Концертные струнные инструменты/ Оркестровые струнные инструменты

Вступительные испытания творческой и профессиональной направленности:

  1. Исполнение программы.
  2. Собеседование и чтение с листа.
  3. Сольфеджио и гармония (письменно и устно).


Исполнение программы

  • Скрипка

Поступающий должен исполнить:

  1. Каприс или этюд по выбору поступающего.
  2. Две части из сонаты или партиты Баха для скрипки соло (одну - медленную, другую - быструю).
  3. I или II и III части концерта. Например: концерты Мендельсона, Венявского (№ 2), Конюса, Кабалевского, Моцарта, Вьетана, Хачатуряна и др.
  4. Пьесу по выбору поступающего.
  5. Кроме того, поступающий должен играть все виды гамм и арпеджио.

  • Альт

Поступающий должен исполнить:

  1. Каприс или этюд по выбору поступающего. Например: этюд Кампаньоли, Палашко (соч. 55), Тэриана.
  2. Две части из полифонического произведения (одну - медленную, другую - быструю) по выбору поступающего.
  3. I или II и III части концерта либо сонаты. Например: концерты Генделя, Гайдна, сонаты Брамса, Онеггера.
  4. Произведение малой формы отечественного либо зарубежного композитора - Хандошкина, Глинки, Шумана, Мийо, Слонимского, Цытовича и т.д.
  5. Кроме того, поступающий должен играть все виды гамм и арпеджио.

  • Виолончель

Поступающий должен исполнить:

  1. Этюд по выбору поступающего.
  2. Две части из сюиты соло Баха.
  3. Произведение крупной формы.
  4. Пьесу по выбору поступающего.
  5. Кроме того, поступающий должен играть гаммы с двойными нотами и арпеджио по выбору комиссии.

  • Контрабас

Поступающий должен исполнить:

  1. Два этюда на различные виды техники. Например: этюды из сборников Зимандля (9 этюдов), Грабе (2-я тетрадь).
  2. Две разнохарактерные части из старинной сюиты (Ариости, Гальяр, Марчелло, Гендель).
  3. Одну часть концерта (Пихль, Гайзель, Кусевицкий и др.).
  4. Кроме того, поступающий должен играть двух- и трехоктавные гаммы, трезвучия и квартсекстаккорды.

  • Арфа

Поступающий должен исполнить:

  1. Один этюд. Например: этюды из сборников Бобио (концертный этюд), Поссе, Турнье.
  2. Одну пьесу отечественного или зарубежного композитора.
  3. Одну пьесу в классическом стиле.
  4. Одну часть концерта или произведение виртуозного характера.
  5. Обязательное произведение: Глазунов. Соло из балета "Раймонда".




Собеседование и чтение с листа

  • Собеседование выявляет общекультурный уровень поступающего, его эстетические взгляды, эрудицию в области музыкального искусства, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыки, знание литературы по специальности. Проверяется понимание содержания, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений.
  • На экзамене проверяются навыки поступающих по чтению с листа.
    Примерная трудность предлагаемых произведений:
  • Скрипка
  1. Гендель – сонаты
  2. Мазас – этюды
  3. Данкля – этюды
  4. Моцарт – 3 дивертисмента для камерного оркестра

 

  • Альт
  1. Крейцер – этюды – (переложение для альта)
  2. Нардини – соната f–moll (II, III ч.)
  3. Чайковский – 6 симфония
  4. Моцарт – дивертисменты для камерного оркестра

 

  • Виолончель
  1. Доцауэр – этюды (I тетрадь)
  2. Поппер – этюды (I тетрадь)

 

  • Контрабас
  1. Чайковский – симфонии № 4,6
  2. Граббе – этюды
  3. Шторх – этюды

 

  • Арфа
  1. Чайковский – Каденции
  2. Бокса – Сборник этюдов
  3. Кордон – Сонаты




Сольфеджио и гармония (письменно и устно)

Сольфеджио

  1. Записать двухголосный диктант гармонического склада с мелодизированным нижним голосом, с хроматизмами и модуляционным развитием. Диктант исполняется 8 раз.
  2. Определить на слух:
    а) тональность по данному тону «ля», по сопоставлению тональностей, представленных тоническими трезвучиями;
    б) мелодические интервалы простые и составные (через несколько октав) в диапазоне от большой до четвертой октавы (звук за звуком, «цепочкой»);
    в) гармонические интервалы (простые и составные);
    г) вид лада по звукоряду и в мелодическом фрагменте;
    д) аккорды по структуре (звучанию): малый мажорный, малый минорный, полууменьшенный (малый уменьшенный) септаккорды с обращениями, нонаккорды, уменьшенный септаккорд, аккорд целотоновой симметричной структуры – увеличенный терцквартаккорд, увеличенное трезвучие;
    е) аккорды в тональности (по разрешению): малый мажорный септ– и секундаккорды, уменьшенный септаккорд с обращениями, увеличенный терцквартаккорд;
    ж) «именные» аккорды: шопеновская и прокофьевская доминанты, рахманиновский аккорд, шубертова VI;
    з) гармоническую последовательность в форме периода, включающую различные виды модуляций и альтерированные аккорды субдоминантовой и доминантовой групп; назвать тональный план, аккорды, повторить на фортепиано;
    и) гармонию во фрагменте музыкального произведения; назвать тональный план, аккорды повторить на фортепиано.

     

  3. Спеть:
    а) «цепочку» звуков, образующих мелодические интервалы и аккорды в восходящем и нисходящем движении;
    б) небольшой мелодический фрагмент из музыки ХХ века, запомнив его после двух прослушиваний (образец может включать вариантные ступени, сдвиг и т.д.);
    в) одноголосную мелодию с листа. Примерная трудность: Н. Качалина. Сольфеджио. Вып. 1. №№ 25–70;
    г) для поступающих на фортепианный факультет: спеть с листа фрагмент вокального сочинения под собственный аккомпанемент. Примерная трудность: Ф. Шуберт. Литания; А. Даргомыжский. «Чаруй меня!».


Гармония

  1. Письменно гармонизовать мелодию без неаккордовых звуков (12–16 тактов), включающую модуляции в тональности 1-й степени родства. Срок выполнения – 2 часа (120 минут).
  2. Играть на фортепиано в четырехголосном изложении:
    - функциональные модуляции в тональности 1-й степени родства (в форме 4-х и 8-митактовых построений);
    - секвенции тональные и модулирующие;
    - разрешать аккорды (в основном виде и в виде обращений) с учетом их энгармонического равенства: уменьшенный септаккорд, малый мажорный септаккорд, аккорд целотоновой симметричной структуры – увеличенный терцквартаккорд, увеличенное трезвучие.

     

  3. Проанализировать с листа произведение малой формы или структурно законченный фрагмент произведения крупной формы. Например: Л. Ван Бетховен. Соната для ф-но № 8, ч. II; П. Чайковский. «Времена года»; Ф. Шопен. Ноктюрны. Мазурки; А. Скрябин. Прелюдии ор. 11.
  4. Ответить на теоретические вопросы по курсу гармонии в объеме программы музыкального училища.