Музыковедение

Вступительные испытания творческой и профессиональной направленности:

  1. Сольфеджио и гармония (письменно).
  2. Музыкальная литература (письменно).
  3. Фортепиано и собеседование.

Форма проведения вступитель­ных испытаний творческой и профессиональной направленности может быть дистанционной или очной (в зависимости от эпи­де­миологической ситуации):

1. Сольфеджио и гармония (Профессиональное вступительное испытание, очно либо в форме видеоконференции):

Сольфеджио

Записать в процессе прослушивания:

а) одноголосный диктант с хроматизмами, вариантными ступенями и модуляциями. Диктант исполняется 6 раз. Время выполнения — 45 минут;

б) двухголосный диктант гармонического склада с мелодизированным нижним голосом. Диктант исполняется 8 раз. Время выполнения – 45 минут.

Гармония

Письменное задание: гармонизация мелодии с досочинением до заданной простой формы.

Гармонизовать мелодию (8-12-тактовое построение), включающую приемы мелодиче­ской фигурации, модуляции в тональности различных степеней родства. Досочинить второе построение с возвращением в заключительном кадансе в исходную тональность (по типу второй части простой двухчастной безрепризной формы). Основное условие — второе построение должно быть интонационным и гармоническим развитием первого. За­дание необходимо выполнить в четырехголосном изложении, соблюдая нормы класси­че­ского голосоведения. Все отступления от предлагаемых условий могут быть даны как дополнительные варианты. Время выполнения работы — 3 часа (180 минут).

 

2. Музыкальная литература (Творческое вступительное испытание, очно либо в форме видеоконференции):

1. Подготовленная заранее работа на свободную тему (жанр не регламентирован: аналитический этюд, эссе, критическая статья, интервью, репортаж и т. д); объем не ограничен. Текст (распечатка в компьютерном наборе) представляется в приемную комиссию при подаче документов.

2. Письменный экзамен:

Работа, написанная в ходе испытания на одну из тем, предложенных комиссией. Объем работы — не менее трех-четырех рукописных страниц формата А4, время написания — 3 часа.

Примерные темы работ:

Творчество И. С. Баха и современность.

Фортепианные циклы Шумана и Листа.

Историческая тема в операх «кучкистов».

Образы Родины в творчестве С. В. Рахманинова.

Персонажи классической русской литературы в произведениях отечественных композиторов ХХ века.

 

3. Собеседование (очно  либо  в  форме  видеоконференции):

Вопросы на собеседовании призваны выявить общегуманитарный и специально-музы­кальный уровень подготовки поступающего, знание важнейших трудов в области музыко­знания (отечественного и зарубежного) и музыкальной критики, представления об отечественной и мировой истории, знакомство с произведениями русской и зарубежной классической и современной литературы, смежных искусств, степень осведомленности в вопросах современной музыкальной жизни, знание основных проблемных материалов современной музыкальной периодической печати.

Кроме того, на собеседовании необходимо:

1. Выполнить задания по гармонии — играть функциональную модуляцию (в тональности 1-й и 2-й степеней родства — 8-ми тактовое построение); играть энгармоническую модуляцию — 4-х тактовое построение; играть тональные и модулирующие секвенции; провести гармонический анализ произведения малой формы или структурно законченного фрагмента произведения крупной формы (примерная трудность: Ф. Шопен. Прелюдия № 9; Ф. Лист. «Лорелея»; П. Чайков­ский. «Мы сидели с тобой»; С. Рахманинов. «Я жду тебя»; А. Скрябин. Прелюдии ор. 11; С. Прокофьев. Гавот из «Классической симфонии»);

2. Выполнить задания по сольфеджио — слуховой анализ, в том числе:

  1. Определить на слух:

а) тональность по данному тону «ля», по сопоставлению тональностей, представленных тони­ческими трезвучиями;

б) мелодические интервалы простые и составные (через несколько октав) в диапазоне от боль­шой до четвертой октавы (звук за звуком, «цепочкой»);

в) гармонические интервалы группами по 3–4 интервала, в разных октавах, простые и состав­ные, в ладу и от звука;

г) аккорды в элементарном и четырехголосном изложении, по звуча­нию (структуре) и в тональности: трезвучия и септаккорды с обраще­ниями, альтерированные аккорды субдоми­нанто­вой и доминантовой групп (возможно ненормативное изложение); назвать вертикаль;

д) энгармонизм уменьшенного септаккорда, малого мажорного септаккорда, аккорда целото­новой симметричной структуры — увеличенного терцквартаккорда; с обращениями;

е) гармоническую последовательность в четырехголосном изложении в форме периода, включающую функциональную, энгармоническую и мелодико-гармоническую модуляции; гармо­нию во фрагменте музыкального произведения. Назвать тональный план, аккорды, повто­рить на фортепиано.

  1. Петь:

а) «цепочки» звуков, образующих мелодические интервалы и аккорды в восходящем и нисхо­дящем движении;

б) небольшого мелодического фрагмента (из музыки ХХ века), запомнив его после двух про­слушиваний;

в) одноголосной мелодии с листа (примерная трудность: Н. Качалина. Сольфеджио. Вып. 1. №№ 52–134).

3. Устный ответ по музыкальной литературе – по билету (2 вопроса).

От поступающего требуется знание основных этапов и наиболее значитель­ных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры, знание музыкальной литературы в указанном объеме, а также важнейших данных о жизни и творчестве крупнейших композиторов согласно прилагаемому списку.

4. Ответ на вопросы по дисциплинам музыкально-теоретического цикла, в т.ч. по анализу музыкальных произведений (разбор музыкального произведения или его фрагмента); музыкальной литературе (включая произведения русской и зарубежной музыки ХХ века).

Список музыкальной литературы

Частью собеседования является балл, полученный на вступительном испытании по фортепиано.

Фортепиано

От поступающего требуется исполнение следующей программы:

  1. Полифоническое произведение (Прелюдия и фуга Баха или Шостаковича).
  2. Классическая соната (Гайдн, Моцарт, Бетховен), I или II и III части.
  3. Пьеса.