ИТОГИ ЮБИЛЕЙНОГО КОНКУРСА ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ АНАЛИЗУ ИМЕНИ ЕКАТЕРИНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ РУЧЬЕВСКОЙ

27 апреля успешно завершился юбилейный, Х Всероссийский конкурс по музыкальному анализу имени Екатерины Александровны Ручьевской – музыканта, ученого, своими трудами составившего эпоху в развитии аналитической науки о музыке. В отличие от большинства консерваторских студенческих конкурсов, этот конкурс обращен к юной аудитории – учащимся средних музыкальных заведений России – и призван привлечь их внимание к анализу как важной составляющей профессиональной деятельности музыканта.
Учрежденный Санкт-Петербургской консерваторией 10 лет назад по инициативе группы энтузиастов, учеников и коллег Е. А. Ручьевской, в этом году конкурс приобрел действительно юбилейный масштаб. 18 молодых музыкантов (от учащейся девятого класса специальной музыкальной школы до студентов выпускных курсов училищ), представляющих разные регионы и города нашей большой страны – Воронеж, Ижевск, Иркутск, Казань, Красноярск, Мурманск, Великий Новгород, Новороссийск, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Тольятти, Ярославль, – решили испытать свои возможности в аналитическом состязании. А если учесть родные города участников – Кировск, Кола и Минусинск, поселки Большая Мурта Красноярского края и Янино Ленинградской области, – то география конкурса еще больше впечатляет и радует. Радует и широкий круг специальностей конкурсантов, обучающихся не только на теоретическом и теоретико-композиторском, но и на исполнительских отделениях: фортепианном, вокальном, струнных, духовых и ударных инструментов. Все это характеризует значимость анализа – на первый взгляд, узкоспециальной «дисциплины», оказавшейся столь востребованной участниками конкурса. 
На суд взыскательного жюри были представлены работы разного жанра и тематики, чему способствовала свободная тема конкурса. Отразилась свобода выбора и на композиторской персоналии, где «встретились» имена великих и знаменитых (Л. ван Бетховен, Ф. Шуберт, М. И. Глинка, Р. Шуман, И. Брамс), известных (А. С. Аренский, А. Д. Кастальский, Н. К. Метнер, Б. Мартину) – и малоизвестных в нашей стране (Ш. В. Алькан, Д. Бак, В. В. Купревич), классиков музыки XX – начала XXI века (С. С. Прокофьев, В. А. Гаврилин, С. М. Слонимский, А. Пярт, А. Дютийе) – и недавнего выпускника Санкт-Петербургской консерватории, композитора и органиста И. Татаринова. 
К счастью, в нынешних сложных условиях II тур конкурса все же удалось провести – дистанционно в форме видеопрезентаций, заменивших очную встречу с финалистами конкурса. Очень жаль неосуществленных прямых творческих контактов с молодыми авторами, их научными руководителями – нашими коллегами из других регионов; вместе с тем участники и члены жюри обрели новый полезный опыт. Снятые на видео выступления конкурсантов показали как границы визуализации аналитических штудий, так и дополнительные возможности: многие видео-работы оказались выполнены с фантазией, ярко и зачастую нетривиально. Но главное – финал конкурса, несмотря на неожиданные объективные трудности, успешно состоялся.

Подробнее об итогах конкурса и распределении мест можно прочитать на сайте Санкт-Петербургской консерватории:
http://www.conservatory.ru/contest/x-vserossiyskiy-konkurs-imeni-e-ruchevskoy