Положение о конкурсе
1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 II-ой Международный конкурс-фестиваль исполнителей на арфе «Золотая арфа» проводится по специальности «Искусство концертного исполнительства на оркестровых струнных инструментах» и направлен на поддержку, развитие исполнительского мастерства и популяризацию арфового искусства.
Конкурс-фестиваль «Золотая арфа» продолжает традиции созданного и проведенного впервые в 2009 году в Санкт-Петербургской государственной филармонии им. Д.Д. Шостаковича одноименного музыкального проекта. По инициативе профессора Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, Заслуженной артистки России Анны Макаровой конкурс был возрождён в 2024 году.
1.2 В рамках данного проекта помимо конкурсной предусмотрена яркая фестивальная программа, в концертах которой примут участие мировые звёзды музыкального исполнительства.
1.3 Учредителями II-го Международного конкурса-фестиваля «Золотая арфа» являются Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А.Римского-Корсакова и благотворительный фонд «Фонд Оксаны Волковой».
1.4 Составы оргкомитета и дирекции конкурса формируются учредителями.
1.5 В рамках конкурса-фестиваля «Золотая арфа» будут проведены благотворительные концерты в социальных учреждениях Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
1.6 Состав жюри конкурса формируется и утверждается оргкомитетом конкурса.
1.7 Цели и задачи Конкурса-фестиваля:
• Сохранение и развитие лучших традиций отечественной школы исполнительства на арфе;
• Выявление, поддержка и поощрение одаренных и перспективных молодых музыкантов;
• Повышение профессионального мастерства, совершенствование исполнительской культуры арфистов;
• Привлечение внимания СМИ и общества в целом, популяризация классической музыки и возрастание престижа исполнительства арфистов;
• Обмен творческим и профессиональным опытом и развитие международных культурных связей.
2. НОМИНАЦИИ, СРОКИ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА
2.1 Конкурсные прослушивания проводятся по специальности «Арфа».
2.2 Конкурсные прослушивания проводятся очно в три тура с 20 по 27 сентября 2026 года в Санкт-Петербурге.
2.3 Конкурсные прослушивания пьесы Мориса Равеля «Интродукция и Аллегро» в III-ем туре проводятся в сопровождении камерного оркестра. Для исполнения Сонаты «Арпеджионе» Франца Шуберта будет предоставлен ансамблист. Возможно исполнение камерной музыки и со своим солистом.
2.4 По окончании конкурсных прослушиваний состоится заключительный гала-концерт в сопровождении камерного оркестра, в котором примут участие победители конкурса.
2.5 Расписание проведения конкурса:
Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова (Театральная пл., 3) |
|||
20 сентября, воскресенье |
10:00 – 11:00 регистрация участников 11:00 – 12:00 открытие конкурса, жеребьёвка 13:00 – 22:00 акустические репетиции участников конкурса
|
||
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства. Шереметевский дворец – Музей музыки (наб. реки Фонтанки, 34)
|
|||
20 сентября, воскресенье |
Концерт – открытие конкурса Начало в 19:00 |
||
Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова (Театральная пл., 3) |
|||
21 сентября, понедельник 22 сентября, вторник |
I тур
|
||
23 сентября, среда 24 сентября, четверг |
II тур
|
||
25 сентября, пятница
|
Мастер-классы членов жюри. Репетиции участников III-го тура с Камерным оркестром и ансамблистами. |
||
26 сентября, суббота |
III тур
|
||
Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д.Д. Шостаковича - Малый зал (Невский проспект, 30) |
|||
27 сентября, воскресенье
|
Награждение и Гала-концерт Лауреатов конкурса и членов Жюри конкурса Начало в 19:00 |
3. УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ В КОНКУРСЕ
3.1 Все участники Конкурса обязаны соблюдать условия данного положения.
3.2 В конкурсе могут принять участие профессиональные музыканты-исполнители (студенты и выпускники средних и высших профессиональных музыкальных учебных заведений) из России и других стран.
3.3 Возрастные ограничения для участников – до 35 лет включительно. Возраст участника определяется на момент открытия конкурса - 20 сентября 2026 г.
3.4 Вступительный взнос составляет 5000 рублей. Оплата вступительного взноса производится до подачи документов на участие в Конкурсе. Вступительный взнос возврату не подлежит.
3.5 Оплата взносов иностранными участниками производится по прибытии на территорию РФ через отделения ПАО «Сбербанк России».
3.6 Вступительный взнос не включает в себя банковскую комиссию. Претенденты на участие в конкурсе самостоятельно оплачивают банковские услуги по перечислению вступительного взноса.
3.7 Все расходы, связанные с организацией видеозаписи, оплатой проезда и питанием и конкурсантов и сопровождающих лиц, конкурсанты несут самостоятельно или за счет средств направляющей организации.
3.8 Оргкомитет конкурса предоставляет и оплачивает конкурсантам проживание в гостинице на срок с 20 сентября 2026 г. до дня окончания выступлений каждого конкурсанта в конкурсных прослушиваниях. Например, выступления конкурсанта окончились после II-го тура. Соответственно, оплата проживания в гостинице оргкомитетом конкурса завершается на следующий день после объявления результатов данного тура.
3.8 Инструменты для всех конкурсных прослушиваний и концерта лауреатов будут предоставлены генеральным спонсором конкурса - компанией Salvi Music.
3.9 Заявки для участия в благотворительных концертах в рамках фестивальной программы «Золотая арфа» принимаются по адресу:
• konkurs2026harp@conservatory.ru (контактный телефон: +7 (911) 912-28-38)
4. ПОДАЧА И СРОКИ РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВОК
4.1 Для участия в конкурсе необходимо прислать пакет документов (заявку) на электронный адрес конкурса:
• konkurs2026harp@conservatory.ru
4.2 В пакет документов (заявку), направляемый на конкурс, входят:
1) Рекомендательное письмо от авторитетного музыканта;
2) творческая биография (резюме) исполнителя в формате Word с указанием контактов;
3) концертная фотография (1 шт.) в высоком разрешении;
4) ссылка на конкурсную видеозапись (см. п.5 настоящего Положения);
5) квитанция с отметкой банка об оплате вступительного взноса* (или чек об оплате онлайн) (Приложение № 2).
*Иностранные участники предоставляют банковскую квитанцию после оплаты, произведённой по прибытии в Россию.
4.3 Срок подачи пакета документов (заявок) для участия в конкурсе – с 1 января по 31 апреля 2026 года включительно.
4.4 Заявки, поданные позже установленного срока, не рассматриваются.
4.5 Отправляя фото- и видеоматериалы в Оргкомитет конкурса, участник автоматически подтверждает свое согласие на использование материалов третьими лицами (организаторами, членами жюри, другими участниками Конкурса).
4.6 Cписок допущенных к конкурсным прослушиваниям арфистов будет опубликован не позднее 1 июня 2026 года на сайте Санкт-Петербургской консерватории (https://conservatory.ru).
4.7 В случае необходимости, по просьбе участника, Оргкомитет может прислать официальное приглашение к участию в конкурсе.
5. ТРЕБОВАНИЯ К КОНКУРСНЫМ ВИДЕОМАТЕРИАЛАМ
5.1 Видеозапись должна содержать исполнение любого произведения из любого тура конкурсной программы, обозначенной в п.7 настоящего Положения.
5.2 Видеоматериалы должны быть размещены на одном из следующих интернет ресурсов: Rutube, Yandex.disc, Облако Mail.Ru, Google.Диск. Файл должен легко открываться по ссылкам с компьютера или иного устройства, не требуя для просмотра регистрации на платформе или скачивания видеозаписи. Размещение записи в социальных сетях не допускается.
5.3 Наличие доступа к ссылкам – сфера ответственности участника конкурса.
5.4 Видеосъемка должна обеспечить идентификацию личности исполнителя: конкурсант должен быть хорошо виден в полный рост. В самом начале видеозаписи исполнитель должен ясно и четко объявить фамилию, имя, отчество (если имеется), композитора и название исполняемого произведения.
5.5 Запись произведений должна быть сделана в концертном зале или в большом классе в концертной одежде.
5.6 Все произведения, включая запись I-го тура, исполняются наизусть (кроме Сонаты «Арпеджионе» Франца Шуберта)
6. ЖЮРИ И ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ КОНКУРСА
6.1 Жюри Конкурса формируется из ведущих российских и зарубежных музыкантов.
6.3 По результатам прослушиваний I-го тура к участию во II-ом туре конкурса допускается не более 16 участников.
6.4 По результатам очных прослушиваний II-го тура к участию в III-ем туре конкурса допускается не более 6 участников.
6.4 Решение жюри является окончательным и не подлежит пересмотру и обжалованию. Судебное вмешательство исключено.
6.5 Жюри имеет право:
1) присуждать не все премии;
2) делить места между участниками, набравшими равное количество баллов (кроме I-ой премии);
3) присуждать специальные и дополнительные дипломы и призы.
6.6 По итогам конкурсных прослушиваний участникам конкурса присваиваются следующие звания:
• Дипломант Конкурса (дипломом награждаются все конкурсанты, прошедшие во II-ой тур)
• Финалист Конкурса (сертификатом награждаются все конкурсанты, прошедшие в III-ий тур)
• Лауреат Конкурса
6.7 Премии лауреатам:
Лауреат I степени:
- Денежный приз от спонсора Salvi Music.
- Концертное исполнение Сонаты «Арпеджионе» Франца Шуберта с маэстро Александром Князевым (виолончель)
- Памятный подарок от спонсора.
- Сольные концерты в ведущих залах России.
Лауреат II степени:
- 200 000 рублей
- Исполнение «Интродукции и Аллегро для арфы» Мориса Равеля в Малом зале Санкт-Петербургской филармонии с квартетом имени С. Танеева
- Памятный подарок от спонсора.
Лауреат III степени:
- Денежный приз 150 000 рублей
- Памятный подарок от спонсора
Лауреат IV степени:
- Денежный приз
Специальный приз и диплом за лучшее исполнение произведения русского композитора в I туре.
Специальный приз и диплом за лучшее исполнение пьесы И.С. Баха во II туре.
6.8 По окончании конкурсных прослушиваний состоится заключительный гала-концерт Лауреатов конкурса, который пройдёт в Малом зале Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д.Д. Шостаковича.
7. КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА
Конкурсные произведения всех туров должны исполняться наизусть.
Произведения I и II туров не должны повторяться.
I ТУР
(отборочный по видеозаписям)
1) Любое произведение по выбору участника:
М. Гранжани. Фантазия на тему Гайдна, оп. 31
В. Моцарт – А. Эберль. Вариации и Рондо пастораль для арфы соло (без повторов)
Л. Шпор. Вариации
2) Г. Гендель - Прелюдия и токката
3) Пьеса (или две маленькие пьесы) русского либо советского композитора (не арфиста) XIX - XXI вв. продолжительностью от 4 до 10 минут
(П. Чайковский, С. Прокофьев, М. Глинка, Р. Глиэр, В. Кикта)
II ТУР
1) И. С. Бах. Любое произведение продолжительностью не менее 7-ми минут (возможно исполнение нескольких разнохарактерных частей из любой партиты или сюиты)
Примеры:
Токката и фуга ре минор BWV 565;
Чакона из партиты для скрипки № 2 (любая версия для арфы);
Итальянский концерт BWV 971(1 часть) и т. д.
2) Произведения по выбору участника:
М. Турнье. Сонатина Ор 30. (без повторов)
К. Сальседо. Пять прелюдий для арфы
Б. Бриттен. Сюита для арфы соло
К. Сальседо. Вариации в старинном стиле (вариант с фугой, исключаются вариации № 6, 9, 10)
К. Сальседо. Прелюдия и сюита из восьми танцев (возможно исполнение любых танцев, в любой последовательности, но не менее шести танцев)
3) Произведения по выбору участника:
Ф. Шопен. Фантазия - экспромт (любая редакция)
А. Алябьев - Лист - Ренье. «Соловей»
Ф. Лист. Грезы любви (любая редакция)
Е. Вальтер - Кюне. Фантазия на темы из оперы «Евгений Онегин» для арфы соло
III ТУР
1) Ф. Шуберт. Соната «Арпеджионе» для виолончели (альта) и арфы (исполнение по нотам)
2) М. Равель. «Интродукция и аллегро для арфы, флейты, кларнета и струнного квартета»
• Возможно исполнение Сонаты «Арпеджионе» со своим солистом (виолончель, альт, флейта, кларнет), используя любые имеющиеся издания
• Вариант Сонаты «Арпеджионе» в редакции для арфы А. Макаровой доступен на маркетплейсе Ozon.ru и в издании «Планета музыки»