БУЯНОВСКИЙ, Михаил Николаевич (21 сентября / 3 октября 1891, Санкт-Петербург – 4 марта 1966, Ленинград, ныне Санкт-Петербург) — валторнист, педагог. Заслуженный артист РСФСР (1939). Профессор (1926). Награжден Орденом Ленина (1954), медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1945), Знаком Министерства культуры СССР «За отличную работу» (1957). Брат С. Н. Буяновского, отец В. М. Буяновского.
Начальное музыкальное образование получил у своего отца Н. И. Буяновского, флейтиста придворного оркестра, и у скрипачей К. Михайловского (1898–1900) и М. С. Спасского (1900–1905). Перед поступлением в консерваторию занимался на валторне у М. Бураковича. С 1905 обучался по классу скрипки у А. Д. Резвецова и по классу валторны у Я. Д. Тамма. Окончил консерваторию как валторнист (1911), удостоен диплома на звание свободного художника и награжден малой золотой медалью (1912).
Работал в оркестре Итальянской оперы в театре консерватории: 4-й валторнист, затем 3-й (1907) и 1-й валторнист (1910–1912). В оркестре Императорского Русского музыкального общества: 2-й валторнист (1908/1909), 1-й валторнист (1909–1912, в некоторых источниках по 1911 или 1913).
Несколько летних сезонов играл в городах юга России: в Железноводске под управлением Ливена и М. А. Вольф-Израэля (1908 и 1910), в Екатеринославе под управлением Пергаменти (1909), в Ростове-на-Дону под управлением А. Б. Хессина и Шульца (1911 и 1913), на Сестрорецком курорте под управлением В. И. Сука (1912 и 1914).
Валторнист оркестра Театра музыкальной драмы (Большой зал Консерватории, сезон 1912/1913). В Мариинском театре (ГАТОБ имени С. М. Кирова): солист оркестра (1913–1954), член Художественного совета.
Преподавал игру на валторне и других медных духовых инструментах в Прогимназии (приюте) принца П. Г. Ольденбургского (1914–1917).
Во время Первой мировой и Гражданской войн, не прерывая работы в Мариинском театре, служил в военных оркестрах: рядовой музыкантской команды лейб-гвардии Финляндского полка (Петроград, 1914–1917), музыкант 43-го стрелкового батальона железнодорожной охраны (1919–1921), музыкант симфонического оркестра при Политотделе Балтийского флота (Петроград, с 1921, в некоторых источниках 1919–1921). Эксперт квалификационной комиссии Всесоюзного профессионального союза работников искусств (РАБИС, с 1919). 1-й валторнист симфонического оркестра Ленинградской государственной филармонии (1920–1926).
В Детской художественной школе (ДХШ) Кировского района (в некоторых источниках в ДМШ Ленинского района): преподаватель (1932[?]–1940), старший преподаватель (1940/1941 учебный год, 1944–1946).
В Музыкальной школе-десятилетке при консерватории: старший преподаватель (1936–1941, 1944–1957–?).
Во время Великой Отечественной войны был эвакуирован в вместе с ГАТОБом имени С. М. Кирова как артист оркестра в г. Молотов (ныне Пермь), где вел педагогическую работу в порядке шефства в духовом оркестре Военно-морского авиационного технического училища (1941–1944).
В Консерватории: преподаватель (1920–1926), преподаватель оркестрового отдела Рабфака (1930–1936[?]), профессор (1926–1942, 1944–1963, утверждено Государственным ученым советом в 1928, в некоторых источниках — в 1926), профессор-консультант (1963–1966) класса валторны оркестрового факультета, заведующий кафедрой медных духовых инструментов (1938–1942, утверждено в 1940; 1944–1952, утверждено в 1945), декан оркестрового факультета (1940/1941 учебный год, 1952–1956). Член Ученого совета.
Начал педагогическую деятельность как преемник и продолжатель традиций своего учителя, возглавив в консерватории класс Я. Д. Тамма после его отъезда в Эстонию (1920). Явился педагогом-новатором, одним из создателей современной методики преподавания игры на духовых инструментах. Стремился воспитывать не замкнутых на своем ремесле исполнителей, а разносторонних музыкантов, предъявлял широкие требования к музыкальному и общекультурному развитию учеников. Основополагающий принцип методики: технология — не самоцель, а средство выражения музыкальной мысли композитора. Учил исходить из задач выявления авторского замысла, создания музыкального образа, одним из условий чего является точное воспроизведение нотного текста. Придавал особое значение развитию исполнительского дыхания и работе над инструктивным материалом. Написал несколько сборников этюдов и упражнений для начинающих (не опубликованы).
Важным направлением педагогической деятельности было обогащение репертуара валторнистов высокохудожественными произведениями. Буяновскому принадлежат многочисленные переложения для валторны музыки композиторов различных стилей и эпох — И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, К. В. Глюка, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Р. Шумана, Э. Грига, К. Дебюсси, М. И. Глинки, А. Г. Рубинштейна, Н. А. Римского-Корсакова, А. К. Глазунова, А. К. Лядова, Д. Д. Шостаковича и др. Также делал переложения и обработки для 4-х и 8-ми валторн, тенор-горна, альт-горна, квинтета медных духовых инструментов. Регулярно оказывал методическую помощь музыкальным школам Ленинграда.
Среди учеников — многие крупнейшие российские валторнисты 2-й половины XX века, солисты Государственного академического Большого театра СССР (ГАБТ СССР), Государственного академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова (ныне Мариинский театр), Академического симфонического оркестра Ленинградской государственной филармонии, Государственного академического симфонического оркестра СССР (ГАСО СССР), Театра имени М. П. Мусоргского, преподаватели Санкт-Петербургской консерватории, Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных, Музыкального училища при консерватории и др.: В. М. Буяновский (лауреат 1-й премии; Вена, 1959), С. Ф. Вишневский (лауреат 1-й премии Международного конкурса исполнителей на духовых инструментах имени А. Рейхи; Прага, 1953), Н. В. Воронин (лауреат 2-й премии; Бухарест, 1953), А. Н. Зверев, П. К. Орехов, А. Петров, А. А. Рябинин, А. С. Толоконкин, П. Чебоксаров и др. Под руководством Буяновского окончили аспирантуру тромбонисты В. Ф. Венгловский и В. В. Сумеркин (лауреат международных конкурсов).
Один из выдающихся русских музыкантов-исполнителей XX века, создатель ленинградской школы игры на валторне. Его интерпретации отличались глубоким постижением художественных образов произведений. Среди характерных черт его исполнительской манеры — «пение» на инструменте, звук особой красоты, техническое совершенство. Развитию музыканта в значительной степени способствовали выступления под управлением многих крупнейших дирижеров. В симфонических концертах ИРМО, Мариинского театра, Павловского музыкального вокзала, Концертах А. Зилоти играл под управлением В. И. Сафонова, А. Никиша, А. К. Лядова, А. К. Глазунова, Н. Н. Черепнина, С. А. Кусевицкого, В. Менгельберга, Ф. Вейнгартнера, О. Клемперера, Г. Кнаппертсбуша, О. Фрида, Ф. Штидри, Э. Ансерме, Г. Абендрота, Н. А. Малько.
В спектаклях Мариинского театра (ГАТОБ имени С. М. Кирова) играл под управлением Э. Ф. Направника, Р. Дриго, А. Коутса, Б. Вальтера, Э. Клайбера, Э. А. Купера, В. А. Дранишникова, А. М. Пазовского, Б. Э. Хайкина и других.
В качестве солиста и ансамблиста принимал участие в камерных концертах Ленинградской филармонии, Малого зала консерватории, Общества друзей камерной музыки и др.; в репертуаре — Трио ор. 40 И. Брамса, квинтеты Моцарта, Бетховена, Римского-Корсакова.
Член жюри 2-го Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей (Ленинград, 1935), конкурса музыкального фестиваля «Пражская весна» (1959) и Международного конкурса музыкантов-исполнителей на духовых инструментах (Будапешт, 1965).
Память о М. Н. Буяновском дважды увековечена в консерватории: имя его занесено на мраморную доску лауреатов консерватории (историческое здание на Театральной площади), его именем назван класс № 53 (памятная доска). 100-летию со дня рождения М. Н. Буяновского был посвящен IV Всероссийский конкурс музыкантов-исполнителей на медных духовых и ударных инструментах (Нижний Новгород, 1991).
Библиография
Основные сочинения: Конкурс «Пражской весны» // Музыкальные кадры. 1959. № 7. С. 3; В классах духовых инструментов // Ленинградская консерватория в воспоминаниях. Л., 1962. С. 302–305; [Воспоминания об А. К. Глазунове] // Музыкальные кадры. 1965. № 13. С. 3; Губные трели на валторне и их роль в развитии амбюшюрной техники // Вопросы исполнительства на духовых инструментах: сб. научных трудов. Л., 1987. С. 27–44. Примечание: в соавторстве с Ореховым П. К.
Основная литература: Зарубина Л. Для оркестров страны: в классе профессора М. Н. Буяновского // Музыкальные кадры. 1948. № 8. С. 3; Буяновский В. М. М. Н. Буяновский — валторнист и педагог // Методика обучения игре на духовых инструментах: сб. статей. Вып. 4. М., 1976. С. 188–195; Большиянов Ю. А. Об одной музыкальной династии // Ленинградская консерватория в воспоминаниях: в 2 кн. Кн. 2. Изд. 2-е, доп. Л., 1988. С. 175–176; Барутчева Э. С. Нежный голос валторны // Вечерний Петербург. 1991. № 281 (декабрь). С. 3; Нестеров А. Что показал конкурс. Нижний Новгород // Музыкальная академия. 1992. № 3. С. 136. Примечание: о IV Всероссийском конкурсе музыкантов-исполнителей на медных духовых и ударных инструментах, посвященном 100-летию со дня рождения М. Н. Буяновского; Барутчева Э. С. Живет и развивается школа валторны // Театральная, 3. 2002. № 1. С. 3; Баранцев А. П. Профессор Михаил Николаевич Буяновский (1891–1966) // Баранцев А. П. Мастера игры на валторне: профессора Санкт-Петербургской консерватории (1862–1992). Петрозаводск, 2002. С. 21–32.
Основная нотография
Переложения: Глюк К. В. Мелодия из оперы «Орфей»: для валторны с фортепиано / переложение М. Н. Буяновского. Л., 1951. 5 с.; Давыдов К. Романс без слов: соч. 23: для валторны с фортепиано. Л., 1951. 10 с.; Римский-Корсаков Н. А. Серенада: [соч. 37]: для валторны с фортепиано. Л., 1951.15 с.; Рубинштейн А. Г. Мелодия: [соч. 3, № 1]: для валторны с фортепиано. Л., 1951. 8 с.; Рубинштейн А. Г. Соната: [соч. 18]: 2 части: для валторны с фортепиано. Л., 1951. 18 с.; Пьесы для валторны с фортепиано. Л., 1960. 31 с.; Избранные переложения: для валторны с фортепиано М. Буяновского Л., 1969. 55 с.; Глазунов А. К. Мечты; Серенада № 2; Песня менестреля; Элегия / переложения для валторны с фортепиано М. Н. Буяновского. Л., 1981. 35 с.; Лядов А. К. Три русские песни: для восьми валторн. СПб., 2003. 13 с., 8 парт.; Глазунов А. К. Элегия: [памяти Ф. Листа: ор. 17]: для валторны с оркестром. [Партитура] / переложение М. Н. Буяновского и В. М. Буяновского. СПб., 2005. 36, [2] с.
Редактирование: Ильвер Г. К. Баллада: для валторны с фортепиано. Л., 1951. 8 с.; Галлэ Ж. Ф. Этюды для валторны. Тетр. 1 / под ред. М. Н. Буяновского. Л., 1962; Галлэ Ж. Ф. Этюды для валторны. Тетр. 2 / под редакцией профессора М. Н. Буяновского. Л., 1963. 48 с.; Галлэ Ж. Ф. Этюды для валторны. Тетр. 3. М.; Л., 1965. 32 с.; Николаи О. Дуэты для валторны. Тетр. 2. М.; Л., 1966. 48 с.; Избранные этюды для валторны / сост. и ред. М. Н. Буяновский. Тетр. 1. Л., 1972. 78 с.; Избранные этюды для валторны / сост. и ред. М. Н. Буяновский. Тетр. 2. Изд. 2-е. Л., 1975. 71 с.
Иконография
Буяновский, Михаил Николаевич (1891–1966). Фотопортрет. Фонд иконографии Научной музыкальной библиотеки СПбГК; Буяновский Михаил Николаевич (справа) на репетиции ансамбля валторнистов. Фото. Фонд иконографии Научной музыкальной библиотеки СПбГК; Буяновский М. Н.: [фото] // Музыкальные кадры. 1959. № 7. С. 3.
Архивные источники
Личная карточка М. Н. Буяновского. Архив СПбГК. Личные карточки проф.-преп. состава, рабочих, служащих за 1966. Д. 1420. Л. 84–91; Личное дело М. Н. Буяновского. Архив СПбГК. Личные дела проф.-преп. состава, рабочих, служащих, аспирантов и студентов за 1926–1954. Д. 24. Л. 1–28; Личное дело М. Н. Буяновского. Архив СПбГК. Личные дела Буяновского М. Н. [и других преподавателей] за 1942–1946. Л. 1–21; Личное дело М. Н. Буяновского. Архив СПбГК. Личные дела проф.-преп. состава, рабочих, служащих и Оперной студии за 1966. Д. 65. Л. 31–102.
М. И. Алейников, Т. А. Акаскина, Л. П. Махова, 2016