Мищенко Михаил Петрович

Кафедра истории зарубежной музыки
Профессор

Ученая степень: кандидат искусствоведения

Ученое звание: доцент

Окончил Санкт-Петербургскую консерваторию (1993) как музыковед (кл. проф. Л. Г. Ковнацкой) и органист (кл. доц. Т. М. Чаусовой). Кандидатская диссертация – «Творчество и эстетика Вильгельма Стенхаммара как феномен скандинавской музыкальной культуры» (науч. рук. – проф. Л. Г. Ковнацкая, 1997). В Санкт-Петербургской консерватории ведет курсы (с 1995) истории зарубежной музыки, музыкальной историографии, истории музыки стран Северной Европы, истории композиции и интерпретации, старинной музыки и исторического исполнительства. Вел курсы истории и теории музыки на факультете свободных искусств и наук СПбГУ (2012–2022).

Научный руководитель дипломных работ А. Остапенко («Гейрр Твейтт (1908 – 1981): неофольклорный опыт норвежской музыки», 2012), М. Сааковой («От Камилла Сен-Санса к ‘‘золотому веку’’: пути развития высокой музыки в кино первой трети ХХ века», 2021), кандидатской диссертации В. Актисова («Произведения для саксофона в творчестве А. К. Глазунова: опыт текстологического и исполнительского анализа», 2013).

Ведет активную концертную деятельность в качестве органиста. Заметное место в репертуаре занимают сольные и оригинальные камерно-ансамблевые сочинения с органом из музыки XIX-XXI вв. Выступал в городах России, Беларуси, Балтии, Скандинавии (СПб, Москва, Петрозаводск, Минск, Витебск, Брест, Гродно, Караганда, Нижний Тагил, Печоры, Рига, Таллин, Пайде, Тромсё). Исполнил российскую премьеру органной драмы в трех вечерах Messis («Время жатвы») датского композитора Руда Ланггора (СПб, 2007-2008). Записал компакт-диски на органе Мальтийской капеллы (СПб, 2009). Организовал и исполнил концертные циклы скандинавской, британской, австрийской, швейцарской музыки (2006–2015), в том числе: камерно-инструментальный цикл «Musica Britannica. 100 лет британской музыки» (в качестве пианиста; СПб, 2011–2012), концерты к 150-летию Карла Нильсена (Минск, Витебск, Петрозаводск, СПб, 2015), фестиваль органной и камерной музыки «Ars Organi Grodnensi» (Гродно, 2015–2017; при участии Бориса Баринова (альт), Артема Исаева (гобой), Богдана Королька (танец), Александра Антонова (труба), Филиппа Каплана (декламация).

Автор статей, переводов, книг, в том числе:

Статьи

Парадокс последствий. О завете классика // М. И. Глинка. К 200-летию со дня рождения: Материалы международных научных конференций: в 2-х тт. – Т. I. – М.-СПб., 2006;

О «варяжских песнях» Римского-Корсакова, или О композиторе слушающем // Н. А. Римский-Корсаков. Исследования и материалы: Сб. науч. статей. – СПб., 2009;

О смысле мотива b-a-c-h (из опытов мелософии) // Opera Musicologica, № 1 (3) 2010;

О героях нашего времени // Opera Musicologica, № 4 (6) 2010;

«Весна» con tempo // Международный фестиваль балета «Век “Весны священной” – век модернизма» / [Книжное издание; сб. статей]. – М.: Большой театр, 2013;

Об орнаменте // Opera Musicologica, № 2 (20), 2014;

«А. К. Глазунов. Возвращенное наследие. Письма к А. К. Глазунову. Избранные страницы переписки (1928–1936)» / Рецензия на книжное издание. – Opera Musicologica, № 4 (26) 2015. – С. 94-112. old.conservatory.ru/node/3774

«Неугасимая», неповторимая // Opera Musicologica, № 2 (28), 2016. – С. 28-37. old.conservatory.ru/node/3981

Человеческая комедия: «Волшебная флейта» Моцарта и «эстетическая совесть» [О превращениях «Волшебной флейты»] // «Волшебная флейта» [буклет к постановке оперы] / Ред.-сост. Б. Королёк, Ю. Кокорина. – Екатеринбургский театр оперы и балета, 2017. – С. 63–66. – 0,4 а. л.

Как судьба стучится в дверь? Комментарий к Пятой симфонии Бетховена в записи Рихарда Штрауса // Рихард Штраус и его время: сб. ст. по матер. междунар. конф. к 150-летию композитора / ред.-сост. Н. А. Брагинская. – СПб.: Скифия-принт, 2017. – С. 112–118.

Об искусстве мысли: Рецензия на книги Бориса Казачкова // «Музыкальная академия», № 2, 2019. С. 222 – 229. https://mus.academy/articles/ob-iskusstve-mysli

Музыкально-историческая «теология» Карла Дальхауса. Рецензия на книгу // «Музыкальная академия», № 4, 2019. С. 207 – 212. https://mus.academy/articles/muzykalno-istoricheskaya-teologiya-karla-dalkhausa

История в зеркале одного мотива: григовский мотив и неузнанный символ // Музыкальная академия. 2021. № 1. С. 170 – 181. https://mus.academy/articles/istoriya-v-zerkale-odnogo-motiva-grigovskiy-motiv-i-neuznannyy-simvol

От Вагнера – к Вагнеру // Рихард Вагнер. Лоэнгрин. Премьера 24 февраля 2022 года / Ред.-сост. – Татьяна Белова, Ая Макарова. – М.: Лит.-изд. отдел Большого театра России. – С. 113–118. – 0,3 а.л.

Книги

Р. Стивенсон. Парадокс Падеревского (пер. с англ., 2003);

К. Нильсен. Живая музыка (пер. со шведск., 2005);

«Три трактата о Сезаре Франке» (1999);

«Из истории моцартоведения» (2005);

«Приношение Глазунову» (2006);

«Музыкальная историография» (2009);

«Опыты мелософии» (2014).