Концертные духовые и ударные инструменты/ Оркестровые духовые и ударные инструменты

Вступительные испытания творческой и профессиональной направленности:

  1. Исполнение программы.
  2. Собеседование и чтение с листа.
  3. Сольфеджио и гармония (письменно и устно).


Исполнение программы

Поступающие на отделение духовых инструментов должны показать на экзамене знание всех видов гамм, арпеджио, доминантсептаккордов и уменьшенных септаккордов с обращениями в тональностях до шести ключевых знаков (играть шестнадцатыми в темпе: 𝅘𝅥 = 108–120), хорошее владение амбушюром и пальцевую беглость, а также исполнить:

  • Флейта
  1. Два этюда различного характера (виртуозный и певучий).
  2. Две разнохарактерные части концерта или сонаты. Например: Бах, Гендель, Телеман, Стамиц, Моцарт.
  3. Виртуозное произведение современного автора.
  • Гобой
  1. Два этюда различного характера (виртуозный и певучий). Например: Ферлинг (1-я тетрадь); Назаров (2-я тетрадь).
  2. Две разнохарактерные части концерта или сонаты.
  3. Виртуозное произведение современного автора.
  • Кларнет
  1. Два этюда различного характера (виртуозный и певучий). Например: Розанов - из "Школы для кларнета"; Штарк - 5 этюдов.
  2. Концерт (две разнохарактерные части) или фантазию. Например: Вебер. Концертино; Концерты №№ 1, 2; Габлер. Концерты.
  3. Виртуозное произведение современного автора.
  • Фагот
  1. Два этюда различного характера (виртуозный и певучий). Например: Вейсенборн (2-я тетрадь); Мильде (1-я тетрадь) и т.п.
  2. Две разнохарактерные части концерта или сонаты. Например: Моцарт. Концерт си-бемоль мажор; Вебер.
  3. Концерт фа мажор; Сен-Санс. Соната соль мажор.
  4. Виртуозное произведение современного автора.
  • Саксофон

Поступающий должен исполнить на саксофоне-альте:

  1. Два разнохарактерных этюда из следующих сборников: Андреев. Сборник избранных этюдов; Иванов. 26 этюдов; Мюль. 18 этюдов; Ривчун. 40 этюдов; Ферлинг. 48 этюдов (для гобоя).
  2. Одно произведение крупной формы. Примерная сложность: Бутри. Дивертисмент; Глазунов. Концерт; Демерсман. Фантазия; Калинкович. Концерт-каприччио; Мийо. Сюита "Скарамуш".
  3. Одна пьеса малой формы. Примерная сложность: Боцца. Тарантелла; Экспромт и танец; Томази. Интродукция и танец; Ривчун. Концертный этюд; Эшпай. Концертная миниатюра.
  • Валторна
  1. Гаммы и арпеджио, охватывающие наибольший диапазон (нижний, средний, верхний регистры инструмента). Гаммы и арпеджио исполняются legato и staccato.
  2. Произведение крупной формы. Например: Моцарт. Концерты №№ 2, 4; Штраус. Концерт № 1; Глиэр.
  3. Концерт (I, II части) и т.п. Если исполняется только I часть концерта, необходимо сыграть также пьесу певучего характера.
  4. Обязательные произведения: Этюды №№ 29, 30 из сб. Избранные этюды под ред. В. Буяновского.
  • Труба
  1. Обязательные произведения: Брандт. Этюд № 1; Вурм. Этюд № 4.
  2. Две пьесы различного характера или концерт любого автора.
  • Тромбон
  1. Гаммы и арпеджио во всех практически применяемых тональностях, в различных обращениях и штрихах.
  2. Обязательные произведения: Рейхе. Этюд № 15 и один из этюдов медленного характера.
  3. Концерт любого автора или две пьесы различного характера.
  • Туба
  1. Обязательные произведения: Блажевич. Этюд № 9 и один из подвижных этюдов.
  2. Одно произведение малой формы кантиленного характера или одну часть концерта любого автора.
  • Ксилофон
  1.  Исполнения гаммы до 7 знаков. Гамма исполняется в две октавы. Сначала вверх, затем вниз.
    a) Исполнение основного звукоряда гаммы двойными ударами («двойками»).
    b) Исполнение основного звукоряда гаммы одиночными ударами.
    c) Исполнение разложенного трезвучия двойными ударами («двойками»).
    d) Исполнение разложенного трезвучия одиночными ударами.
    e) Исполнение арпеджированного трезвучия одиночными ударами сначала вверх, затем вниз.

    Порядок исполнения минорной гаммы:
    1. Гармонический минор («двойки», затем одиночные удары).
    2. Мелодический минор («двойки», затем одиночные удары).
    3. Затем по порядку от пункта «с)».

    Желательный темп исполнения гаммы: 𝅘𝅥 = 100–130.
    Гамма исполняется шестнадцатыми длительностями.
    Все разделы исполнения гаммы следуют один за другим в заданном темпе без остановок и перерывов.
     
  2. Исполнение произведения с аккомпанементом или без.
    Примерный уровень сложности произведения:
    Черненко Г. - Этюд-Каприс «Винегрет».
    Шостакович Д.  - Концерт для скрипки №1 (a-moll) op.77 часть IV «Бурлеска».
    Прокофьев С.  - Концерт для скрипки №1 (d-dur) op.19 часть II «Скерцо».
    Стравинский И. -  «Русский танец» из балета «Петрушка».
     
  3.  Чтение с листа.
  • Вибрафон
  1. Исполнение произведения 4, 5 или 6 палочками.
    Примерный уровень сложности произведения:
    Живкович Н.  - «Suomineito».
    Гришин В.  - «Маленький принц».
    Фридман Д.  - «Wind».
    Бах И.С. - Соната для скрипки №1 BWV 1001. Fuga.
  • Малый барабан
  1. Исполнение дроби в различных нюансах:
    a) Начало исполнения – Fortissimo («держать» дробь в этом нюансе примерно 10 секунд);
    b) Плавное diminuendo до pianissimo («держать» дробь в этом нюансе примерно 10 секунд);
    c) Плавное crescendo до Fortissimo;
    d) Закончить дробь ударом.
     
  2. Исполнение подготовленного этюда из списка на выбор абитуриента:
    Осадчук В.Е. -  «Этюды для малого барабана» выпуск I. Этюды: 76, 77, 79, 84, 94.
    Митчел Петерс - «Advanced snare drum studies» Этюды: 1, 2, 3.
     
  3. Рудиментальные навыки. Исполнение 5 и 7 ударов дроби в различных пульсациях.  Примеры приведены в Приложении 1.
     
  4.  Оркестровые трудности. Исполняется один фрагмент на выбор комиссии.
    Шостакович Д. -  Симфония №7 «Ленинградская» часть I. Начало: ц.19,
    Равель М. - «Болеро»,
    Римский – Корсаков Н.А.  - «Шехеразада» часть III. Начало фрагмента: буква «D», конец фрагмента: буква «Е»,
    Прокофьев С.  - «Поручик Киже». Начало фрагмента: цифра 1, конец фрагмента: цифра 2.
     
  5. Чтение с листа.
  • Литавры
  1. Настройка заданной ноты по камертону.
     
  2. Тремоло по отдельно заданным комиссией нюансам.
     
  3. Исполнение подготовленного этюда (один этюд из списка на выбор абитуриента).
    Keune Eckehardt. Этюды № 23, 24, 26, 27, 31.
     
  4. Оркестровые трудности (исполнение одного фрагмента на выбор абитуриента). Нотные материалы – в Приложении 2.
    Чайковский П.И.  - Симфония №4. Часть I. Начало фрагмента: 12 тактов до буквы «S», конец: 2 такта до буквы «V».
    Бетховен Л.В.  - Симфония №9. Часть I. Начало фрагмента: 18 тактов до буквы «S», конец: Окончание части.
    Стравинский И.Ф.  - «Весна священная». Начало фрагмента: цифра 189, конец: Окончание балета.
    Штраус Р.  - «Жизнь героя». Начало фрагмента: цифра 63, конец: 4 такта до цифры 70.
    Вагнер Р.  - «Тангейзер» (Дрезденская версия). Начало фрагмента: Буква «H» Конец: окончание части.
    Штраус Р.  - Бурлеска для фортепиано с оркестром d-moll. От начала до буквы «А».
  • Маримба
  1. Исполнение обязательной программы:
    Две разнохарактерные части (подвижная и умеренная) из одной из 6 сюит для виолончели И.С. Баха.
    Часть программы должна обязательно исполняться четырьмя палочками.


Собеседование и чтение с листа

Собеседование выявляет общекультурный уровень поступающего, его эстетические взгляды, эрудицию в области музыкального искусства, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыки, знание литературы по специальности. Проверяются понимание содержания, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений.

На экзамене проверяются навыки поступающих по чтению с листа.
Примерная трудность предлагаемых произведений:

  • Флейта
  1. Келлер – 3 тетради
  2. Лоренс – этюды
  3. Брамс – 4 ая симфония
  4. Дебюсси – Послеполуденный отдых фавна
  • Гобой
  1. Видеманн – этюды
  2. Ферлинг - этюды
  3. Бетховен – 3-я симфония
  4. Римский-Корсаков – Шехерезада
  • Кларнет
  1. Клозе – этюды
  2. Глинка – Камаринская
  3. Римский-Корсаков – Шехерезада
  • Фагот
  1. Весенборн – этюды, тетрадь №2
  2. Брунс – этюды
  3. Вагнер – Лоэнгрин
  4. Глинка – Камаринская
  • Саксофон
  1. Школа Михайлова
  2. Мюль – этюды
  3. Иванов – этюды
  4. Равель – Болеро
  5. Рахманинов – Симфонические танцы
  6. Мусоргский – Картинки с выставки
  • Труба
  1. Вурм – избранные этюды
  2. Брандт – этюды
  • Валторна
  1. Сборник этюдов под редакцией В.М. Буяновского
  • Тромбон
  1. Блажевич – этюды I тетрадь.
  2. Рейхе – этюды.
  • Туба
  1. С. Васильев – 24 мелодических этюда для тубы.
  2. Marco Bordogni – 43 Bel Canto Studies.
  • Литавры, малый барабан
  1. Снегирев – этюды
  2. Скавера – этюды
  •  Ксилофон
  1. оркестровые трудности



Сольфеджио и гармония (письменно и устно)

Сольфеджио

  1. Записать одноголосный диктант с хроматизмами, вариантными ступенями и модуляциями. Диктант исполняется 6 раз.
  2. Определить на слух:
    а) вид лада по звукоряду и в мелодическом фрагменте;
    б) ступени лада (диатонические и альтерированные);
    в) мелодические интервалы в виде «цепочки» звуков;
    г) гармонические интервалы (простые и составные – в пределах двух октав);
    д) аккорды в элементарном и четырехголосном изложении по структуре (звучанию): мажорные и минорные трезвучия с обращениями, увеличенное и уменьшенное трезвучия, малый мажорный, малый минорный, полууменьшенный (малый уменьшенный) септаккорды с обращениями, нонаккорды, уменьшенный септаккорд, аккорд целотоновой симметричной структуры – увеличенный терцквартаккорд;
    е) аккорды в тональности (по разрешению): малый мажорный септ– и секундаккорды (в качестве D, альтерированых аккордов субдоминантовой и доминантовой групп), уменьшенный септаккорд с обращениями (в качестве вводного и альтерированной субдоминанты);
    ж) гармоническую последовательность, включающую указанные аккорды, с функциональными модуляциями в тональности 1-й степени родства;
    з) гармонию во фрагменте музыкального произведения; назвать тональный план, аккорды.
  3. Спеть:
    а) «цепочку» звуков, образующих мелодические интервалы и аккорды в восходящем и нисходящем движении;
    б) небольшой мелодический фрагмент из музыки ХХ века, запомнив его после двух прослушиваний (образец может включать вариантные ступени, сдвиг и т.д.);
    в) одноголосную мелодию с листа. Примерная трудность: А. Островский, С. Соловьев, В. Шокин. Сольфеджио. Вып. 2. №№ 71-140.


Гармония

  1. Письменно гармонизовать однотональную мелодию без неаккордовых звуков (8–10 тактов). Срок выполнения – 2 часа (120 минут).
  2. Играть на фортепиано в четырехголосном изложении:
    - однотональные гармонические последовательности (по заданной «цифровке»);
    - функциональные модуляции в тональности 1-й степени родства (в форме 4-х и 8-ми тактовых построений);
    - секвенции тональные и модулирующие.
  3. Проанализировать с листа произведение малой формы или структурно законченный фрагмент произведения крупной формы. Например: Л. ван Бетховен. Соната для фортепиано № 10, ч. II, первый период; П. Чайковский. «Детский альбом».
  4. Ответить на теоретические вопросы по курсу гармонии.