Опубликована партитура «Погребальной песни» Игоря Стравинского

В середине апреля крупнейшее международное музыкальное издательство Boosey and Hawkes Music Publishers Ltd (UK, London) в сотрудничестве с Санкт-Петербургской консерваторией выпустило в свет партитуру «Погребальной песни» ор. 5 Игоря Стравинского:
IGOR STRAVINSKY. Funeral Song / Preface and Editorial Note of Natalia Braginskaya, Boosey & Hawkes: London, 2017. HPS 1592. 32+XII p.
(Hawkes Pocket Scores series)
http://www.boosey.com/shop/ucat/Stravinsky-Funeral-Song/101427

С изданием партитуры достигла своей логической кульминации двухлетняя история возвращения из небытия сочинения, задуманного молодым Стравинским как мемориальное приношение учителю, Н. А. Римскому-Корсакову. Новая жизнь симфонической пьесы, считавшейся безвозвратно утраченной после единственного исполнения в 1909 году, началась с обнаружения ее рукописных оркестровых голосов в библиотеке Петербургской консерватории: счастливая находка произошла ранней весной 2015 года благодаря объединенным усилиям проректора по научной работе Н. А. Брагинской и библиотекаря И. Ю. Сидоренко.
Последующие этапы возрождения неизвестного опуса включали его первую научную презентацию 4 сентября 2015 http://www.conservatory.ru/node/3524; стремительное распространение сенсационной новости в мировом культурном пространстве, начавшееся с публикаций в газетах The Guardian, Известия, The New York Times, Le Figaro; кропотливый процесс реконструкции партитуры, выполненной выпускником Петербургской консерватории Ю. М. Акбальканом (класс профессора С. М. Слонимского) под научным руководством Н. А. Брагинской.
C ноября 2015-го в течение года Консерватория вела беспрецедентные переговоры с официальными представителями наследников И. Ф. Стравинского об условиях использования нотных материалов «Погребальной песни» в соответствии с международными нормами авторского права, в том числе обсуждались первое исполнение, издание и последующая концертная судьба уникального сочинения.
Успешное завершение переговоров привело к подписанию двустороннего соглашения между Санкт-Петербургской консерваторией и издательством Boosey and Hawkes; процедура подписания состоялась в кабинете ректора А. Н. Васильева 30 ноября 2016. Сразу после этой акции руководство издательства санкционировало размещение на официальном сайте Boosey and Hawkes детальной информации о «Погребальной песне» http://www.boosey.com/cr/news/Stravinsky-s-rediscovered-Funeral-Song-res.... Не говоря о том, что вступление договора в силу окончательно узаконило сам факт мировой премьеры сочинения в исполнении симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева 2 декабря 2016 года в Санкт-Петербурге (эксклюзивные нотные материалы были предоставлены Санкт-Петербургской консерваторией), а также последующую полнокровную жизнь ор. 5 Стравинского на концертных сценах планеты. Уже с января 2017 года пьеса начала активно входить в репертуар ведущих оркестров и знаменитых дирижеров, среди них Владимир Юровский, Шарль Дютуа, Эса-Пекка Салонен, сэр Саймон Рэттл, Рикардо Шайи и многие другие. В настоящий момент число записей на официальном сайте Boosey & Hawkes в календаре исполнений «Погребальной песни», как уже состоявшихся, так и грядущих, приближается к пятидесяти:
http://www.boosey.com/cr/news/Stravinsky-s-107-year-old-Funeral-Song-to-...
http://www.boosey.com/pages/cr/calendar/perf_results.asp?musicid=103097
http://www.boosey.com/pages/cr/calendar/perf_results.asp?pg=2&musicid=10...

В минувшем мае, в соответствии с условиями договора, опубликованная партитура «Погребальной песни» была доставлена из Лондона в Санкт-Петербургскую консерваторию; на заседании Ученого совета 20 июня 2017 года ректор А. Н. Васильев торжественно передал экземпляр партитуры в консерваторскую библиотеку.
Партитура «Погребальной песни» содержит Предисловие и Текстологические комментарии Н. А. Брагинской; текст Предисловия напечатан на трех языках — английском, французском и немецком; английский перевод выполнен Стивеном Уолшем. В завершении Предисловия Н. А. Брагинская приносит благодарность Ирине Сидоренко и Юрию Акбалькану, консультантам — профессорам Петербургской консерватории А. И. Климовицкому и И. А. Тищенко, профессору Джульярдской школы Юджину Левинзону, профессору Университета Кардиффа Стивену Уолшу, а также считает своим приятным долгом поблагодарить за неоценимый вклад в организацию и подготовку первой в истории публикации «Погребальной песни» Стравинского ректора Санкт-Петербургской консерватории А. Н. Васильева; сотрудников издательства Boosey and Hawkes — управляющего директора Дженис Сускинд и главного редактора Джеймса Эглстона; внука композитора, Джона Стравинского; Маэстро Валерия Гергиева.
На обороте титула в издании партитуры, помимо знака копирайта Санкт-Петербургской консерватории, есть важная надпись («Publisher’s Note»): от имени международной музыкальной общественности издательство выражает признательность сотрудникам Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова «за волнующее открытие утерянной пьесы, за кропотливый труд по восстановлению партитуры; благодаря их неустанным усилиям, opus 5 Стравинского опубликован, услышан широкой публикой и теперь доступен для изучения специалистами по всему миру».


Чествование И.Ю. Сидоренко во время доклада Н.А. Брагинской о «Погребальной песне» на симпозиуме IMS «Работа над собранием сочинений композиторов». В первом ряду – И.А. Шостакович и Л.Г. Ковнацкая. Зеленый зал Российского института истории искусств, 4.09.2017.



Композитор Юрий Акбалькан http://en.remusik.org/akbalkan/



Управляющий директор издательства Boosey and Hawkes Дж. Сускинд и ректор Санкт-Петербургской консерватории А.Н. Васильев подписывают договор между Консерваторией и Издательством об использовании материалов «Погребальной песни». Санкт-Петербургская консерватория, 30.11.2016.



Выступление ректора А.Н. Васильева и проректора Н.А. Брагинской перед премьерой «Погребальной песни». Концертный зал Мариинского театра, 2.12.2016.



Маэстро Валерий Гергиев после первого исполнения «Погребальной песни» – с реконструированной партитурой, предоставленной Консерваторией. Концертный зал Мариинского театра, 2.12.2016.



Н.А. Брагинская и гл. редактор издательства Boosey and Hawkes Дж. Эглстон в ходе подготовки партитуры «Погребальной песни» к публикации. Головной офис Издательства: Лондон, Aldwych House, 17.02.2017.