Роль мультиинструментализма в обучении и практике военного дирижера

Научная статья

doi: https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.3.008

Роль мультиинструментализма в обучении и практике военного дирижера

Авторы

Артур Иванович Галухин

Военный университет имени князя Александра Невского Министерства обороны Российской Федерации, Москва, Россия
agaluhin@bk.ru, https://orcid.org/0009-0002-1681-3455

Александр Викторович Звонов

Военный университет имени князя Александра Невского Министерства обороны Российской Федерации, Москва, Россия
tubazvon@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-3080-0696

Аннотация

Мультиинструментализм (полиинструментализм) — явление в музыкальной исполнительской практике весьма распространенное, однако оно незаслуженно обделено вниманием в сфере профессионального обучения музыкантов-исполнителей и дирижеров. Между тем, освоение исполнителем очередного музыкального инструмента, познание до сих пор неисследованной им сферы музыкальной науки представляются наиболее эффективными способами погружения в музыкальное искусство, а вместе с тем и самовыражения личности. В статье рассматривается положительное влияние системы обучения мультиинструментализму на процесс становления руководителя оркестра или музыканта-исполнителя. На примере указанной проблемы в статье освещаются дополнительные векторы становления профессии военного дирижера.

Ключевые слова: дирижирование, мультиинструментализм, полиинструментализм, военный дирижер

Для цитирования: Галухин А. И., Звонов А. В. Роль мультиинструментализма в обучении и практике военного дирижера // Opera musicologica. 2024. Т. 16. № 3. С. 146–158. https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.3.008

Статья поступила в редакцию: 18.09.2023; одобрена после рецензирования: 15.10.2023; принята к публикации: 20.06.2024; опубликована: 10.09.2024.

Список источников

[1] Батищев 2019 — Батищев И. В. Инструменты военного духового оркестра: учебник. Москва: Военный университет, 2019. 107 с.

[2] Бодина 2009 — Бодина Е. А. История музыкального образования: учебное пособие. Москва: Московский городской педагогический университет, 2009. 164 с.

[3] Вдов 1999 — Вдов А. Ф. Значение инструмента военного оркестра в практической деятельности военного дирижера // Материалы научно-теоретической конференции «Военная музыка в истории России» / Военно-дирижерский факультет при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. Москва, 1999. С. 25–30.

[4] Гарбазей 2015 — Гарбазей И. Н. Методика обучения игре на инструментах военного духового оркестра: учебник. Москва: Военный институт (военных дирижеров) Военного университета, 2015. 408 с.

[5] Иванов-Радкевич 1973 — Иванов-Радкевич А. П. О воспитании дирижера. Москва: Музыка, 1973. 75 с.

[6] Кабкова, Богданов, Михайлова 2018 — Кабкова Е. П., Богданов М. Г., Михайлова Д. С. Электронный клавишный музыкальный инструмент: методические рекомендации для преподавания учебного предмета Музыка с активным развивающим компонентом в системе начального общего образования. Москва: Музыка, 2018. 45 с.

[7] Каннерштейн 1972 — Каннерштейн М. M. Вопросы дирижирования. Москва: Музыка, 1972. 253 с.

[8] Мусин 1987 — Мусин И. A. О воспитании дирижера. Очерки. Ленинград: Музыка, 1987. 247 c.

[9] Таникова 2008 — Таникова Е. С. Мультиинструментализм в традиционной музыке мари: к постановке проблемы // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 80. С. 328–332.

[10] Тутунов 2005 — Тутунов В. И. История военной музыки России: учебник / общ. ред. Аксенов Е. С. Москва: Музыка, 2005. 496 с.

[11] Якушев 2022 — Якушев И. В. Работа военного дирижера с музыкально-творческими коллективами при выполнении специальных задач за пределами Российской Федерации // Актуальные вопросы исполнительства и методики обучения игре на духовых и ударных инструментах: Материалы Всероссийской межвузовской научно-практической конференции (Москва, 21 апреля 2022 года) / отв. ред. И. В. Батищев, С. В. Кириллов, Р. Г. Лаптев, А. М. Понькина. Москва: Военный университет, 2022. C. 145–150.

Original article

The Purpose of Multi-Instrumentalism in the Training and Practice of a Military Conductor

Authors

Artur I. Galukhin

Prince Alexander Nevsky Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Russia
agaluhin@bk.ru, https://orcid.org/0009-0002-1681-3455

Alexander V. Zvonov

Prince Alexander Nevsky Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Russia
tubazvon@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-3080-0696

Abstract

Multiinstrumentalism (poly-instrumentalism) is a common practice in the field of professional training of musicians and conductors, but little attention is paid to it. Meanwhile, the mastering of another musical instrument by the performer, the knowledge of the unexplored part of musical science by him are the most effective ways of studying musical art, and at the same time self-expression of the individual. The article examines the positive impact of the multi-instrumentalism teaching system on the learning process of an orchestra leader or a performing musician. Using the example of the problem of multi instrumentalism, the article highlights additional ways of becoming a military conductor.

Keywords: conducting, multi-instrumentalism, poly-instrumentalism, military conductor

For citation: Galukhin, Artur I. & Zvonov, Alexander V. The Purpose of Multi-Instrumentalism in the Training and Practice of a Military Conductor. Opera musicologica. 2024. Vol. 16, no. 3. Р. 146–158. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.3.008

The article was submitted: 18.09.2023; approved after reviewing: 15.10.2023; accepted for publication: 20.06.2024; published: 10.09.2024.

References

[1] Batishchev, Igor V. (2019). Instrumenty voennogo dukhovogo orkestra [Instruments of the military brass band]: textbook. Moscow: Voennyy universitet, 107 p. (in Russian).

[2] Bodina, Elena A. (2009). Istoriya muzykal’nogo obrazovaniya [History of music education]: textbook. Moscow: Moskovskiy gorodskoy pedagogicheskiy universitet. 164 p. (in Russian).

[3] Vdov, Anatoly F. (1999). “Znachenie instrumenta voennogo orkestra v prakticheskoy deyatel’nosti voennogo dirizhera” [“The significance of the instrument of a military orchestra in the practical activity of a military conductor”]. In Materialy nauchno-teoreticheskoy konferentsii “Voennaya muzyka v istorii Rossii” [Materials of the scientific and theoretical conference “Military music in the history of Russia”]. Moscow, pp. 25–30 (in Russian).

[4] Garbazei, Ilya N. (2015). Metodika obucheniya igre na instrumentakh voennogo dukhovogo orkestra [Methods of teaching playing instruments of a military brass band]: textbook. Moscow: Voennyy institut (voennykh dirizherov) Voennogo universiteta. 408 p. (in Russian).

[5] Ivanov-Radkevich, Aleksandr P. (1973). O vospitanii dirizhera [About the education of a conductor]. Moscow: Muzyka. 75 p. (in Russian).

[6] Kabkova, Elena P.; Bogdanov, Mikhail G. & Mikhaylova, Dar’ya S. (2018). Elektronnyy klavishnyy muzykal’nyy instrument: metodicheskie rekomendatsii dlya prepodavaniya uchebnogo predmeta Muzyka s aktivnym razvivayushchim komponentom v sisteme nachal’nogo obshchego obrazovaniya [Electronic keyboard musical instrument: methodological recommendations for teaching the subject of Music with an active developmental component in the system of primary general education]. Moscow: Muzyka. 45 p. (in Russian).

[7] Kannerstein, Mikhail M. (1972). Voprosy dirizhirovaniya [Conducting issues]. Moscow: Muzyka, 253 p. (in Russian).

[8] Musin, Ilya А. (1987). O vospitanii dirizhera. Ocherki [About the education of a conductor. Essays]. Leningrad: Muzyka: Leningradskoe otdelenie, 247 p. (in Russian).

[9] Tanikova, Elena S. (2008). “Mul’tiinstrumentalizm v traditsionnoy muzyke mari: k postanovke problem” [“Multiinstrumentalism in traditional Mari music: towards the formulation of the problem”]. In Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Herzena [Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences]. 2008. No. 80, рр. 328–332 (in Russian).

[10] Tutunov, Vladimir I. (2005). Istoriya voennoy muzyki Rossii [History of Military music of Russia]: textbook, general editing by Evgeniy S. Aksyonov. Moscow: Muzyka. 496 p. (in Russian)

[11] Yakushev, Igor V. (2022). “Rabota voennogo dirizhera s muzykal’no-tvorcheskimi kollektivami pri vypolnenii spetsial’nykh zadach za predelami Rossiyskoy Federatsii” [“The work of a military conductor with musical and creative collectives when performing special tasks outside the Russian Federation”]. In Aktual’nye voprosy ispolnitel’stva i metodiki obucheniya igre na dukhovykh i udarnykh instrumentakh [Current issues of performance and methods of teaching playing wind and percussion instruments]: Materials of the All-Russian Interuniversity Scientific and Practical Conference (Moscow, April 21, 2022), executive editors Igor V. Batishchev, Sergey V. Kirillov, Roman G. Laptev, Antonina M. Pon’kina. Moscow: Voennyy universitet, рр. 145–150 (in Russian).

Скачать pdf  .