X Всероссийский конкурс имени Е. А. Ручьевской

От 01.11.19 по 30.04.20

С ноября 2019 года по апрель 2020 года Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова проводит юбилейный, X Всероссийский конкурс имени Е. А. Ручьевской по музыкальному анализу для учащихся музыкальных училищ (колледжей) и специальных музыкальных школ.

Конкурс имени Е. А. Ручьевской по музыкальному анализу
Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова объявляет X Всероссийский Конкурс по музыкальному анализу имени Е. А. Ручьевской для учащихся музыкальных училищ (колледжей) и специальных музыкальных школ, который пройдет с 1 ноября 2019 года по 30 апреля 2020 года. Впервые состоявшийся в 2010–2011-м годах и названный в честь и в память о Екатерине Александровне Ручьевской (1922–2009), конкурс 2019–2020 г. является десятым, юбилейным и начинается в год десятилетия ухода из жизни выдающегося ученого, создателя и главы Санкт-Петербургской аналитической школы, автора фундаментальных работ по теории музыки, монографий, посвященных музыке русских композиторов XIX–XX веков.

Учредителем конкурса является Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова. Организаторы Конкурса: Оргкомитет и жюри, включающие преподавателей музыковедческого факультета Санкт-Петербургской консерватории – представителей Санкт-Петербургской аналитической школы. Информационная поддержка Конкурса: интернет-сайт учредителя, электронные адреса организаторов, журнал Санкт-Петербургской консерватории «Musicus» (в печатной и электронной версиях).

Цели и задачи конкурса

1. Развитие творческой инициативы молодых музыковедов, привлечение внимания к проблемам музыкального анализа, научному поиску в данной области музыкознания.
2. Сохранение и развитие традиций аналитической школы Ленинградской – Санкт-Петербургской консерватории.
3. Расширение связей Санкт-Петербургской консерватории со средними музыкальными учебными заведениями страны, объединение усилий педагогов в формировании общих методических принципов.
Конкурс проводится среди учащихся: II–IV курсов теоретических и исполнительских отделений музыкальных и музыкально-педагогических колледжей (училищ), старших классов средних специальных музыкальных школ (с десяти- или одиннадцатилетним сроком обучения) в два тура. Отборочный (заочный) тур проходит на основании письменного текста конкурсной работы. Заключительный тур (очный) проводится в форме устных презентаций либо видеопрезентаций.

Сроки и порядок проведения Конкурса

Сроки проведения Конкурса: с 01.11.2019 по 30.04.2020.
Сроки предоставления работ: до 10.03.2020.
Срок проведения первого, отборочного (заочного) тура: 11.03.2020 – 11.04.2020; срок проведения второго, заключительного (очного) тура: 15.04.2020 – 27.04.2020.
Итоги Конкурса объявляются: участникам заключительного тура 27.04.2020, на интернет-сайте учредителя – не позднее 30.04.2020.

Тематика и критерии оценки конкурсных работ

Тема юбилейного конкурса 2019–2020 – свободная. Конкурсантам предоставляется возможность выбрать из музыки XVIII–XXI веков произведение крупной формы – развернутое одночастное, инструментальный или вокальный цикл, либо его часть или части, рассмотренные в контексте цикла. Жанр работы – аналитический, определяемый различными аспектами музыкального анализа (музыкальные формы в их связях с жанрами, драматургией, композиторским стилем, стилем направления или эпохи, проблема соотношения слова и музыки в вокальных сочинениях и др.). Методологическая основа работы – труды Е. А. Ручьевской о музыкальной форме, тематизме, музыкальном стиле, вокальной музыке и т. д.
Работа может быть выполнена как под научным руководством, так и самостоятельно.
Приоритет отдается оригинальным научным исследованиям. Критерии оценок конкурсной работы (действительные как для письменного текста, так и для устной презентации): 
- музыкальность автора, выраженная в понимании им избранного для анализа произведения и в способности выстроить на этой основе исследовательскую концепцию, поставить и аргументировать задачу исследования;
- умение самостоятельно формулировать выводы исследования; 
- владение методикой музыкального анализа;
- способность определения жанровых и стилевых черт в избранном для анализа произведении;
- способность дать нетривиальные, основанные на музыкальных признаках характеристики тематизма и методов его развития; 
- умение разобраться в строении и объяснить особенности музыкальной формы избранного для анализа произведения;
- знание научной литературы по теме, прежде всего – трудов Е. А. Ручьевской, а также работ по избранному конкурсантом проблеме;
- литературный стиль.
Участники, занявшие 1-е, 2-е и 3-е места, награждаются дипломами и призами.
Жюри вправе учреждать специальные номинации и призы для участников обоих этапов конкурса. 
Победители и лауреаты Конкурса 2019–2020 годов, а также победители конкурса имени Е. А. Ручьевской (I, II, III места) за два предыдущих года (2017–2018 и 2018–2019) при поступлении в 2020 году на музыковедческий факультет Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова получают дополнительные 10 баллов за индивидуальные достижения, прибавляемые к баллам за вступительные экзамены (см. раздел IV Правил приема в СПбГК на 2020/2021-й год)
Присланные материалы обратно не высылаются и не рецензируются.

Краткий список рекомендованных работ Е. А. Ручьевской:

Монографии, учебники, сборники статей:
Ручьевская Е.А. Функции музыкальной темы. Л., 1977. 
Ручьевская Е.А.и др. Анализ вокальных произведений, Ленинград, 1988.
Ручьевская Е.А. Классическая музыкальная форма. Учебник по анализу. СПб., 1998; 2-е изд.: СПб., 2002.
Ручьевская Е.А. Работы разных лет: в 2-х т. СПб., 2011.
Ручьевская Е.А., Кузьмина Н.И. Вокальные циклы в русской классической музыке XIX века. Саратов, 2019.

Отдельные статьи:
Ручьевская Е. Об анализе содержания музыкального произведения // Критика и музыкознание: Сб. статей. Вып. 3. Л., 1987; см. также в изд.: Ручьевская Е.А. Работы разных лет: в 2-х т. Т I. СПб., 2011. С. 291–320.
Ручьевская Е.А. Целостный и стилевой анализ // В. А. Цуккерман. Музыкант, ученый, человек: статьи, воспоминания, материалы / Отв. ред. Г. Л. Головинский. М., 1994. С. 42–57; см. также в изд.: Ручьевская Е.А. Работы разных лет. СПб., 2011. Т. I. С. 273–285.

Также см.: 
монографии и статьи Е. А. Ручьевской об операх (М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Дж. Верди, Р. Вагнера), романсах и вокальных циклах русских композиторов, о творчестве русских композиторов XIX–ХХ века (А. К. Глазунова, Ю. В. Кочурова, Г.В. Свиридова, В. А. Гаврилина, С. М. Слонимского, Л. А. Пригожина, Б. И. Тищенко, Ю. А. Фалика). 
Рекомендуются также статьи из юбилейных сборников, посвященных Е. А. Ручьевской:
«Музыкальное приношение»: сборник статей. К 75-летию Е. А. Ручьевской. СПб., 1998;
Екатерина Александровна Ручьевская. К 90-летию со дня рождения: сборник статей. СПб., 2012.


ТРЕБОВАНИЯ К РАБОТАМ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫМ НА КОНКУРС

1. Объем работы – 10–15 страниц компьютерного текста (не более 30000 знаков), формат А4, кегль 14, с полуторным междустрочным интервалом, шрифт Times New Roman.
2. На титульной странице в обязательном порядке указываются: тема работы, ФИО автора (полностью), название учебного заведения, отделение, курс; домашний почтовый адрес, телефон, e-mail. Обращаем внимание участников на необходимость указания достоверных контактных данных, обеспечивающих оперативное общение с членами оргкомитета Конкурса, доставку Почтой России и получение автором в срок отправленной из Санкт-Петербурга корреспонденции (дипломов и призов). В случаях затруднений участника при указании электронной почты и адреса (отсутствие стабильной электронной связи, съемное жилье, отдаленность места жительства по домашнему адресу от места учебы автора и др.) рекомендуется указать контактные данные научного руководителя или иные, постоянно доступные автору контакты.
3. В случае выполнения работы под руководством педагога указывается также ФИО педагога (полностью), должность, ученая степень, ученое звание, e-mail.
4. Список использованной литературы приводится в конце работы.
5. Нотные примеры можно размещать как в основном тексте, так и в приложении.
Работы без нотных примеров, либо указывающие вместо них на нотные источники из Интернет-ресурсов, на конкурс не принимаются и не рассматриваются.
6. Цитирование научной литературы и других источников должно сопровождаться соответствующими ссылками и сносками. При обнаружении случаев некорректного заимствования научных текстов работа на конкурс не допускается.
7. Участники, прошедшие по результатам первого тура на второй тур конкурса, должны представить презентацию в устной форме (либо видеопрезентацию) длительностью от 7 до 10 минут, раскрывающую основное содержание работы.
8. Видеопрезентации работ присылаются авторами в срок до 15.04.2020. 
9. Работы присылаются по электронному адресу: analiz@conservatory.ru или Почтой России по адресу: 190000, Санкт-Петербург, улица Глинки, д. 2 литера А, проректору Санкт-Петербургской консерватории по научной работе Т. И. Твердовской.
10. Присланные на Конкурс работы и материалы обратно не высылаются и не рецензируются.

СОСТАВ ЖЮРИ И ОРГКОМИТЕТА КОНКУРСА

Твердовская Т.И, проректор по научной работе СПбГК, доцент, кандидат искусствоведения – председатель жюри Конкурса;
Афонина Н.Ю., профессор, кандидат искусствоведения – заместитель председателя жюри Конкурса, председатель Оргкомитета Конкурса;
Горячих В.В., доцент, кандидат искусствоведения – заместитель председателя оргкомитета Конкурса; 
Кузьмина Н.И., доцент – член жюри Конкурса; 
Иванова Л.П., доцент, кандидат искусствоведения – член жюри Конкурса; 
Широкова В.П., профессор, кандидат искусствоведения – член жюри Конкурса;
Долгова М.А., преподаватель – член жюри Конкурса

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ФИНАНСОВЫЕ УСЛОВИЯ КОНКУРСА

1. Учредители, организаторы Конкурса своевременно оповещают руководителей средних музыкальных учебных заведений о сроках, местах, графике проведения Конкурса; формируют состав Оргкомитета и жюри Конкурса; определяют критерии оценки конкурсных работ, поощрения и награждения участников Конкурса.
2. Организационный взнос за участие в Конкурсе не взимается. 
3. Оплата проезда (до Санкт-Петербурга и обратно) и питания иногородних участников очного тура Конкурса – за счет направляющих образовательных организаций. 
Проживание иногородних участников заключительного тура Конкурса (до 16 человек) – за счет Оргкомитета. Оргкомитет оказывает содействие поиску и бронированию максимально экономичного жилья в Санкт-Петербурге для иногородних участников (не вошедших в группу до 16 человек) заключительного тура Конкурса на время его проведения.
4. Контакты представителей жюри и оргкомитета Конкурса:
председатель оргкомитета, заместитель председателя жюри Н. Ю. Афонина, адрес эл. почты: music73@rambler.ru;
заместитель председателя оргкомитета, член жюри В. В. Горячих, адрес электронной почты: goryachih@mail.ru.