Ученое звание: доцент
Ученая степень: кандидат искусствоведения
Почетное звание: заслуженный работник высшей школы Российской Федерации (2013)
Образование: Ленинградская ордена Ленина государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова, 1980, музыковедение
Сведения о диссертациях: «Фактура как элемент стилевой системы» (на материале клавирных сочинений Моцарта, 1984)
Повышение квалификации: «Современные проблемы теории и истории музыкального искусства», 2010; «Теория музыки — многоотраслевая современная наука: инновации и дискуссионные проблемы», 2013; «Школы и направления в музыкальной науке, исполнительском и композиторском творчестве», 2015
Общий трудовой стаж с 1979 года
Педагогический стаж работы в вузе с 1981 года
Преподаваемые дисциплины: специальность (музыковедческий факультет: студенты и аспиранты; аспиранты исполнительских факультетов), гармония
Елена Викторовна Титова имеет более 60 научных публикаций (в том числе в Германии и Голландии). Под руководством Е.В.Титовой защищено 30 дипломных работ, 3 кандидатских диссертации. Подготовлено 11 студенческих и аспирантских научных работ, удостоенных званий лауреатов конкурсов.
Область научных интересов: музыкальное искусство, теория музыки, музыкальный текст, гармония.
Монографии, разделы в учебниках и учебных пособиях:
1. Музыкальная фактура: вопросы теории // С.-Петербург, С.-Петербургская Консерватория, 1992. — 99с.
2. Некоторые приемы современной нотации; Фактура // Теория музыки. Учебник для музыкальных училищ и старших классов специальных музыкальных школ. – СПб.: «Композитор – Санкт-Петербург», 2003. – С.26-28; С. 173-178. [разделы в учебнике]
3.Некоторые приемы современной нотации // Упражнения по теории музыки. – С.-Петербург, Композитор, 2002, 2006. – С.19-23. [раздел в учебном пособии].
Звуковысотная система музыки. Словарь ключевых понятий. С.-Петербургская Консерватория. – СПб.: Композитор, 2013. (в соавторстве с Т.С.Бершадской)
4. Модуляционная прелюдия в курсе гармонии: методические советы к написанию, формы практических заданий, музыкальные образцы. – СПб.: Издательство Политехнического университета, 2013. — 72 с.
5. Секвенции в музыкальных стилях (образцы для игры на фортепиано и гармонического анализа). Учебное пособие. Санкт-Петербург: Скифия-принт, 2015. – 78 с.
Основные публикации:
1. Эволюция музыкального мышления И.Стравинского (на примере произведений для хора а cappella) // Музыкальное мышление: проблемы анализа и моделирования // Сборник статей. — Киев, Киевская Консерватория, 1988 — С.42–47
2. Моцарт —педагог (Размышляя над нотными тетрадями Томаса Эттвуда) // Советская музыка, № 12, 1991. — С.51–54
3. К теории фактуры: история вопроса, основные категории // Проблемы фактуры: Сборник статей. — С.-Петербург, С.-Петербургская Консерватория, 1992. — С.7–26
4. Вопросы фактуры в курсе гармонии // Теоретические дисциплины в музыкальном училище: Сборник статей по методике преподавания. Вып. 2. — С.-Петербург, С.-Петербургская Консерватория, 1993. — С.53–78
5. Произведения Стравинского для хора а сарреllа // Труды кафедры теории музыки. – Вып.1. – С.Петербург, С.-Петербургская Консерватория, 1995. — С.5-31
6. Mozart ais leraar/ Een bespreking van de muziekschriften van Thomas Attwood // Tijdschrift voor Muziektheorie Jaargang 2 nummer 3 november 1997, S. 235–240
7. Три деловых письма О.П.Коловскому. Публикация и комментарии Елены Титовой //Шостакович между мгновеньем и вечностью. Документы. Материалы. // Санкт-Петербург, Композитор, 2000. — С.475-483
8. Потери и обретения в изданиях «Пиковой дамы» П.И.Чайковского: заметки о «нотном письме» сцены в казарме // Вопросы музыкального источниковедения и библиографии: Сборник научных статей. — СПб., 2001. — С.90–101
9. «Можно ли еще длить незнание сего блистательного документа эпохи» (Письмо М.В.Юдиной О.П.Коловскому) // Музыкальная Академия № 3, 2002.— С.193–196
10. Военные сигналы в «Пиковой даме» П.И.Чайковского (звуковые реалии Петербургского текста) // Три века Петербурга: музыкальные страницы. Сборник статей и тезисов. — СПб.: 2003.— С.116-123
11. Время в «Пиковой даме» Пушкина и Чайковского // Критика. Публицистика. Страницы истории. К 30-летию кафедры музыкальной критики. — СПб., 2006. — С. 310-327
12. Čajkovskijs Altes franzősisches Liedchen als ‘Echo verganaener Zeiten’ // Tschaikowsky-Gesellschaft. Mitteilungen 13 (2006).— s.182–198
13. Еще и еще раз о «Пиковой даме» П.И.Чайковского: встречные тексты пятой картины // А.Н.Должанский (1908-1966): Сборник статей к 100-летию со дня рождения. — СПб., 2008. — С.382–394
14. Стилевая гармония (современные исторические и теоретические аспекты) //«Современные вопросы науки и образования – XXI век»: сборник научных.— Тамбов, 2012. — С.124-127.
15. Музыкальная фактурология (встречные движения в терминосистеме) // Филология, искусствоведение и культурология: тенденции развития. — Новосибирск, 2012. — С.90–99
16. О “мнимой цитате” в “Пиковой даме” П.И.Чайковского (парадоксы “встречных текстов”) // Musicus. Вестник Санкт-Петербургской государственной консерватории им.Н.А.Римского-Корсакова. № 1 (29), 2012. — С.23–29
17. О фактуре в курсе гармонии // Музыкально-теоретические дисциплины. К 75-летию Теоретико-композиторского отдела Музыкального училища имени Н.А.Римского-Корсакова. — СПб.: Издательство «Союз художников», 2013. — С. 164–205.
18. Утраченный текст (об эпиграфе к рассказу А.И.Куприна «гранатовый браслет») // Opera musicologica, № 2 [20], 2014, С.32–41.
19. Секвенции в музыкальном тексте // Журнал «Научное мнение» № 8 (Искусствоведение, Философские и Филологические науки), 2015.
Elena Titova (Ph.D.) is the Chair of Music Theory at St.Petersburg Conservatory, and an Honored Worker of Higher Education. She graduated from the Leningrad Conservatory as a musicologist in 1980 and defended her Ph. D. thesis «Texture as an element of the system of style in Mozart’s keyboard music» in 1985. She published more than fifty articles in Russia, Germany and The Netherlands and supervised thirty undergraduate and three Ph.D. theses. Her research interests include harmony and style, new methods of music analysis, theoretical problems of analyzing musical texts, and intertextuality