Фортепиано

Вступительные испытания творческой и профессиональной направленности:

  1. Исполнение программы.
  2. Сольфеджио и гармония (письменно и устно).
  3. Собеседование и чтение с листа.


Исполнение программы
Поступающий должен исполнить:

  1. Полифоническое произведение (прелюдия и фуга И. С. Баха из "Хорошо темперированного клавира" или прелюдия и фуга Д. Д. Шостаковича).
  2. Классическую сонату (Гайдн, Моцарт, Бетховен), I или II и III части - или классические вариации.
  3. Два виртуозных этюда (один - на пальцевую технику, другой - на иной вид техники).
  4. Развернутое произведение, включающее элементы виртуозности (исполнение концерта нежелательно).


Собеседование и чтение с листа
Собеседование выявляет общекультурный уровень поступающего, его эстетические взгляды, эрудицию в области музыкального искусства, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыки, знание литературы по специальности. Также могут проверяться понимание содержания, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений.

На экзамене проверяются навыки поступающих по чтению с листа.
Примерная трудность предлагаемых произведений:

  1. Г.Ф.Гендель. Соната
    16 маленьких пьес (№3 Прелюдия, №7 Жига, №9 Гавот, №15 Алеманда)

     

  2. М.Клементи. Сонатины
  3. Ф.Мендельсон. Песни без слов
  4. Э.Григ. Лирические пьесы
  5. Б.Барток. Сюита ор.14, Багатели №№ 2,10, 14
    Скерцо, Адажио

     

  6. А.Бородин. Маленькая сюита (№5 Грёзы)
  7. А.Рубинштейн. Романс ор. 44 №1
  8. Д.Кабалевский. 24 прелюдии, Скерцо ор.27 №14
  9. С.Слонимский. Элегия памяти Сибелиуса
    Северная песня


Сольфеджио и гармония (письменно и устно)
Сольфеджио

  1. Записать двухголосный диктант гармонического склада с мелодизированным нижним голосом, с хроматизмами и модуляционным развитием. Диктант исполняется 8 раз.
  2. Определить на слух:
    а) тональность по данному тону «ля», по сопоставлению тональностей, представленных тоническими трезвучиями;
    б) мелодические интервалы простые и составные (через несколько октав) в диапазоне от большой до четвертой октавы (звук за звуком, «цепочкой»);
    в) гармонические интервалы (простые и составные);
    г) вид лада по звукоряду и в мелодическом фрагменте;
    д) аккорды по структуре (звучанию): малый мажорный, малый минорный, полууменьшенный (малый уменьшенный) септаккорды с обращениями, нонаккорды, уменьшенный септаккорд, аккорд целотоновой симметричной структуры – увеличенный терцквартаккорд, увеличенное трезвучие;
    е) аккорды в тональности (по разрешению): малый мажорный септ– и секундаккорды, уменьшенный септаккорд с обращениями, увеличенный терцквартаккорд;
    ж) «именные» аккорды: шопеновская и прокофьевская доминанты, рахманиновский аккорд, шубертова VI;
    з) гармоническую последовательность в форме периода, включающую различные виды модуляций и альтерированные аккорды субдоминантовой и доминантовой групп; назвать тональный план, аккорды, повторить на фортепиано;
    и) гармонию во фрагменте музыкального произведения; назвать тональный план, аккорды повторить на фортепиано.

     

  3. Спеть:
    а) «цепочку» звуков, образующих мелодические интервалы и аккорды в восходящем и нисходящем движении;
    б) небольшой мелодический фрагмент из музыки ХХ века, запомнив его после двух прослушиваний (образец может включать вариантные ступени, сдвиг и т.д.);
    в) одноголосную мелодию с листа. Примерная трудность: Н. Качалина. Сольфеджио. Вып. 1. №№ 25–70;
    г) для поступающих на фортепианный факультет: спеть с листа фрагмент вокального сочинения под собственный аккомпанемент. Примерная трудность: Ф. Шуберт. Литания; А. Даргомыжский. «Чаруй меня!».


Гармония

  1. Письменно гармонизовать мелодию без неаккордовых звуков (12–16 тактов), включающую модуляции в тональности 1-й степени родства. Срок выполнения – 2 часа (120 минут).
  2. Играть на фортепиано в четырехголосном изложении:
    - функциональные модуляции в тональности 1-й степени родства (в форме 4-х и 8-митактовых построений);
    - секвенции тональные и модулирующие;
    - разрешать аккорды (в основном виде и в виде обращений) с учетом их энгармонического равенства: уменьшенный септаккорд, малый мажорный септаккорд, аккорд целотоновой симметричной структуры – увеличенный терцквартаккорд, увеличенное трезвучие.
  3. Проанализировать с листа произведение малой формы или структурно законченный фрагмент произведения крупной формы. Например: Л. Ван Бетховен. Соната для ф-но № 8, ч. II; П. Чайковский. «Времена года»; Ф. Шопен. Ноктюрны. Мазурки; А. Скрябин. Прелюдии ор. 11.
  4. Ответить на теоретические вопросы по курсу гармонии в объеме программы музыкального училища.