Концертные духовые и ударные инструменты/ Оркестровые духовые и ударные инструменты

Вступительные испытания творческой и профессиональной направленности:

  1. Исполнение программы.
  2. Собеседование и чтение с листа.
  3. Сольфеджио и гармония (письменно и устно).


Исполнение программы

Поступающие на отделение духовых инструментов должны показать на экзамене знание всех видов гамм, арпеджио, доминантсептаккордов и уменьшенных септаккордов с обращениями в тональностях до шести ключевых знаков (играть шестнадцатыми в темпе: ММ четверть = 108-120), хорошее владение амбушюром и пальцевую беглость, а также исполнить:

  • Флейта
  1. Два этюда различного характера (виртуозный и певучий).
  2. Две разнохарактерные части концерта или сонаты. Например: Бах, Гендель, Телеман, Стамиц, Моцарт.
  3. Виртуозное произведение современного автора.

  • Гобой
  1. Два этюда различного характера (виртуозный и певучий). Например: Ферлинг (1-я тетрадь); Назаров (2-я тетрадь).
  2. Две разнохарактерные части концерта или сонаты.
  3. Виртуозное произведение современного автора.

  • Кларнет
  1. Два этюда различного характера (виртуозный и певучий). Например: Розанов - из "Школы для кларнета"; Штарк - 5 этюдов.
  2. Концерт (две разнохарактерные части) или фантазию. Например: Вебер. Концертино; Концерты №№ 1, 2; Габлер. Концерты.
  3. Виртуозное произведение современного автора.

  • Фагот
  1. Два этюда различного характера (виртуозный и певучий). Например: Вейсенборн (2-я тетрадь); Мильде (1-я тетрадь) и т.п.
  2. Две разнохарактерные части концерта или сонаты. Например: Моцарт. Концерт си-бемоль мажор; Вебер.
  3. Концерт фа мажор; Сен-Санс. Соната соль мажор.

     

  4. Виртуозное произведение современного автора.

  • Саксофон

Поступающий должен исполнить на саксофоне-альте:

  1. Два разнохарактерных этюда из следующих сборников: Андреев. Сборник избранных этюдов; Иванов. 26 этюдов; Мюль. 18 этюдов; Ривчун. 40 этюдов; Ферлинг. 48 этюдов (для гобоя).
  2. Одно произведение крупной формы. Примерная сложность: Бутри. Дивертисмент; Глазунов. Концерт; Демерсман. Фантазия; Калинкович. Концерт-каприччио; Мийо. Сюита "Скарамуш".
  3. Одна пьеса малой формы. Примерная сложность: Боцца. Тарантелла; Экспромт и танец; Томази. Интродукция и танец; Ривчун. Концертный этюд; Эшпай. Концертная миниатюра.

  • Валторна
  1. Гаммы и арпеджио, охватывающие наибольший диапазон (нижний, средний, верхний регистры инструмента). Гаммы и арпеджио исполняются legato и staccato.
  2. Произведение крупной формы. Например: Моцарт. Концерты №№ 2, 4; Штраус. Концерт № 1; Глиэр.
  3. Концерт (I, II части) и т.п. Если исполняется только I часть концерта, необходимо сыграть также пьесу певучего характера.

     

  4. Обязательные произведения: Этюды №№ 29, 30 из сб. Избранные этюды под ред. В. Буяновского.

  • Труба
  1. Обязательные произведения: Брандт. Этюд № 1; Вурм. Этюд № 4.
  2. Две пьесы различного характера или концерт любого автора.

  • Тромбон
  1. Гаммы и арпеджио во всех практически применяемых тональностях, в различных обращениях и штрихах.
  2. Обязательные произведения: Рейхе. Этюд № 15 и один из этюдов медленного характера.
  3. Концерт любого автора или две пьесы различного характера.

  • Туба
  1. Обязательные произведения: Блажевич. Этюд № 9 и один из подвижных этюдов.
  2. Одно произведение малой формы кантиленного характера или одну часть концерта любого автора.

  • Ударные инструменты
  1. На ксилофоне - небольшую пьесу. Например: Чайковский. "Русский танец"; Вальс-скерцо; Глинка. Танцы из оперы "Руслан и Людмила"; Римский-Корсаков. "Полет шмеля".
  2. На вибрафоне - пьесу малой формы, желательно четырьмя палками.
  3. На малом барабане - этюд на тремоло.
  4. Поступающий должен уметь настроить литавры, показать на них тремоло в разных нюансах, прочитать с листа несложное произведение.




Собеседование и чтение с листа

Собеседование выявляет общекультурный уровень поступающего, его эстетические взгляды, эрудицию в области музыкального искусства, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыки, знание литературы по специальности. Проверяются понимание содержания, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений.

На экзамене проверяются навыки поступающих по чтению с листа.
Примерная трудность предлагаемых произведений:

  • Флейта
  1. Келлер – 3 тетради
  2. Лоренс – этюды
  3. Брамс – 4 ая симфония
  4. Дебюсси – Послеполуденный отдых фавна

 

  • Гобой
  1. Видеманн – этюды
  2. Ферлинг - этюды
  3. Бетховен – 3-я симфония
  4. Римский-Корсаков – Шехерезада

 

  • Кларнет
  1. Клозе – этюды
  2. Глинка – Камаринская
  3. Римский-Корсаков – Шехерезада

 

  • Фагот
  1. Весенборн – этюды, тетрадь №2
  2. Брунс – этюды
  3. Вагнер – Лоэнгрин
  4. Глинка – Камаринская

 

  • Саксофон
  1. Школа Михайлова
  2. Мюль – этюды
  3. Иванов – этюды
  4. Равель – Болеро
  5. Рахманинов – Симфонические танцы
  6. Мусоргский – Картинки с выставки

 

  • Труба
  1. Вурм – избранные этюды
  2. Брандт – этюды

 

  • Валторна
  1. Сборник этюдов под редакцией В.М. Буяновского

 

  • Тромбон
  1. Блажевич – этюды I тетрадь
  2. Рейхе – этюды

 

  • Туба
  1. С. Васильев – 24 мелодических этюда для тубы
  2. Marco Bordogni – 43 Bel Canto Studies

 

  • Ударные инструменты
  • литавры, малый барабан
  1. Снегирев – этюды
  2. Скавера – этюды

 

  • ксилофон
  1. оркестровые трудности




Сольфеджио и гармония (письменно и устно)

Сольфеджио

  1. Записать одноголосный диктант с хроматизмами, вариантными ступенями и модуляциями. Диктант исполняется 6 раз.
  2. Определить на слух:
    а) вид лада по звукоряду и в мелодическом фрагменте;
    б) ступени лада (диатонические и альтерированные);
    в) мелодические интервалы в виде «цепочки» звуков;
    г) гармонические интервалы (простые и составные – в пределах двух октав);
    д) аккорды в элементарном и четырехголосном изложении по структуре (звучанию): мажорные и минорные трезвучия с обращениями, увеличенное и уменьшенное трезвучия, малый мажорный, малый минорный, полууменьшенный (малый уменьшенный) септаккорды с обращениями, нонаккорды, уменьшенный септаккорд, аккорд целотоновой симметричной структуры – увеличенный терцквартаккорд;
    е) аккорды в тональности (по разрешению): малый мажорный септ– и секундаккорды (в качестве D, альтерированых аккордов субдоминантовой и доминантовой групп), уменьшенный септаккорд с обращениями (в качестве вводного и альтерированной субдоминанты);
    ж) гармоническую последовательность, включающую указанные аккорды, с функциональными модуляциями в тональности 1-й степени родства;
    з) гармонию во фрагменте музыкального произведения; назвать тональный план, аккорды.

     

  3. Спеть:
    а) «цепочку» звуков, образующих мелодические интервалы и аккорды в восходящем и нисходящем движении;
    б) небольшой мелодический фрагмент из музыки ХХ века, запомнив его после двух прослушиваний (образец может включать вариантные ступени, сдвиг и т.д.);
    в) одноголосную мелодию с листа. Примерная трудность: А. Островский, С. Соловьев, В. Шокин. Сольфеджио. Вып. 2. №№ 71-140.


Гармония

  1. Письменно гармонизовать однотональную мелодию без неаккордовых звуков (8–10 тактов). Срок выполнения – 2 часа (120 минут).
  2. Играть на фортепиано в четырехголосном изложении:
    - однотональные гармонические последовательности (по заданной «цифровке»);
    - функциональные модуляции в тональности 1-й степени родства (в форме 4-х и 8-ми тактовых построений);
    - секвенции тональные и модулирующие.

     

  3. Проанализировать с листа произведение малой формы или структурно законченный фрагмент произведения крупной формы. Например: Л. ван Бетховен. Соната для фортепиано № 10, ч. II, первый период; П. Чайковский. «Детский альбом».
  4. Ответить на теоретические вопросы по курсу гармонии в объеме программы училища.