Научная статья
doi: https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.4.011
Проблемы исполнения произведений И. С. Баха
в письмах Г. Рамина к М. Л. Старокадомскому
Автор
Лариса Валентиновна Кириллина
Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, Москва, Россия
larissa_kir@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-5225-5641
Аннотация
Советский органист и композитор Михаил Леонидович Старокадомский (1901–1954) много лет дружил с выдающимся немецким органистом и дирижером Гюнтером Раминым (1898–1956). они познакомились в 1927 г. во время зарубежной стажировки Старокадомского, и затем в течение ряда лет переписывались. Рамин был учителем Старокадомского, однако общался с ним практически на равных. Письма Рамина, хранящиеся в Москве, в архиве Старокадомского в РГАЛИ, затрагивают важные вопросы исполнения музыки И. С. Баха, прежде всего, органных хоральных прелюдий и «Искусства фуги». Большое письмо от 15 мая 1928 г. публикуется здесь в полном виде впервые, включая факсимиле. контакты двух музыкантов в силу внешних причин прервались в конце 1930-х гг., и тогда же Старокадомский завершил свою карьеру концертирующего органиста. однако искусство Рамина, и особенно, его интерпретации произведений Баха, оказали заметное воздействие на советских музы кантов в 1950-х гг., особенно после гастролей Рамина в Ленинграде и Москве в 1954 гг., вскоре после смерти Старокадомского. некоторые проблемы исполнения произведений Баха, затронутые в письмах Рамина к Старокадомскому, остаются актуальными и в наше время — особенно это касается тембровой реализации «Искусства фуги» и «музыкального приношения».
Ключевые слова: Гюнтер Рамин, Михаил Леонидович Старокадомский, Иоганн Себастьян Бах, орган, «Искусство фуги», хоральные прелюдии
Для цитирования: Кириллина Л. В. Проблемы исполнения произведений И. С. Баха в письмах Г. Рамина к М. Л. Старокадомскому // Opera musicologica. 2024. Т. 16. № 4. С. 226–250. https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.4.011
Статья поступила в редакцию: 02.09.2024; одобрена после рецензирования: 09.09.2024; принята к публикации: 18.09.2024; опубликована: 12.11.2024.
Список источников
[1] Будкеев 2004 — Будкеев С. А. Ф. Гедике — органист (исполнитель, педагог, композитор): учеб. пособие для студентов вузов. Изд. 2-е, испр., доп. Барнаул: Издательство БГПУ, 2004. 491 с.
[2] Каретников 2011 — Каретников Н. Темы с вариациями: рассказы. Москва: Cor pus, 2011. 272 c.
[3] Кириллина 2021 — Кириллина Л. Михаил Старокадомский — органист // органное искусство: Сб. трудов конференции «Гнесинские органные чтения», 26–27 ноября 2020. Вып. 3. Москва: РАМ им. Гнесиных, 2021. С. 42–53.
[4] Хармс 1992 — Хармс Д. «Боже, какая ужасная жизнь и какое ужасное у меня состояние». Записные книжки. Письма. Дневники / сост., вступ. слово и послесловие В. Глоцера // Новый мир. 1992. № 2. С. 192–224.
[5] Юдина 2006 — Юдина М. В. Высокий стойкий дух. Переписка 1918–1945. Москва: Российская политическая энциклопедия, 2006. 656 с.
[6] Юдина 2008 — Юдина М. В. Жизнь полна Смысла: переписка 1956–1959 гг. Москва: РОССПЭН, 2008. 598 с.
[7] Jullander 2011 — Jullander S. Zur Musik In Der Frühen Orgelbewegung // Die Orgel Zwischen Gestern Und Morgen. Bericht über das zehnte Colloquium der Walcker Stiftung für orgelwissenschaftliche Forschung 23–25. September 2003 in Siegen. Hrsg. H. J. Busch, R. Eberlein. Veröffentlichungen der Walcker-Stiftung. Bd. 18. Köln, 2011. S. 66–88.
[8] Loos 2013 — Loos H. Die „Leipziger Schule“. Zur Geschichte der Kirchenmusik im 20. Jahrhundert // Muzikologija. 2013. № 15. S. 147–168.
[9] Schindler 1928 — Schindler H. 16. Deutsches Bachfest vom 20–23. Sept. in Kassel // Musica Sacra. 1928. № 11. S. 350–351.
Original article
Problems of Performing Works by Johann Sebastian Bach
in G. Ramin’s Letters to M. L. Starokadomsky
Author
Larissa V. Kirillina
Moscow State Tchaikovsky Conservatory, Moscow, Russia
larissa_kir@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-5225-5641
Abstract
The Soviet organist and composer Mikhail Leonidovich Starokadomsky (1901 1954) was a long-time friend of the outstanding German organist and conductor Günther Ramin (1898–1956). They met in 1927 during Starokadomsky’s internship in Germany and corresponded for several years thereafter. Ramin was Starokadomsky’s teacher, but treated him as a respected colleague and family friend. Ramin’s letters, preserved in Starokadomsky’s archive at the Russian State Archive of Music in Moscow, touch on important questions re garding the performance of Johann Sebastian Bach’s music, especially the organ chorale pre ludes and The Art of the Fugue. The long letter of 15 May 1928 is published here for the first time in its entirety, including facsimiles. Contacts between the two musicians broke off in the late 1930s for external reasons, at which time Starokadomsky ended his career as a con cert organist. However, Ramin’s art, and especially his interpretations of Bach’s works, had a noticeable influence on Soviet musicians in the 1950s, especially after Ramin’s tour of Le ningrad and Moscow in 1954, shortly after Starokadomsky’s death. Some of the problems of performing Bach’s works raised in Ramin’s letters to Starokadomsky are still relevant today — especially the timbral implementation of The Art of the Fugue and The Musical Offering.
Keywords: Günther Ramin, Mikhail L. Starokadomsky, Johann Sebastian Bach, organ, The Art of Fugue, choral preludes
For citation: Kirillina, Larissa V. Problems of Performing Works by Johann Sebastian Bach in G. Ramin’s Letters to M. L. Starokadomsky. Opera musicologica. 2024. Vol. 16, no. 4. Р. 226–250. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.4.011
The article was submitted: 02.09.2024; approved after reviewing: 09.09.2024; accepted for pu blication: 18.09.2024; published: 12.11.2024.
References
[1] Budkeev, Sergey. (2004). A. F. Goedicke — organist (ispolnitel’, pedagog, kompozitor) [Alexander Goedicke — organist (performer, teacher, composer)]: Study guide manu al for university students. 2 Ed. Barnaul: Izdatel’stvo BGPU, 491 p. (in Russian).
[2] Karetnikov, Nikolai (2011). Temy s variatsiyami: rasskazy [Themes with variations: Stories]. Moscow: Corpus, 2011. 272 р. (in Russian).
[3] Kirillina, Larissa (2021). “Mikhail Starokadomsky — organist” [“Mikhail Starokadom sky — organist”]. In Organnoe iskusstvo: Sbornik trudov konferentsii “Gnesinskie or gan nye chteniya”, 26–27 noyabrya 2020 [Organ art: Collection of proceedings of the conference “Gnesin Organ Readings”, November 26–27, 2020]. Iss. 3. Moscow, рр. 42–53 (in Russian).
[4] Kharms, Daniil (1992). “ ‘Bozhe, kakaya uzhasnaya zhizn’ i kakoe uzhasnoe u menya sostoyanie’. Zapisnye knizhki. Pis’ma. Dnevniki” [“ ‘God, what a terrible life and what a terrible condition I have’. Notebooks. Letters. Diaries”], compilation, introduction and afterword by Vladimir Glotser. In Novyy mir [The new world]. 1992. No. 2, рр. 192–224 (in Russian).
[5] Yudina, Maria (2006). Vysokiy stoykiy dukh. Perepiska 1918–1945 [High steadfast spirit. Correspondence 1918–1945]. Moscow: Rossiyskaya politicheskaya entsiklopediya, 656 р. (in Russian).
[6] Yudina, Maria (2008). Zhizn’ polna Smysla: Perepiska 1956–1959 [Life is full of meaning: the correspondence 1956–1959]. Moscow: ROSSPEN, 598 р. (in Russian).
[7] Jullander, Sverker (2011). „Zur Musik in der frühen Orgelbewegung“. In Die Orgel zwischen Gestern und Morgen. Bericht über das zehnte Colloquium der Walcker-Stiftung für orgelwissenschaftliche Forschung. 23–25. September 2003 in Siegen, Hrsg. von H. J. Busch, R. Eberlein. Veröffentlichungen der Walcker-Stiftung. Bd. 18. Köln, S. 66–88.
[8] Loos, Helmut (2013). “Die „Leipziger Schule”. Zur Geschichte der Kirchenmusik im 20. Jahrhundert” In Muzikologija. 2013. No. 15. S. 147–168.
[9] Schindler, Hans 16. „Deutsches Bachfest vom 20–23. Sept. in Kassel“. In Musica sacra. 1928. No. 11. S. 350–351.