Научная статья
doi: https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.2.003
История отечественной музыкальной фольклористики глазами Е. В. Гиппиуса:
к 120-летию со дня рождения ученого
Автор
Ольга Алексеевна Пашина
Государственный институт искусствознания, Москва, Россия
pash@sias.ru, https://orcid.org/0000-0003-4189-5835
Аннотация
Статья посвящена воззрениям выдающегося исследователя народной музыки Евгения Владимировича Гиппиуса (1903–1985) на историю отечественной музыкальной фольклористики. Он считал важным изучение не только народной музыки как таковой, но и науки о музыкальном фольклоре, ибо это проливает свет на причины интереса к нему в определенные периоды прошлого, а также на эволюцию взглядов ученых. На основе анализа сборников народных песен конца XVIII — начала XX в., в которых отразилась позиция собирателей по отношению к народной песне, а также теоретических работ предшественников он выделил в рамках обозначенного времени три периода собирания и изучения музыкального фольклора в России. Критериями для периодизации послужили различия в типах сборников народных песен, появлявшихся на разных исторических этапах. Творческое, но одновременно и критическое отношение Гиппиуса к трудам ученых более раннего времени позволяло ему в научном диалоге с ними вырабатывать собственные методологические подходы к изучению музыкального фольклора, являющегося, по мнению Гиппиуса, частью общей истории музыки, которую можно исследовать только в контексте эволюции социальных отношений и человеческого мышления.
Ключевые слова: Евгений Владимирович Гиппиус, история фольклористики, периодизация, сборники народных песен, теоретические труды, методология
Для цитирования: Пашина О. А. История отечественной музыкальной фольклористики глазами Е. В. Гиппиуса: к 120-летию со дня рождения ученого // Opera musicologica. 2024. Т. 16. № 2. С. 42–59. https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.2.003
Статья поступила в редакцию: 28.10.2023; одобрена после рецензирования: 20.11.2023; принята к публикации: 25.03.2024; опубликована: 14.05.2024.
Список источников
[1] Гиппиус 1948 — Гиппиус Е. О русской народной подголосочной полифонии в конце XVIII — начале XIX века // Советская этнография. 1948. № 2. С. 86–104.
[2] Гиппиус 1979 — Двадцать русских народных песен в ранних звукозаписях Е. Линёвой, М. Пятницкого, З. Эвальд, Е. Гиппиуса 1897–1935 / составление, нотирование и общая редакция Е. В. Гиппиуса. Москва: Советский композитор, 1979. 68 с.
[3] Гиппиус 2003 — Гиппиус Е. В. Обзор важнейших сборников музыкальных записей русских народных песен с 60-х годов XVIII века до начала ХХ века // Материалы и статьи: К 100-летию со дня рождения Е. В. Гиппиуса / ред.-сост. Е. А. Дорохова, О. А. Пашина. Москва: Композитор, 2003. С. 59–111.
[4] Дорохова, Пашина 2003 — Дорохова Е. А., Пашина О. А. Жизненный и творческий путь Е. В. Гиппиуса // Материалы и статьи: К 100-летию со дня рождения Е. В. Гиппиуса / ред.-сост. Е. А. Дорохова, О. А. Пашина. Москва: Композитор, 2003. С. 7–16.
[5] Дорохова, Пашина 2003а — Дорохова Е. А., Пашина О. А. Научная проблематика исследований Е. В. Гиппиуса // Материалы и статьи: К 100-летию со дня рождения Е. В. Гиппиуса / ред.-сост. Е. А. Дорохова, О. А. Пашина. Москва: Композитор, 2003. С. 17–58.
[6] Серов 1936 — Серов А. Н. Русская народная песня как предмет науки // Советская музыка. 1936. № 10 (39). С. 16–42.
[7] Серов 1990 — Серов А. Н. Музыка, музыкальная наука, музыкальная педагогика // Серов А. Н. Статьи о музыке: в 7 вып. Вып. 6: 1863–1866 / cост. и коммент. В. В. Протопопова. Москва : Музыка, 1990. С. 176–211.
[8] Сокальский 1888 — Сокальский П. П. Русская народная музыка, великорусская и малорусская в ее строении мелодическом и ритмическом и отличия ее от современной гармонической музыки. Харьков: Типография Адольфа Дарре, 1888. 368 с.
Original article
History of Russian Musical Folklore Studies through the Eyes of Eugene W. Hippius:
To the 120th Anniversary of the Scientist’s Birth
Author
Olga А. Pashina
State Institute for Art Studies, Moscow, Russia
pash@sias.ru, https://orcid.org/0000-0003-4189-5835
Abstract
The article is devoted to the views of the outstanding researcher of folk music Eugene W. Hippius (1903–1985) on the history of Russian musical folklore studies. He considered it important to study not only folk music as such, but also the history of the science of musical folklore, because this sheds light on the reasons for interest in it in certain historical periods, as well as on the evolution of scientists’ views thereon. Based on the analysis of collections of folk songs of the late 18th — early 20th centuries, which reflected the position of the collectors in relation to folk songs, as well as the theoretical works of his predecessors, he identified three periods of collecting and studying musical folklore in Russia within the designated time frame. The criteria for periodization were differences in the types of collections of folk songs that appeared at different historical stages. Нippius’s both creative and critical attitude to the works of his predecessors allowed him, in a scientific dialogue with them, to develop his own methodological approaches to the study of musical folklore. At the same time, the scientist believed that musical folklore is part of the history of music, which can only be studied in the context of social history and evolution of human thinking.
Keywords: Eugene W. Hippius, history of collecting and studying musical folklore, periodization, collections of folk songs, theoretical works, methodology
For citation: Pashina, Olga А. History of Russian Musical Folkloristics through the Eyes of Eugene W. Hippius: To the 120th Anniversary of the Scientist’s Birth. Opera musicologica. 2024. Vol. 16, no. 2. Р. 42–59. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.2.003
The article was submitted: 28.10.2023; approved after reviewing: 20.11.2023; accepted for publication: 25.03.2024; published: 14.05.2024.
References
[1] Hippius, Eugene W. (1948). “O russkoy narodnoy podgolosochnoy polifonii v kontse XVIII — nachale XIX veka” [“About Russian folk polyphony in the late 18th — early 19th centuries”]. In Sovetskaya etnografiya [Soviet Ethnography]. 1948. No. 2, рр. 86–104 (in Russian).
[2] Hippius, Eugene W. (1979). Dvadtsat’ russkikh narodnykh pesen v rannikh zvukozapisyakh E. Linyоvoy, M. Pyatnitskogo, Z. Ewald, E. Hippiusa 1897–1935 [Twenty Russian folk songs in early sound recordings by Evgeniya Linyоva, Mitrofan Pyatnitsky, Zinaida Ewald, Eugene Hippius], compilation, notation and general editing by Eugene Hippius. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 68 р. (in Russian).
[3] Hippius, Eugene W. (2003) — “Obzor vazhneyshikh sbornikov muzykal’nykh zapisey russkikh narodnykh pesen s 60-kh godov XVIII veka do nachala XX veka” [“Review of the most important collections of musical recordings of Russian folk songs from the 60s of the 18th century to the beginning of the 20th century”] In Materialy i stat’i: k 100-letiyu E. W. Hippiusa [Materials and articles: for the Eugene W. Hippius’ 100th anniversary], editors-compilers Yekaterina А. Dorokhova, Оlga А. Pashina. Moscow: Kompozitor, рр. 59–111 (in Russian).
[4] Dorokhova, Yekaterina A. & Pashina, Olga A. (2003). “Zhiznennyy i tvorcheskiy put’ E. V. Hippiusa” [“The life and creative path of Eugene W. Hippius”] In Materialy i stat’i: k 100-letiyu E. W. Hippiusa [Materials and articles: for the Eugene W. Hippius’ 100th anniversary], editors-compilers Yekaterina А. Dorokhova, Оlga А. Pashina. Moscow: Kompozitor, pp. 7–16 (in Russian).
[5] Dorokhova, Yekaterina A. & Pashina, Olga A. (2003a). “Nauchnaya problematika issledovaniy E. V. Hippiusa” [“Scientific problems of research by Eugene W. Hippius”] In Materialy i stat’i: k 100-letiyu E. W. Hippiusa [Materials and articles: for the Eugene W. Hippius’ 100th anniversary], editors-compilers Yekaterina А. Dorokhova, Оlga А. Pashina. Moscow: Kompozitor, рр. 17–58 (in Russian).
[6] Serov, Alexander N. (1936). “Russkaya narodnaya pesnya kak predmet nauki” [“Russian folk song as a subject of science”] In Sovetskaya muzyka [Soviet Music]. 1936. No. 10 (39), рр. 16–42 (in Russian).
[7] Serov, Alexander N. (1990). “Muzyka, muzykal’naya nauka, muzykal’naya pedagogika” [“Music, music science, music pedagogy”] In Alexander N. Serov, Stat’i o muzyke [Articles about music]: in 7 iss. Issue 6: 1863–1866, compilation and comments by Vladimir V. Protopopov. Moscow: Muzyka, рр. 176–211 (in Russian).
[8] Sokalsky, Petro P. (1888). Russkaya narodnaya muzyka, velikorusskaya i malorusskaya v yeye stroyenii melodicheskom i ritmicheskom i otlichiya yeye ot sovremennoy garmonicheskoy muzyki [Russian folk music, Great Russian and Little Russian in its melodic and rhythmic structure and its differences from modern harmonic music]. Kharkiv: Tipografiya Adol’fa Darre, 368 p. (in Russian).