ДАВИДОВСКИЙ (Давыдовский), Григорий Митрофанович (Маркович, Михайлович) (7/19 января 1866, с. Мельня Конотопского (Кролевецкого) уезда Черниговской губернии Российской империи, ныне Украина – 13.04.1952, Полтава Полтавской губернии, ныне Украина) — хоровой дирижер, певец, композитор, педагог. Заслуженный артист Украинской ССР (1951).
Родился в семье приходского священника. Начальное музыкальное образование получил дома, занимаясь со старшим братом Иваном, скрипачом и дирижером. С юности был увлечен искусством хорового пения. Окончил Черниговскую духовную семинарию (1887). Организовал старейший украинский самодеятельный хоровой коллектив в с. Мельня (1888, ныне Сумская обл. Украины). Служил в акцизном ведомстве в Лодзи.
Поступил в Консерваторию в кл. игры на виолончели И. И. Зейферта (1891–1892). Затем перевелся на дирижерское отделение. Изучал теоретические предметы под руководством Н. А. Римского-Корсакова (1895/1896, кл. гармонии) и А. К. Лядова. Во время обучения в Консерватории, стал руководителем созданного им хора рабочих и служащих петербургского Александровского чугунолитейного завода, с которым успешно концертировал (1892–1896). Выступил с этим коллективом на торжественном открытии нового здания Консерватории перед учащимися и профессурой (1896), после чего получил задание организовать хор из студентов консерватории. В период обучения написал одно из самых популярных своих произведений — сюиту «Бандура» на темы украинских народных песен, записанных им на Черниговщине (1896).
Окончив Консерваторию как дирижер хора (1897), решил посвятить себя работе с вокалистами, для чего вновь поступил в консерваторию на вокальное отделение; окончил по кл. сольного пения у Е. И. Иванова-Смоленского (1902).
В Консерватории: преподаватель церковного пения, руководитель хора учащихся (1896–1900). Вел хоровой класс.
Помимо пения на богослужениях, церковный хор неоднократно выступал в Малом зале Консерватории. В программы концертов входили духовные сочинения, а также произведения П. И. Чайковского, М. И. Глинки, Д. С. Бортнянского, М. С. Березовского, А. Ф. Львова, Г. Я. Ломакина, А. Д. Шереметева, Е. С. Азеева, Ц. А. Кюи, А. Г. Рубинштейна, Н. А. Римского-Корсакова, Н. Ф. Соловьёва, Э. Ф. Направника и других русских композиторов, а также русские и украинские народные песни. Об успехе концертов свидетельствуют рецензии в периодической печати: «В течение нынешнего Великого поста заметно выделился церковный хор нашей консерватории, давший несколько концертов под управлением Г. М. Давидовского, ученика той же консерватории. Исполнение было действительно образцовое: г. Давидовский достиг прекрасного ансамбля и показал свои очень недюжинные регентские способности. В этом концерте была исполнена композиция самого молодого дирижера («Тебе поем»), очень недурной школы, которая показала в авторе также талант композиторский…» (Русская музыкальная газета. 1899. № 15–16. Стб. 478).
В числе нескольких десятков созданных Давидовским хоровых коллективов — народный хор из 600 рабочих обоего пола с разных фабрик за Невской заставой, рабочий хор при Лиговском Народном доме графини С. В. Паниной. Организовал «украинский» хор студентов различных учебных заведений Санкт-Петербурга, а также певчих Придворной певческой капеллы и церковных хоров (120 человек), с которым концертировал в пользу нуждающихся студентов (1899–1902) и участвовал во встрече французской эскадры (1902). В том же году был направлен во Францию для создания «русско-украинской» капеллы из французов и итальянцев. Успешно выступал в ряде французских городов как дирижер и как солист-вокалист.
Вернувшись в Россию, работал в качестве дирижера хоров в Санкт-Петербурге (с 1903), создал хоровые коллективы и преподавал вокал в музыкальном училище в Баку (1905–1906) и в Ростове-на-Дону (1908–1918). Гастролировал с ростовским хором по всей России от Карса до Архангельска. В 1907 году организовал хор из профессиональных музыкантов (ок. 50 человек). Рецензии на выступления хоров под руководством Давидовского неоднократно появлялись в Русской музыкальной газете (подробнее см.: Светозарова Е. Д. Хоровое пение в Петербургской консерватории (1862–1912). СПб., 2013. С. 119–120).
Создал свою систему организации и методики хормейстерской работы.
Вел хоровые дисциплины в Киевском музыкально-драматическом институте имени Н. В. Лысенко (1917–1919). Читал лекции на дирижерских курсах в Житомире, Кобеляках и Виннице (1919–1921), в Корсунском музыкальном училище, в Лубнах (1924). Руководил регентскими классами при музыкальном училище в Ростове-на-Дону. Работал в капельмейстерском классе при военной академии имени М. В. Фрунзе в Москве (1933–1934). Руководил хорами в Москве (1938–1941). С хором Всесоюзного радиокомитета выезжал в Великобританию, Францию, Германию, Италию, Китай, Венгрию, Сербию, Финляндию и Чехию. Дал более трех тысяч концертов и оперных спектаклей.
Среди наиболее известных сочинений Давидовского — хоры a capрella на тексты Т. Г. Шевченко и собственные слова, сюита на темы украинских народных песен «Кобза» (1910); поэмы «Украина» (1911), «Заповит» (сл. Т. Г. Шевченко, 1926), «Победа» (1944), «Закарпатська Украіна» (1950), «Крейсер "Красный Крым"» и другие. Ему принадлежат хоровые сюиты-фантазии «Кубань», «Венок из украинских народных песен», духовные хоры, а также обработки украинских, польских, русских, румынских, мордовских народных песен (всего около 80).
С 1945 года жил в Полтаве, где руководил Полтавской хоровой капеллой.
Цитируемая литература
Русская музыкальная газета. 1899. № 15–16. Стб. 478;
Светозарова Е. Д. Хоровое пение в Петербургской консерватории (1862–1912). СПб., 2013. С. 119–120.
Нотография
Lenn a csermely pallojan Vegyeskarra a capella. [Budapest], 1953. 2 с. Прим.: пер. с болг. «На бережку у ставка»; Пiд згуки рiдноi пiснi: музична драма на 2 дii: клавир с пением и мелодекламацией / муз i лiбретто Гр. Давидовського. Ростов н/Д., [б. г.] 86 с.; Украiна: посвящается памяти Тараса Шевченко: поэма для смешан. хора a capella / Гр. Давидовский; сл. Т. Г. Шевченко. Ростов н/Д., [б. г.] 13 с.; Езуiти: поема про сопрано аbо тенора solo та мiшан хору a capella / слова Т. Шевченка; муз. Гр. Давидовського. Ростов н/Д., [б. г.] 5 парт.; «Милость мира» и «Тебе поем»: для смеш. хора без сопровожд. Ростов н/Д., 1903. 4 парт. (8 с. разд. паг.); О всепетая Мати: для смеш. хора без сопровожд. Ростов н/Д., ценз. 1903. 1 партит. (5 с.), 4 парт. (4 с. разд. паг.); Благочестивейшаго: для хора без сопровожд. Ростов н/Д., [1912]. 1 парт. (3 с.); В молитвах неусыпающую: для хора без сопровожд. Ростов н/Д., [1912]. 1 партит. (7 с.), 1 парт. (5 с.); Гимн царю-освободителю: для хора без сопровожд. / слова и муз. Гр. Давидовского. Ростов н/Д., [1912]. 1 партит. (4 с.), 4 парт. (9 с. разд. паг.); Ныне отпущаеши: (для тенора, альта или баса соло) и хора без сопровожд. Ростов н/Д., [1912]. 1 партит. (4 с.), 4 парт.; Сугубая эктения. Черниговская эктения: для хора без сопровожд. Ростов н/Д., [1912]. 1 партит. (3 с.), 1 парт. (3 с.); «Вальс коханне» iз опери «Перемога пiснi»: про мiшаний хор без сопровожд. Ростов н/Д., 1926. 3 с.; Заповiт: промiшаний хор без сопровожд. / слова Т. Шевченка; гармонiзацiя Гр. Давидовьского. Ростов н/Д., 1926. 3 с.; Запорожський марш iз опери «Перемога пiснi»: промiшаний хор без сопровожд. / Гр. Давидовський. Ростов н/Д., 1926. 3 с.; Кобза (продовження бандури): для хора без сопровожд.: фантазiя на украiнськi теми Гр. Давидовського. Ростов н/Д., 1926. 18 с.; Лубенська вiдьма: (про мiшаний хор без сопровожд.) / слова i муз. Гр. Давидовського. Ростов н/Д., 1926. 5 с.; Ночь. Из оперы «Конкурс песни»: для смеш. хора. Ростов н/Д., [1927]. 4 парт.; Ой, у лузi, лузi: народная пiсня iз опери «Перемога пiснi»: для тенора и смешан. хора без сопровожд. / Гр. Давидовський. Ростов н/Д., 1926. 3 с.; Роспач Iз опери «Смерть Мельниченка»: про мiшаний хор без сопровожд. / слова i муз. Гр. Давидовського. Ростов н/Д., 1926. 5 с.; Сюiта про хор. Закiнчення украiнскоi трилогii «Бандура – Кобза – Кубань»: a capella. Ростов н/Д., [1928]. 24 с.; Гандзя. М., 1955. 12 с.; Бандура: семь украинских народных песен / обработ. для смешан. хора без сопровожд. Гр. Давидовского; слова народные. М., 1959. 28 с.
Библиография
Сочинения: Организация хоровой художественной капеллы // Труды Московской регентско-певческой семинарии, 2002–2003. М., 2005. С. 376–378.
Литература: Михайлов Н. Юбилей Давидовского // Советская музыка. 1951. № 2. С. 64–65; Кауфман Л. С. Давидовский Григорий Митрофанович // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 2. М., 1974. Стб. 127. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/2362/Давидовский; Давидовский Григорий Митрофанович // Бернандт Г. Б., Ямпольский И. М. Кто писал о музыке: био-библиогр. сл. Т. 1. М., 1971. С. 259; Щербитко А. В. Выдающийся хормейстер и композитор Г. М. Давидовский (1866–1952) // Труды Московской регентско-певческой семинарии, 2002–2003. М., 2005. С. 361–376; Зацепина Т. М. Давидовский Григорий Митрофанович // Православная энциклопедия. Т. 13. М., 2006. С. 599–600; Светозарова Е. Д. Хоровое пение в Петербургской консерватории (1862–1912). СПб., 2013. С. 110–131. Прим.: О Давидовском Г. М. см. на с. 116–121; Давидовский Григорий Митрофанович // Биография.ру: биографическая энциклопедия. 2006–2014. URL: http://www.biografija.ru/biography/davidovskij-grigorij-mitrofanovich.htm; Давидовский Григорий Митрофанович // Сборник словарей, энциклопедий и справочников. Большая энциклопедия. 2003–2013. URL: http://glossword.info/index.php/term/24-entsiklopediya,83541-davidovskiij-grigoriij-mitrofanovich.xhtml.
Архивные источники
Личное дело Давидовского Григория Митрофановича. РГАЛИ. Ф. 675. Оп. 2. Ед. хр. 194. 136 л.; Письма Давидовского Григория Митрофановича к Р. М. Глиэру, 11 февраля 1940–1952. РГАЛИ. Ф. 2085. Оп. 1. Ед. хр. 635. 17 л.; Давидовский Григорий Митрофанович. «Иезуиты»: поэма для высокого голоса со смешанным хором / сл. Шевченко Т. Г. РГАЛИ. Ф. 2430. Оп. 1. Ед. хр. 805. 4 с.; Давидовский Григорий Михайлович (1866-1953) // Архивы России. Личные архивные фонды в государственных хранилищах СССР. 2001–2014. URL: http://www.rusarchives.ru/guide/lf_ussr/dav_der.shtml.
Иконография
Григорий Митрофанович Давидовский. Фото // Светозарова Е. Д. Хоровое пение в Петербургской консерватории (1862–1912). СПб., 2013. С. 81.
Н. Б. Селиверстова, Т. А. Акаскина, Л. П. Махова, 2014