Вступительные испытания (форма проведения вступительных испытаний: очная).
- Творческое испытание.
- Собеседование.
- Профессиональное испытание.
1. Показ собственных сочинений.
Поступающий должен предъявить собственные сочинения, свидетельствующие о наличии хороших творческих данных и композиторских навыков. Могут быть показаны как инструментальные (преимущественно малой формы), так и вокальные произведения - сольные и хоровые (в том числе обработки народных песен). Сочинения прослушиваются либо в авторском исполнении, либо в записи с обязательным представлением нот.
2. Коллоквиум: композиция.
Собеседование выявляет общекультурный уровень поступающего, его музыкальную эрудицию (в том числе - в собственном показе на фортепиано), знание основных этапов и закономерностей развития истории музыки, степень осведомленности в вопросах современной музыкальной жизни, знакомство с произведениями русской и зарубежной классической и современной литературы, смежных искусств. На собеседовании могут быть заданы вопросы по дисциплинам музыкально-теоретического цикла.
3. Музыкально-теоретическая подготовка: композиция.
Сольфеджио (письменно и устно)
От поступающего требуется:
1. Записать:
а) одноголосный диктант с хроматизмами и модуляциями. Диктант исполняется 6 раз;
б) двухголосный диктант гармонического склада с мелодизированным нижним голосом. Диктант исполняется 8 раз.
2. Определить на слух:
а) тональность по данному тону "ля", по сопоставлению тональностей, представленных тоническими трезвучиями;
б) мелодические интервалы простые и составные (через несколько октав) в диапазоне от большой до четвертой октавы (звук за звуком, "цепочкой");
в) гармонические интервалы (простые и составные);
г) аккорды в элементарном и четырехголосном изложении, по звучанию (структуре) и в тональности: трезвучия и септаккорды с обращениями, альтерированные аккорды субдоминантовой и доминантовой групп (возможно ненормативное изложение); назвать вертикаль;
д) энгармонизм уменьшенного септаккорда, малого мажорного септаккорда, аккорда целотоновой симметричной структуры - увеличенного терцквартаккорда; с обращениями;
е) гармоническую последовательность в четырехголосном изложении в форме периода, включающую функциональную, энгармоническую и мелодико-гармоническую модуляции; гармонию во фрагменте музыкального произведения. Назвать тональный план, аккорды и повторить на фортепиано.
Спеть:
а) "цепочку" звуков, образующих мелодические интервалы и аккорды в восходящем и нисходящем движении;
б) небольшой мелодический фрагмент из музыки ХХ века, запомнив его после двух прослушиваний (образец может включать вариантные ступени, сдвиг и т.д.);
в) с листа одноголосную мелодию. Примерная трудность: Н. Качалина. Сольфеджио. Вып. 1. №№ 52-134.
Гармония (письменно и устно)
От поступающего требуется:
- Письменно гармонизовать мелодию (12-16 тактов), включающую приемы мелодической фигурации, модуляции в тональности 1-й и 2-й степеней родства. Срок выполнения - 3 часа (180 минут).
- Играть на фортепиано в четырехголосном изложении: аккорды, пройденные в курсе гармонии в объеме программы музыкального училища; функциональные модуляции в тональности 1-й и 2-й степеней родства (8-ми тактовое построение); энгармонические модуляции (4-х тактовое построение); тональные и модулирующие секвенции.
- Проанализировать с листа произведение малой формы или структурно законченный раздел произведения крупной формы. Примерная трудность: Л. ван Бетховен. Соната для ф-но № 8, вступление; П. Чайковский, "Мы сидели с тобой"; С. Прокофьев. Гавот из "Классической симфонии".
- Ответить на теоретические вопросы по курсу гармонии.
Фортепиано
От поступающего требуется исполнение следующей программы:
- Полифоническое произведение (Прелюдия и фуга И.С. Баха или Д.Д. Шостаковича).
- Классическая соната (Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. ван Бетховен), I или II и III части.
- Пьеса.