Композиция

Вступительные испытания творческой и профессиональной направленности:

  1. Показ собственных сочинений.
  2. Собеседование.
  3. Сольфеджио и гармония (письменно и устно), фортепиано.


Показ собственных сочинений
Поступающий должен предъявить собственные сочинения, свидетельствующие о наличии хороших творческих данных и композиторских навыков. Могут быть показаны как инструментальные (преимущественно малой формы), так и вокальные произведения - сольные и хоровые (в том числе обработки народных песен). Сочинения прослушиваются либо в авторском исполнении, либо в записи с обязательным представлением нот.


Собеседование
Собеседование выявляет общекультурный уровень поступающего, его музыкальную эрудицию (в том числе - в собственном показе на фортепиано), знание основных этапов и закономерностей развития истории музыки, степень осведомленности в вопросах современной музыкальной жизни, знакомство с произведениями русской и зарубежной классической и современной литературы, смежных искусств. На собеседовании могут быть заданы вопросы по дисциплинам музыкально-теоретического цикла.


Сольфеджио
От поступающего требуется:

  1. Записать:
    а) одноголосный диктант с хроматизмами и модуляциями. Диктант исполняется 6 раз;
    б) двухголосный диктант гармонического склада с мелодизированным нижним голосом. Диктант исполняется 8 раз.

     

  2. Определить на слух:
    а) тональность по данному тону "ля", по сопоставлению тональностей, представленных тоническими трезвучиями;
    б) мелодические интервалы простые и составные (через несколько октав) в диапазоне от большой до четвертой октавы (звук за звуком, "цепочкой");
    в) гармонические интервалы (простые и составные);
    г) аккорды в элементарном и четырехголосном изложении, по звучанию (структуре) и в тональности: трезвучия и септаккорды с обращениями, альтерированные аккорды субдоминантовой и доминантовой групп (возможно ненормативное изложение); назвать вертикаль;
    д) энгармонизм уменьшенного септаккорда, малого мажорного септаккорда, аккорда целотоновой симметричной структуры - увеличенного терцквартаккорда; с обращениями;
    е) гармоническую последовательность в четырехголосном изложении в форме периода, включающую функциональную, энгармоническую и мелодико-гармоническую модуляции; гармонию во фрагменте музыкального произведения. Назвать тональный план, аккорды и повторить на фортепиано.

     

  3. Спеть:
    а) "цепочку" звуков, образующих мелодические интервалы и аккорды в восходящем и нисходящем движении;
    б) небольшой мелодический фрагмент из музыки ХХ века, запомнив его после двух прослушиваний (образец может включать вариантные ступени, сдвиг и т.д.);
    в) с листа одноголосную мелодию. Примерная трудность: Н. Качалина. Сольфеджио. Вып. 1. №№ 52-134.


Гармония
От поступающего требуется:

  1. Письменно гармонизовать мелодию (12-16 тактов), включающую приемы мелодической фигурации, модуляции в тональности 1-й и 2-й степеней родства. Срок выполнения - 3 часа (180 минут).
  2. Играть на фортепиано в четырехголосном изложении: аккорды, пройденные в курсе гармонии в объеме программы музыкального училища; функциональные модуляции в тональности 1-й и 2-й степеней родства (8-ми тактовое построение); энгармонические модуляции (4-х тактовое построение); тональные и модулирующие секвенции.
  3. Проанализировать с листа произведение малой формы или структурно законченный раздел произведения крупной формы. Примерная трудность: Л. ван Бетховен. Соната для ф-но № 8, вступление; П. Чайковский, "Мы сидели с тобой"; С. Прокофьев. Гавот из "Классической симфонии".
  4. Ответить на теоретические вопросы по курсу гармонии в объеме программы музыкального училища.


Фортепиано
От поступающего требуется исполнение следующей программы:

  1. Полифоническое произведение (Прелюдия и фуга Баха или Шостаковича).
  2. Классическая соната (Гайдн, Моцарт, Бетховен), I или II и III части.
  3. Пьеса.