АНИСИМОВА, Нина Александровна (14[?] или 15/28 января 1909, Санкт-Петербург – 23 сентября 1979, Ленинград, ныне Санкт-Петербург, Литераторские мостки Волковского кладб.) — артистка балета, балетмейстер, педагог. Доцент (1973). Заслуженная артистка РСФСР (1944). Лауреат Государственной премии СССР (1949). Народная артистка Башкирской АССР (1957). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1957). Награждена медалями: «За трудовое отличие» (1938), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1945 [?]), «В память 250-летия Ленинграда» (1957) и орденом «Знак почета» (1955). Жена литературоведа Константина Николаевича Державина (1903–1956).
Обучалась в Петроградском (Ленинградском) государственном театральном балетном училище (Ленинградский государственный хореографический техникум, 1921–1928). Среди педагогов — А. Я. Ваганова, А. В. Ширяев, А. М. Монахов.
В Малом ленинградском государственном академическом оперном театре (МАЛЕГОТ): артистка балета (1928/1929).
В ленинградском Государственном академическом театре оперы и балета (ГАТОБ имени С. М. Кирова): ведущая солистка (конец 1928–1958). Исполняла характерные партии — испанские танцы в балетах «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, «Раймонда» А. К. Глазунова. Первая исполнительница партий в балетах Б. В. Асафьева: Тереза («Пламя Парижа», 1932) и Настя («Партизанские дни», 1937) и А. И. Хачатуряна: Айша («Гаянэ», 1942). Другие партии — Мерседес («Дон Кихот» Л. Минкуса), Радмила («Милица» Б. В. Асафьева), Лауренсия в одноименном балете А. А. Крейна.
С 1928 работала как балетмейстер. Постановки: «Андалузская свадьба» на музыку И. Альбениса, Э. Гранадоса, Э. Шабрие (1928, Ленинградский государственный хореографический техникум); «Гаянэ» А. И. Хачатуряна (1942, ГАТОБ имени С. М. Кирова; 1943, Государственный узбекский театр оперы и балета; 1947, Театр имени А. А. Спендиарова, Ереван); «Журавлиная песнь» на музыку Л. Г. Степанова и З. Исмагилова (1943, Уфимский театр оперы и балета; спектакль экранизирован: 1959, режиссер Э. А. Пенцлин); в МАЛЕГОТе — «Чудесная фата» С. А. Заранек (1947), «Коппелия» Л. Делиба (1948), «Шехеразада» на музыку Н. А. Римского-Корсакова (1950), «Ивушка» («Ореховая веточка») О. А. Евлахова (1957).
Также работала в Народном театре оперы и балета Дворца имени А. М. Горького и Дворца имени С. М. Кирова, где осуществила балетные постановки: «Под солнцем Индии» на музыку А. В. Александрова (1960), «Жатва» на музыку В. С. Калинникова (1960), «Конёк-Горбунок» Р. К. Щедрина (1963).
Зарубежные постановки: «Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева (1945, Болгария); «Гаянэ» А. И. Хачатуряна (1959, Венгрия; 1960, Болгария); «Легенда озера» П. Владигерова (1962, Болгария); «Золушка» С. С. Прокофьева (1963, Югославия); «Лебединое озеро» П. И. Чайковского (1964, Дания).
В Консерватории: преподаватель (1963), доцент (1973–1975) балетмейстерско-режиссерского отделения. Преподавала предмет «Искусство хореографа».
Снималась в кинофильме «Концерт мастеров искусств» (1952, режиссеры А. В. Ивановский, Г. М. Раппапорт).
Библиография
Сочинения: Еще раз о характерном танце // За советское искусство. 1940. № 8 (27 марта). С. 2; Солнечный спектакль // За советское искусство. 1940. № 33–34 (31 декабря). С. 3. Примечание: о работе над постановкой балета «Счастье» А. И. Хачатуряна; К постановке балета «Счастье» // За советское искусство. 1941. № 8 (15 марта). С. 1; «Гаянэ» // За советское искусство. 1945. № 4 (22 февраля). С. 3; Полгода в Болгарии // За советское искусство. 1946. № 2 (25 января). С. 4; Примечание: продолжение см. № 4; Полгода в Болгарии // За советское искусство. 1946. № 4 (23 февраля). С. 4. Примечание: начало статья см. № 2; Заметки балетмейстера // За советское искусство. 1951. № 5 (12 марта). С. 2. Примечание: о постановке балета «Гаянэ» А. И. Хачатуряна; Обогатить концертный репертуар // За советское искусство. 1955. № 14 (14 октября). С. 4. Примечание: об идее создания хореографического концерта; Рост и значение советской хореографии // ОР РНБ. Ф. 1028. Д. 851. Л. 12 (неопубликовано); Советская хореграфия // ОР РНБ. Ф. 1028. Д. 857. Л. 1–6 (неопубликовано); В работе над «Гаянэ» // Советская музыка. 1984. № 2. С. 139–141.
Литература: Удачный спектакль // За советское искусство. 1936. № 15 (17 июня). С. 4. Примечание: статья подписана псевдонимом А. Ф.; статья о постановке спектакля «Андалузская свадьба», режиссер Анисимова; Тюлин П. Путь художника. К присвоению звания Засл. арт. РСФСР Н. А. Анисимовой // За советское искусство. 1944. № 7 (30 сентября). С. 3; Данилов С. Талантливый балетмейстер // За советское искусство. 1945. № 5 (8 марта). С. 2; Гамалей Ю. От слов к делу! // За советское искусство. 1956. № 8 (31 мая). С. 1 (о подготовке хореографического выступления под руководством Анисимовой); Франгопуло М. Х. Заслуженная артистка РСФСР лауреат Сталинской премии Нина Александровна Анисимова. Л., 1951. 58 с.; Добровольская Г. Н. Анисимова Нина Александровна // Балет: энциклопедия / гл. ред. Ю. Н. Григорович. М., 1981. С. 24–25; Анисимова-Державина Нина Александровна // Исторические кладбища Петербурга: справочник-путеводитель. СПб., 1993. С. 331.
Иконография
Анисимова Нина Александровна (1909–1979). Фото на документы (40 х 30 мм.). Архив СПбГК. Личное дело Н. А. Анисимовой за 1963–1975. Д. 153 а. Л. 3; Фото 1945 г. ОР РНБ. Ф. 1028. Д. 856. Л. 1.
Архивные источники
Личная карточка Н. А. Анисимовой. Архив СПбГК. Личные карточки проф.-преп. состава, рабочих, служащих и Оперной студии за 1975. Д. 2164. Л. 44–46; Личное дело Н. А. Анисимовой за 1963–1975. Архив СПбГК. Д. 153 а. Л. 1–19; [Анисимова Н. А. Трудовые договоры и соглашения; справка о работе ее в башкирском театре за 1946–1958]. ОР РНБ. Ф. 1028: Державин К. Н. Д. 851. Л. 1–24.
М. В. Михеева, 2016