ПОЛОЖЕНИЕ
о VI Международном конкурсе «Фортепиано сегодня»
(к 340-летию со дня рождения И.С. Баха и Д. Скарлатти, к 150-летию со дня рождения М. Равеля)
3 марта – 9 апреля 2025 года, Санкт-Петербург
1. Общие положения
1.1. VI Международный конкурс «Фортепиано сегодня» (к 340-летию со дня рождения И.С. Баха и Д. Скарлатти, к 150-летию со дня рождения М. Равеля) (далее Конкурс) проводится в Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А.Римского-Корсакова с 3 марта по 9 апреля 2025 года в соответствии с Планом мероприятий на 2025 год федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А.Римского-Корсакова».
1.2. Учредитель Конкурса: Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А.Римского-Корсакова (далее – Санкт-Петербургская консерватория). Организатор Конкурса: Кафедра специального фортепиано Санкт-Петербургской консерватории.
1.3. Цель Конкурса – выявление и поддержка молодых талантливых пианистов России, развитие их интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование интереса к творческой деятельности, а также сохранение и развитие национальных исполнительских традиций.
Задачи Конкурса:
– развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся/студентов и их преподавателей;
– консолидация творческой молодежи России;
– поддержка и развитие академической музыки в среде профессионального музыкального образования;
– расширение возможностей студенческой концертной практики;
– активизация работы образовательных учреждений, установление и укрепление творческих контактов между различными регионами Российской Федерации;
– развитие сотрудничества между учреждениями среднего и высшего образования в сфере культуры и искусства;
– обеспечение преемственности уровней профессионального музыкального образования;
– привлечение внимания руководителей образовательных организаций к академической мобильности;
– развитие личностного и педагогического потенциала ассистентов-стажеров, вовлечение в профессиональную деятельность в качестве членов жюри.
1.4. Для подготовки и проведения мероприятия формируется состав оргкомитета Конкурса и состав жюри, которые утверждаются приказом по основной деятельности Санкт-Петербургской консерватории не позднее 14.02.2025 г.
1.5. Независимое жюри будет состоять из ассистентов-стажеров ведущих музыкальных вузов - лауреатов всероссийских и международных конкурсов, концертирующих музыкантов. Оценка конкурсантов недавними выпускниками музыкальных вузов создаст атмосферу объективности, непредвзятости результатов оценивания и доверия со стороны участников Конкурса.
1.6. Председатель жюри - Мурина Екатерина Алексеевна, народная артистка России, профессор, заведующая кафедрой специального фортепиано Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А.Римского-Корсакова.
1.7. Оргкомитет обеспечивает информационную поддержку Конкурса: печатные, электронные издания, интернет-сайты учредителей, организаторов и партнеров Конкурса, СМИ Санкт-Петербурга.
2. Порядок проведения Конкурса
2.1. Конкурс проводится по специальности сольное фортепиано в двух категориях:
• I категория - Учащиеся ССМШ (9-11 класс) и музыкальных училищ
• II категория - Студенты высших музыкальных учебных заведений
2.2. Конкурс проводится в два тура:
2.2.1. Первый тур проводится заочно, на основании документов и материалов, представляемых участниками Конкурса в соответствии с п. 2.3 настоящего Положения. Сроки проведения первого тура Конкурса: с 3 марта по 16 марта 2025 года. По результатам первого тура жюри определяет участников второго тура. Оргкомитет доводит до сведения конкурсантов результаты первого тура в срок не позднее 17 марта 2025 года.
2.2.2. Второй тур Конкурса проводится очно, публично, в виде открытого конкурсного прослушивания участников в концертном зале Санкт-Петербургской консерватории. Сроки проведения второго тура Конкурса: с 5 апреля по 9 апреля 2025 года.
2.3. Для участия в Конкурсе заявителю необходимо до 2 марта 2025 (включительно) прислать в оргкомитет Конкурса на электронный адрес alanklim@list.ru следующие документы и материалы участников:
– заявку участника Конкурса (Приложение № 1) в двух форматах:
• в текстовом формате word;
• в формате pdf. с подписью конкурсанта или его законного представителя.
– цветную портретную фотографию для публикации в буклете конкурса размером не менее 500Кб, с разрешением не менее 300 dpi. в формате .jpg;
– творческую биографию участника (в свободной форме, в текстовом формате word) с указанием: ФИО конкурсанта (полностью), полного наименования образовательного учреждения; курса/класса участника и имеющихся (при наличии) у него творческих достижений (в т. ч. званий лауреата или дипломанта всероссийских и международных конкурсов, фестивалей, олимпиад); ФИО (полностью) педагога конкурсанта, его ученое/почетное звание и степень (при наличии) и должность;
– копию свидетельства о рождении/паспорта участника с местом его регистрации (в формате .pdf или .jpg);
– согласие на обработку персональных данных, с учетом требований законодательства Российской Федерации (в отсканированном виде в формате .pdf или .jpg), от участника или его законного представителя;
– копию платежного поручения об оплате организационного взноса.
– видеозапись выступления участника с программой первого тура.
2.4. Подача заявки на участие в Конкурсе означает:
– согласие конкурсанта на обработку его персональных данных;
– согласие конкурсанта на использование присланных документов для составления программы, афиши, буклета, информационных материалов Конкурса.
2.5. Оргкомитет Конкурса оставляет за собой право отклонить заявку на участие в Конкурсе в связи с несоответствием документов или видеозаписи требованиям пунктов 2.1, 2.3, 3.1 – 3.6 настоящего Положения. В этом случае заявителю на электронную почту от имени оргкомитета Конкурса будет направлено письмо с указанием причин отклонения заявки.
Документы и материалы участников Конкурса предоставляются в оргкомитет Конкурса с учетом требований законодательства Российской Федерации, в том числе Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».
В течение трех дней после получения оргкомитетом Конкурса документов и материалов участника Конкурса, заявителям по их электронной почте будет направлено письмо-подтверждение о получении и регистрации их заявки.
2.6. Порядок выступления на втором туре Конкурса определяется жеребьевкой.
2.7. Организаторы Конкурса вправе осуществлять аудиозапись, фото- и видеосъемку конкурсных программ второго тура Конкурса и заключительного концерта победителей, с последующим выпуском CD или DVD.
2.8. Решение жюри Конкурса является окончательным и пересмотру не подлежит.
3. Программа Конкурса
3.1. Длительность выступления конкурсантов всех категорий на первом (заочном) туре должна быть не более 15 минут.
3.2. Программа первого тура для конкурсантов всех категорий должна включать:
1. Прелюдия и фуга И.С. Баха из «Хорошо темперированного клавира»
2. Виртуозное сочинение или концертный этюд любого композитора по выбору участника.
3.3. Требования к видеозаписям, представленным для первого тура:
– программа предоставляется в виде одного видеофайла;
– видеофайл выкладывается на платформе Rutube.Ru или VK Видео. Доступ предоставляется по ссылке;
– допускается объединение различных записей (в том числе концертных, конкурсных и т.д.) в один видеофайл;
– не допускается аудио- и видеомонтаж внутри одного произведения. Метаданные файла на протяжении одного произведения не должны меняться;
– на видеозаписи должны четко идентифицироваться лицо и руки конкурсанта, а также должна быть видна клавиатура инструмента.
3.4. Длительность выступления конкурсантов на втором (очном) туре должна быть:
для I категории – 20-30 минут;
для II категории – 30-45 минут.
3.5. Программа второго тура для конкурсантов всех категорий должна включать:
1. Одно или несколько сочинений И.С. Баха по выбору участника. Исполнение транскрипций не допускается.
2. Одна или несколько сонат Д. Скарлатти по выбору участника.
3. Одно или несколько сочинений М. Равеля по выбору участника.
Программа второго тура не должна повторять произведения, исполненные в первом туре.
3.6. Программы обоих туров должны исполняться конкурсантами наизусть.
4. Награждение участников Конкурса
4.1. Победители и призеры Конкурса получают звания лауреатов I, II, III степеней и награждаются соответствующими дипломами, памятными подарками. Педагоги победителей и призеров Конкурса награждаются благодарственными письмами.
4.2. Победители и призеры Конкурса обязаны выступить в заключительном концерте Конкурса.
5. Организационные и финансовые условия Конкурса
5.1. Организаторы Конкурса своевременно размещают информацию о Конкурсе на официальном сайте Санкт-Петербургской консерватории www.conservatory.ru/contest в разделе «Конкурсы» и оповещают руководителей образовательных организаций в сфере культуры и искусства всех субъектов Российской Федерации о сроках, местах, графике проведения Конкурса; формируют состав жюри Конкурса и состав оргкомитета; определяют критерии оценивания конкурсных программ, поощрения и награждения участников Конкурса.
5.2. Конкурсантам будут предоставлены репетиционные классы и время для акустической репетиции на сцене концертного зала, где будет проходить Конкурс.
5.3. Выступления участников оцениваются компетентным жюри, состоящим из ассистентов-стажеров ведущих консерваторий России, имеющих звания лауреатов всероссийских или международных конкурсов.
5.4. Конкурсанты не могут контактировать с кем-либо из членов жюри во время участия в Конкурсе. Любое нарушение этого правила может привести к дисквалификации конкурсанта.
5.5. Жюри осуществляет оценку выступлений участников по 10-балльной системе.
5.6. Жюри оценивает выступления конкурсантов по следующим критериям:
– артистизм, музыкальность, культура звука, владение штрихами и динамическими нюансами;
– стилистически верная интерпретация произведения;
– техническая свобода и сценическая выдержка;
– степень индивидуальности и самобытности исполнения.
5.7. Итогом обсуждения конкурсных выступлений является протокол заседания членов жюри, на основании которого утверждаются итоги Конкурса. Решения жюри окончательны и пересмотру не подлежат.
5.8. Жюри Конкурса оставляет за собой право:
– присуждать не все места (звания);
– делить призовые места и звания между победителями;
– присуждать специальные дипломы.
5.9. Организационный взнос для участников конкурса составляет 3000 (Три тысячи) рублей. Организационный взнос перечисляется безналичным платежом на расчетный счет Санкт-Петербургской консерватории. В случае отказа от участия в конкурсе организационный взнос не возвращается.
5.10. Оплата проезда (до Санкт-Петербурга и обратно), проживания и питания иногородних участников второго тура Конкурса – за собственный счет или за счет направляющей образовательной организации.
5.11. За дополнительной информацией о проведении Конкурса можно обращаться к координатору Конкурса Клименко Александру Анатольевичу, ведущему специалисту международного отдела Санкт-Петербургской консерватории по электронному адресу: alanklim@list.ru или по телефону +7 921-321-39-02
- Заявочный лист
- Инструкция по заполнению заявки
- Согласие на обработку данных личное
- Инструкция по заполнению Платежного поручени
Жюри конкурса
Председатель жюри-Екатерина Мурина
Профессор, Народная артистка России. Окончила Ленинградскую консерваторию (1961 г.) и аспирантуру (1964 г.). Ее педагогом и творческим наставником был народный артист СССР профессор П.А. Серебряков. Во время учёбы в консерватории Е.А. Мурина принимала участие в различных музыкальных конкурсах. В 1959 году стала лауреатом VII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Вене, а в 1961 году она стала обладательницей второй премии на Всесоюзном конкурсе. Е.А. Мурина владеет очень широким репертуаром, который включает крупные произведения и миниатюры Баха, Моцарта, Бетховена, Шопена, Листа, Шумана, Брамса, Дебюсси. Лучшие черты исполнительского почерка пианистки - артистичность, эмоциональная насыщенность, внутреннее изящество и благородство - рельефно проявляются в интерпретации русской и советской музыки. В ее программах - произведения Чайковского, Мусоргского, Танеева, Рахманинова, Скрябина, Прокофьева, Шостаковича. Первая исполнительница многих сочинений ленинградских композиторов: Ю. Фалика, В. Гаврилина, Б. Тищенко, Г. Белова, В. Успенского и др. Е.А. Мурина в течение многих лет возглавляет кафедру специального фортепиано Санкт-Петербургской консерватории. Воспитала целую плеяду пианистов – лауреатов многих конкурсов. Проводит мастер-классы в России, Германии, Великобритании, Финляндии, Южной Корее, Китае. Является членом жюри различных международных конкурсов, а также организатором Конкурса юных пианистов имени П.А. Серебрякова. Е.А. Мурина много и успешно концертирует в России и за рубежом. На её счету сотни выступлений с сольными концертами и с оркестрами. Сотрудничала с такими дирижерами, как К. Кондрашин, А. Янсонс, М. Янсонс, Н. Рабинович, Г. Рождественский, Б. Хайкин, К. Зандерлинг, Э. Грикуров и др.
Директор конкурса-Татьяна Загоровская
Заслуженная артистка России, профессор, декан фортепианного факультета Санкт-Петербургской консерватории. В репертуаре Т.М. Загоровской более 30 концертов для фортепиано с оркестром. Она сотрудничала с известными российскими и зарубежными дирижёрами: В. Чернушенко, А. Дмитриевым, А. Анисимовым, А. Канторовым, А. Титовым, В. Тицем, Лео Кремером и Гансом Петером Франком (Германия), Джаспером Брауном (Великобритания), Эдвардом Чивжелем (США) и другими. Существенную часть творческой деятельности Т.Загоровской составляет работа над записями. Вышли CD с различными программами: концерты Шопена, Грига, Мендельсона, сонаты Бетховена, почти половина всего фортепианного наследия Шопена, миниатюры Моцарта, Шуберта, Шумана, Мендельсона, Листа, Дебюсси, Чайковского, Рахманинова. Значительным достижением в артистической биографии пианистки стало первое исполнение фундаментального цикла 24-х прелюдий и фуг Сергея Слонимского. В России и за рубежом широко известны профессиональный авторитет и педагогические успехи Т.М. Загоровской. Её ученики завоевали свыше восьмидесяти наград на различных международных и всероссийских конкурсах и фестивалях. Т.М. Загоровская участвует в работе жюри многих международных и всероссийских конкурсов, её приглашают вести мастер-классы и творческие семинары в США, Германии, Польше, Ю.Корее и Японии.