ТРИЗНО, Борис Васильевич (8/21 апреля 1898, Могилевская губерния, деревня Изабелье – 13 февраля 1968, Ленинград) — флейтист, педагог. Лауреат Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей в Ленинграде (1935). Профессор (1952). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1956). Награжден медалями «За Трудовое отличие» (1940), «За доблестный труд в период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.» (1947).
Родился в крестьянской семье. После смерти отца переехал с матерью в Бобруйск, где учился в музыкальной школе при Русском музыкальном обществе на флейте (1907–1914). Служил в оркестре кинотеатра «Вулкан» в Астрахани (1914–1917). Был мобилизован в Красную армию. Проходил службу в Петрограде в качестве бойца-музыканта на Архангельском и Красносельском фронтах (1917–1921).
Одновременно поступил в Петроградскую консерваторию в класс флейты В. Н. Цыбина (1919–1921). После его отъезда в Москву, перешел в класс Н. И. Верховского (1921–1923). Окончил обучение в классе Р. К. Ламберта (1923).
Поступил по конкурсу в симфонический оркестр Малегота в качестве первой флейты. Играл под управлением С. А. Самосуда (1923–1929). Участвовал в постановках опер Д. Д. Шостаковича «Нос» и «Леди Макбет Мценского уезда», оперы Д. Б. Кабалевского «Кола Брюньон», оперы И. И. Дзержинского «Тихий Дон».
Уехал в Минск, где преподавал класс флейты и одновременно был артистом оркестра Минского Радиокомитета (1929–1932).
В 1932 году ездил на летние гастроли в Тбилиси в качестве первой флейты оркестра Большого театра СССР. Был приглашен по конкурсу на место первой флейты в Академический симфонический оркестр Ленинградской филармонии (1932–1962). Сотрудничал с такими выдающимися дирижерами, как Е. А. Мравинский, Г. Абендрот, Э. Ансерме, А. В. Гаук, Н. С. Голованов, К. Зандерлинг, О. Клемперер, А. Стоковский, Й. Крипс, Н. Г. Рахлин, Г. Н. Рождественский, Е. Ф. Светланов, Б. Э. Хайкин.
Выезжал с Академическим симфоническим оркестром (АСО) Ленинградской филармонии и оркестром Ленфильма на гастроли в Финляндию и Чехословакию (1946), Германию и Австрию (1955), Швейцарию (1956), Японию и Польшу (1958), Шотландию, Англию, Францию, Италию, Швейцарию, Голландию, Бельгию и Австрию (1960).
Был выдающимся виртуозом. Его исполнение отличалось высокой культурой, певучестью звука, гибкостью фразировки и техническим совершенством. Выступал как солист и ансамблист в залах филармонии и на других концертных площадках Ленинграда. В сольный репертуар обязательно входили: Сюита h-moll и Бранденбургские концерты И. С. Баха, Интродукция и Тарантелла для флейты и кларнета с оркестром К. Сен-Санса. Участвовал в духовых и смешанных ансамблях вместе с фаготистом А. Г. Васильевым, пианистами М. В. Юдиной, П. А. Серебряковым, певицами А. В. Неждановой, В. В. Барсовой, Г. М. Гаспарян, Н. А. Казанцевой и другими.
Во время эвакуации (1941–1945) участвовал во всех концертах, проводимых Ленинградской филармонией в Новосибирске, Прокопьевске, Новокузнецке, Кемерово, Омске, Барнауле, Томске, Ташкенте. Выступал как солист, ансамблист и оркестрант в цехах заводов, клубах, воинских частях, дворцах культуры.
Преподавал игру на флейте во Дворце имени А. А. Жданова (1936–1937).
В Консерватории: преподаватель Рабфака (1933–1934); и. о. доцента (1937–1940), доцент (1940–1948), и. о. профессора (1948–1951), профессор (1952–1968) оркестрового факультета на кафедре деревянных духовых инструментов.
Важнейшей своей задачей считал подготовку оркестровых музыкантов. Разработал методику обучения и специализации на концертной практике, игре в симфонических и оперных оркестрах. Считал необходимым изучение оркестровых партий наиболее значительных произведений мировой оркестровой литературы. Большое значение придавал работе над этюдами для развития техники. В его классе студенты изучали дуэты, трио, квартеты для смешанного состава деревянных духовых инструментов, с целью приучения слушать слияние тембров в ансамбле. Свои идеи Б. В. Тризно обобщил в работе «Система и метод обучения оркестровых музыкантов в условиях вуза» (не издано).
Автор методических разработок, транскрипций и редакций ряда произведений для флейты. Среди его многочисленных переложений: Вальс из оперы «Иван Сусанин» М. И. Глинки, «Меланхолический вальс», Скерцо из Первой и Второй симфоний, Тема и вариации из Третьей сюиты П. И. Чайковского, Скерцо из Пятой и Седьмой симфоний А. К. Глазунова, «Колыбельная» В. Моцарта и другие.
Занимался вопросами усовершенствования современной флейты. Создал новый отечественный инструмент с большими техническими возможностями.
Многие ученики Тризно работали в оркестре ГАТОБ’а им. Кирова (ныне — Мариинский театр) и симфонических оркестрах Ленинграда, а также стали ведущими преподавателями консерватории. Среди них — Е. П. Зайвей, Г. П. Никитин, Е. Г. Соболев, Е. С. Матвеев, М. П. Краснов, Ю. Г. Левик, А. М. Искандеров.
Нотография
Сборник пьес. Переложение для 2-х флейт и фортепиано. М.: Музгиз, 1958. 32 с. Оркестровые трудности для флейты. Тетр. 1 / сост. и автор предисловия Б. Тризно. Л.: Музгиз, 1962. 73 с.; Тризно Б., Искандеров А. Дуэты. Переложения для флейты. Баку, 1963. 29 с.; Пять пьес для флейты с фортепиано / ред.-сост. Б. В. Тризно. Л.: Музыка, 1964. 19 с.; Оркестровые трудности для флейты. Тетр. 3 / сост. и автор предисловия Б. Тризно. М.-Л.: Музыка, 1965. 56 с.; Каденции к концертам В. Моцарта для флейты. Л.: Музыка, 1969. 39 с.; Гаммы, арпеджио и интервалы для развития виртуозной техники игры на флейте. Л.: Музыка, 1967. 55 с.
Библиография
Сочинения: Новая флейта // Музыкальные кадры. 1949. 28 сентября (№ 9). С. 3; Пересмотреть систему подготовки оркестровки // Музыкальные кадры. 1959. 3 марта (№ 2). С. 2; Мысли педагога // Советская музыка. 1960. № 5. С. 130; Привет участникам конкурса! // Музыкальные кадры. 1963. 11 декабря (№ 17). С. 3; Итоги кропотливого труда // Музыкальные кадры. 1966. 8 февраля (№ 3). С. 14.
Литература: Еремин Д., Рябинков Я. Посвящается памяти Б. В. Тризно. Концерт класса флейты // Музыкальные кадры. 1971. 24 декабря (№ 12). С. 4; Баранцев А. Творческая деятельность заслуженного деятеля искусств РСФСР, профессора Бориса Васильевича Тризно // Вопросы исполнительства на духовых инструментах: сб. науч. трудов. Л.: ЛОЛГК, 1987. С. 3–15; Баранцев А. П. Заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор Б. В. Тризно // Мастера игры на флейте: профессора Санкт-Петербургской–Ленинградской консерватории (1862–1985). Петрозаводск, 1990. С. 59–76; Болотин С. В. Тризно Б. В. // Энциклопедический биографический словарь музыкантов-исполнителей на духовых инструментах. М.: Радуница, 1995. С. 285; Баранцев А. П. Из истории духовых классов Петербургской–Ленинградской консерватории (1962–1987). Петрозаводск: ПетрГУ, 2007. Примечание: о Б. В. Тризно на с. 107–118.
Архивные источники
Личное дело Б. В. Тризно. Архив СПбГК. Д. 223. Личные дела преподавателей, рабочих и студентов за 1932–1952 год. С. 16–28; Личное дело Тризно Б. В. 1968 года. Архив СПбГК. Д. 115. Л. 1–35.
Н. Б. Селиверстова, 2017