Концертные духовые и ударные инструменты/ Оркестровые духовые и ударные инструменты

Вступительные испытания творческой и профессиональной направленности:

  1. Исполнение программы.
  2. Собеседование и чтение с листа.
  3. Сольфеджио и гармония (письменно).


Исполнение программы

Поступающие на отделение духовых инструментов должны показать на экзамене знание всех видов гамм, арпеджио, доминантсептаккордов и уменьшенных септаккордов с обращениями в тональностях до шести ключевых знаков (играть шестнадцатыми в темпе: ММ четверть = 108-120), хорошее владение амбушюром и пальцевую беглость.

Проведение вступительного испытания путем оценки представленных видеоматериалов выступлений, сделанных не ранее января 2020 года (духовые инструменты), в течение 2019/2020 учебного года (ударные инструменты), в соответствии с предложенной ниже программой. Ракурс записи соответствует положению инструменталиста на концертной площадке. Исполнение без аккомпанемента допустимо.

Технические требования:
Программа поступающих на духовые инструменты распределяется на два видеофайла:
а) гаммы и этюды (склейки и монтаж внутри файла не допускаются);
б) исполнение произведений (склейки и монтаж внутри файла допускаются только между разными произведениями, между частями одного произведения — не допускаются).

Флейта, гобой, кларнет, фагот:
- исполнение двух гамм (мажорной и минорной) по выбору поступающего, в том числе арпеджио, доминантсептаккордов и уменьшенных септаккордов с обращениями, каждая из гамм должна быть представлена в двух штриховых вариантах — legato и staccato, (рекомендованный темп: четверть = 108–120);
- исполнение двух разнохарактерных этюдов;
- исполнение двух разнохарактерных частей концерта или сонаты для духового инструмента (примерный репертуарный диапазон — Бах, Стамиц, Вебер, Сен-Санс, Габлер);
- исполнение виртуозной пьесы композитора XX–XXI веков.

Саксофон:
- исполнение двух гамм (мажорной и минорной) по выбору поступающего, в том числе арпеджио, доминантсептаккордов и уменьшенных септаккордов с обращениями, каждая из гамм должна быть представлена в двух штриховых вариантах — legato и staccato, (рекомендованный темп: четверть = 108–120);
- исполнение двух разнохарактерных этюдов;
- исполнение одного из нижеперечисленных произведений крупной формы или равноценного им по сложности: Бутри. Дивертисмент; Глазунов. Концерт; Демерсман. Фантазия; Калинкович. Концерт-каприччио; Мийо. Сюита «Скарамуш»;
- исполнение одной из пьес нижеперечисленных композиторов: Боцца, Томази, Ривчун, Эшпай.

Валторна:
- исполнение гамм и арпеджио (B-dur, g-moll); гаммы и арпеджио должны быть представлены в двух штриховых вариантах — legato и detache; допускается исполнение мелодической минорной гаммы одним штрихом, гармонической минорной гаммы — другим;
- исполнение этюдов №№ 29 и 30 из сборника «Избранные этюды» под ред. В.Буяновского;
- исполнение целиком концерта одного из нижеперечисленных авторов: В.А.Моцарт (№№ 2 и 4), Р.Штраус (№1), Глиэр.

Труба:
- исполнение гамм и арпеджио (С-dur, b-moll); гаммы и арпеджио должны быть представлены в двух штриховых вариантах — legato и detache; допускается исполнение мелодической минорной гаммы одним штрихом, гармонической минорной гаммы — другим;
- исполнение этюдов Брандта (№1) и Вурма (№4);
- исполнение концерта целиком по выбору поступающего.

Тромбон:
- исполнение гамм и арпеджио (Des-dur, b-moll); гаммы и арпеджио должны быть представлены в двух штриховых вариантах — legato и detache; допускается исполнение мелодической минорной гаммы одним штрихом, гармонической минорной гаммы — другим;
- исполнение этюдов Рейхе (№15 и любого другого кантиленного характера)
- исполнение концерта целиком по выбору поступающего.

Туба:
- исполнение гамм и арпеджио (F-dur, e-moll, обе в трехоктавном изложении); гаммы и арпеджио должны быть представлены в двух штриховых вариантах — legato и detache; допускается исполнение мелодической минорной гаммы одним штрихом, гармонической минорной гаммы — другим;
- исполнение этюдов Блажевича (№ 7 и № 8);
- исполнение одной части концерта и пьесы кантиленного характера.

Ударные инструменты:
Абитуриент может использовать концертную (студийную, конкурсную, с мастер-класса) запись, сделанную в течение 2019/2020 учебного года, или же специально записанный для вступительных испытаний видеоматериал соответствии с разделами программы вступительных испытаний:

 - исполнение произведения на ксилофоне с сопровождением (примерный репертуарный диапазон — Чайковский «Русский танец», Вальс-скерцо; Глинка Танцы из оперы «Руслан и Людмила»; Римский-Корсаков «Полет шмеля»). Аккомпанемент может быть записан заранее концертмейстером или может быть использована запись оркестрового сопровождения без сольного голоса;
- исполнение произведения на вибрафоне четырьмя (или более) палочками. Сопровождение не обязательно;
- исполнение произведений на малом барабане и литаврах с аккомпанементом или без аккомпанимента;
- исполнение произведения на маримбе в сопровождении аккомпанемента или без аккомпанимента.

Допустимо исполнение части программы:
обязательно наличие видеозаписей исполнения программы на ксилофоне и вибрафоне;
- наличие видеозаписей исполнения произведений на малом барабане, литаврах и маримбе носит рекомендательный характер.


Собеседование и чтение с листа

Собеседование выявляет общекультурный уровень поступающего, его эстетические взгляды, эрудицию в области музыкального искусства, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыки, знание литературы по специальности. Проверяются понимание содержания, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений.

Проведение вступительного испытания -- в формате видеоконференции. На собеседовании могут проверяться навыки поступающих по чтению с листа произведений, необходимые нотные материалы выводятся на экран экзаменаторами.

Уровень сложности предлагаемых к чтению с листа произведений:

Флейта: этюды Келлера, Лоренса;

Гобой: этюды Видеманна, Ферлинга;

Кларнет: этюды Клозе;

Фагот: этюды Весенборна, Брунса;

Саксофон: этюды Мюля, Иванова;

Труба: этюды Вурма, Брандта;

Валторна: сборник этюдов под редакцией Буяновского;

Тромбон: сборник этюдов под редакцией Блажевича, Рейхе;

Туба: сборник этюдов Васильева;

Также экзаменационная комиссия оставляет за собой право потребовать фрагментарное исполнение вступительной программы в процессе видеоконференции.

Ударные: Поступающим, успешно прошедшим первое вступительное испытание «Исполнение программы», высылается специальное задание, на подготовку и видеозапись которого дается неделя. Для выполнения задания понадобятся ксилофон, малый барабан (резиновый пэд / тренажер), литавры (резиновые пэды / тренажеры).

Сольфеджио и гармония (письменно)

Сольфеджио

Записать одноголосный диктант с хроматизмами, вариантными ступенями и модуляциями. Диктант исполняется 6 раз. Срок выполнения – 45 минут.

Гармония

Письменно гармонизовать однотональную мелодию без неаккордовых звуков (8–10 тактов). Срок выполнения – 2 часа (120 минут).

Образцы письменных заданий по сольфеджио и гармонии.