопросы о перспективах сохранения и использования в художественной практике традиций народной музыкальной культуры.
3. Музыкально-теоретическая подготовка: этномузыкология
Сольфеджио и гармония (устно)
Вступительное испытание проходит устно — либо в аудитории консерватории, либо в форме онлайн-конференции (в этом случае необходимые нотные материалы выводятся на экран экзаменаторами).
Абитуриенту необходимо:
1) Выполнить устный диктант: спеть сольфеджио небольшой мелодический фрагмент (4-8 тактов), запомнив его после двух прослушиваний.
2) Определить на слух: а) тональность по данному тону "ля", по сопоставлению тональностей, представленных тоническими трезвучиями; б) интервалы простые и составные (в пределах двух октав), в мелодической и гармонической форме; в) аккорды в элементарном виде или в классическом четырёхголосии, без предварительной тональной настройки и в тональности (в последовательности): трезвучия всех видов с обращениями, малый мажорный, малый минорный, полууменьшенный (малый уменьшенный), уменьшенный септаккорды с обращениями, нонаккорды, аккорд целотоновой симметричной структуры — увеличенный терцквартаккорд, в качестве диатонических и альтерированных аккордов субдоминантовой и доминантовой групп; назвать звуковой состав по вертикали.
3) Спеть: а) «цепочку» звуков, образующих мелодические интервалы и аккорды в восходящем и нисходящем движении; б) с листа (сольфеджируя или с текстом) одноголосный пример.
4) Ответить на теоретические вопросы по курсу гармонии.
5) Проанализировать с листа произведение малой формы или структурно законченный фрагмент произведения крупной формы.