Художественное руководство академическим хором/ Дирижирование академическим хором

Вступительные испытания творческой и профессиональной направленности:

  1. Исполнение программы (дирижирование под рояль).
  2. Работа с хором и собеседование.
  3. Сольфеджио и гармония (письменно и устно), фортепиано.


Исполнение программы
От поступающего требуется:
Продирижировать двумя хоровыми произведениями, контрастными по темпу и динамике (одно с сопровождением, другое - без сопровождения); знать наизусть хоровые партии этих произведений; исполнить наизусть на фортепиано партитуру хора а cappella, специально приготовленного к экзамену.
На экзамене происходит проверка вокальных данных. Поступающий должен обладать здоровым голосовым аппаратом, владеть певческими навыками.
На экзамене проверяется общая подготовка по сольфеджио и гармонии.

Работа с хором
От поступающего требуется:
В течение 15-20 минут показать работу с хором над несложным произведением а cappella, обнаружив владение основами техники дирижирования, методикой разучивания музыкального произведения, умение общаться с исполнителями и др.

Собеседование
Собеседование выявляет общекультурный уровень поступающего, его эстетические взгляды, эрудицию в области музыкального искусства, знание литературы по специальности, в т.ч. по хороведению. Проверяются понимание содержания, формы и стилистических особенностей произведений, исполненных поступающим на вступительных испытаниях, умение проанализировать выразительные средства их музыки и текста.

Примерный список произведений для дирижирования без сопровождения и работы с хором:

  1. Анерио - Мотет (сб. Старинная хоровая музыка. Л., 1967).
  2. Аренский - "Анчар"; "Жемчуг и любовь"; "Серенада"; Херувимская песнь.
  3. Бортнянский - Концерты для хора №№ 3, 15, 16, 27, 32, 35.
  4. Брамс - "Горбатый уличный скрипач"; "Розмарин"; "О, светлый май".
  5. Брукнер - Ave Maria; Graduale (по выбору).
  6. Верди - Ave Maria; Pater noster.
  7. Василенко - "Метель".
  8. Вольф - "Отшельник".
  9. Глинка - Херувимская песнь.
  10. Гречанинов - "Нас веселит ручей"; "Над неприступной крутизной"; "Лебедь, щука и рак"; "Волною морскою" (ирмос); "К Богородице прилежно" (причастный стих); Концерт для хора "Внуши, Боже".
  11. Гуно - "Ночь".
  12. Даргомыжский - "Буря мглою небо кроет".
  13. Дебюсси - Три песни на стихи герцога Шарля.
  14. Ипполитов-Иванов - Литургия Св. Иоанна Златоуста (фрагм.).
  15. Калинников - "Кондор"; "Лес"; "Звезды меркнут и гаснут"; "Нам звезды кроткие сияли"; "Утром зорька"; "Ой, честь ли то молодцу"; духовные произведения.
  16. Кастальский - "Сам един еси"; "Вечная память героям" (фрагм.).
  17. Кодай - "Вечерняя песня".
  18. Кюи - "Две розы"; "Грозовые тучи"; Ноктюрн; "Сокрытая красота"; Чайльд-Гарольд".
  19. Лист - Ave Maria.
  20. Мендельсон - хоровые песни.
  21. Новиков - "Веселый пир"; "Любовь".
  22. Пуленк - "Лик человеческий" ("Будь терпеливой", "Страшна мне ночь"); "Белый снег"; "Грусть".
  23. Равель - "Николетта"; Рондо.
  24. Рахманинов - "Всенощная" (фрагм.); "В молитвах неусыпающую богородицу"; "Пантелей-целитель".
  25. Римский-Корсаков - "Месяц плывет"; "Старая песня"; "Татарский полон".
  26. Салманов - "Тишина"; "Издалека"; "Высоко ли, высоко ли"; Три хора на стихи Есенина.
  27. Свиридов - "Вечером синим"; "Табун"; "Пушкинский венок" (фрагм.); "У берега зеленого".
  28. Стравинский - Ave Maria.
  29. Слонимский - Две русские песни.
  30. Танеев - "На могиле"; "Развалину башни"; "Молитва"; "Звезды" (ст. Полонского); "Звезды" (ст. Хомякова); "Из края в край".
  31. Фалик - "Осенняя песня"; "Зимние песни"; "Карельская акварель".
  32. Чайковский - "Ночевала тучка"; "Соловушко"; Три хора, посвященных хоровому классу Мельникова-Беккера; Литургия Св. Иоанна Златоуста (фрагм).
  33. Чесноков - "Август"; "Зимой"; "Лес"; "Дубинушка"; духовные сочинения.
  34. Шебалин - "Березе"; "Мать послала к сыну думы"; "Жаворонок".
  35. Шостакович - "Как меня-младешеньку".
  36. Шуман - "На Боденском озере"; "Вечерняя звезда"; "Мальчик и роза".
  37. Щедрин - Четыре хора на стихи Твардовского; "Русские деревни".


Примерный список произведений для дирижирования с сопровождением фортепиано:

  1. Барток - Cantata profana (фрагм.).
  2. Бах - Magnificat (фрагм.); "Страсти по Иоанну" (заключительный хор); Кантата № 21 (№ 2); Рождественская оратория (№ 1).
  3. Берлиоз - Реквием (фрагм.).
  4. Бетховен - Месса до мажор (№ 1); Торжественная месса (№ 1).
  5. Бородин - хоры из оперы "Князь Игорь" ("Слава", "Мужайся, княгиня", финал I-го действия, финал IV-го действия).
  6. Брукнер - Te Deum (фрагм.).
  7. Бриттен - Военный реквием (фрагм.).
  8. Вагнер - Хор матросов из оперы "Летучий голландец"; хор рыцарей из оперы "Тангейзер"; свадебный хор из оперы "Лоэнгрин"; сцена шествия из оперы "Нюрнбергские майстерзингеры".
  9. Василенко - Хор народа из оперы-кантаты "Сказание о граде великом Китеже и тихом озере Светояре".
  10. Верди - Stabat mater, Реквием (№ 1, № 2 - фрагм.).
  11. Вивальди - Gloria (фрагм.).
  12. Гайдн - "Сотворение мира" (заключительный хор), "Времена года" (№ 2, заключительный хор).
  13. Гендель - "Иуда Маккавей" (№ 2), "Самсон" (заключительный хор), "Мессия" ("Аллилуйя", заключительный хор).
  14. Глинка - Свадебный хор из оперы "Иван Сусанин", Финал из оперы "Руслан и Людмила", Польский с хором ("Велик и свят").
  15. Гуно - Вальс из оперы "Фауст"; Большая торжественная месса (фрагм.).
  16. Давиденко - "Улица волнуется"; "Подъем вагона".
  17. Даргомыжский - "Русалка" (Три хора крестьян, Свадебный хор, хоры русалок).
  18. Дегтярев - "Минин и Пожарский" (хор "Слава Минину с Пожарским").
  19. Доницетти - Интродукция и хор из оперы "Любовный напиток".
  20. Кастальский - "Братское поминовение" (фрагм.).
  21. Керубини - Реквием (фрагм.).
  22. Кодай - "Венгерский псалом"; Te Deum (фрагм.).
  23. Лист - "Легенда о Святой Елизавете" (фрагм.).
  24. Лядов, Глазунов - Кантата памяти Антокольского (№ 2).
  25. Мейербер - Сцена ссоры из oперы "Гугеноты".
  26. Моцарт - Месса до минор (№ 1, № 4); Реквием (фрагм.).
  27. Мусоргский - "Эдип"; "Поражение Сеннахериба"; "Борис Годунов" (Сцена под Кромами, фрагм.).
  28. Онеггер - "Царь Давид" ("Аллилуйя").
  29. Перселл - Заключительный хор из оперы "Дидона и Эней".
  30. Прокофьев - Заключительный хор из оперы "Война и мир"; "Александр Невский" (№№ 2, 4, 7).
  31. Рахманинов - Хор "Огни погашены" и финал из оперы "Алеко"; "Колокола" (№ 1).
  32. Римский-Корсаков - Хор "Яр-Хмель" из оперы "Царская невеста"; хор "Грозен царь идет" из оперы "Псковитянка"; сцена в заповедном лесу из оперы "Снегурочка".
  33. Россини - Stabat mater (фрагм.).
  34. Свиридов - Поэма памяти Сергея Есенина (№№ 2, 4, 7); "Патетическая оратория" (№ 7); "Весенняя кантата" (№ 1).
  35. Стравинский - Симфония псалмов (ч. I).
  36. Танеев - Хор "Слава Афине" из оперы "Орестея"; "Памятник".
  37. Форе - Реквием (фрагм.).
  38. Чайковский - Сцена вальса из оперы "Евгений Онегин"; хор девушек и хор "Нету, нету тут мосточка" из оперы "Мазепа"; хор "Радостно, весело в день сей" из оперы "Пиковая Дама".
  39. Шостакович - Хор каторжан из оперы "Катерина Измайлова".
  40. Шуберт - Месса соль мажор (№1); Месса си-бемоль мажор (№1).




Сольфеджио и гармония (письменно и устно)

Сольфеджио
От поступающего ребуется:

  1. Записать двухголосный диктант гармонического склада с элементами полифонии. Диктант исполняется 8 раз.
  2. Определить на слух:
    а) тональности по камертону и по сопоставлению тональностей, представленных тоническими трезвучиями;
    б) вид лада по звукоряду и в мелодическом фрагменте;
    в) мелодические интервалы простые и составные (через несколько октав) в диапазоне от большой до четвертой октавы (звук за звуком, "цепочкой");
    г) гармонические интервалы группами по 3-4 интервала, в разных октавах, простые и составные, в ладу и от звука;
    д) аккорды в тональности и от звука в элементарном и четырехголосном изложении, в тесном и широком расположениях, различных мелодических положениях (возможно ненормативное изложение); спеть прослушанный аккорд: по структуре (звучанию): все виды трезвучий с обращениями, малый мажорный, малый минорный, полууменьшенный (малый уменьшенный) септаккорды с обращениями, нонаккорды, уменьшенный септаккорд, аккорд целотоновой симметричной структуры - увеличенный терцквартаккорд; в тональности (по разрешению): малый мажорный септ- и секундаккорды, уменьшенный септаккорд с обращениями, увеличенный терцквартаккорд - в качестве альтерированных аккордов субдоминантовой и доминантовой групп;
    е) аккордовую последовательность (4-6 тактов) после двух прослушиваний; спеть по вертикали;
    ж) гармоническую последовательность в форме периода, включающую 2-3 модуляции; назвать тональный план и аккорды, повторить на фортепиано (гармонические средства соответствуют программе по гармонии музыкального училища);
    з) гармонию во фрагменте музыкального произведения, повторить на фортепиано.

     

  3. Спеть:
    а) "цепочку" звуков, образующих мелодические интервалы и аккорды в восходящем и нисходящем движении;
    б) небольшой мелодический фрагмент из музыки ХХ века, запомнив его после двух прослушиваний (образец может включать вариантные ступени, сдвиг и т.д.);
    в) с листа одноголосную мелодию (сольфеджируя или с текстом). Примерная трудность: Н. Качалина. Сольфеджио. Вып. 1. №№ 1-104; романсы и песни М. Глинки, А. Даргомыжского, Ф. Шуберта, В. Моцарта;
    г) один из голосов двухголосного примера с одновременным исполнением другого голоса на фортепиано и дирижированием. Примерная трудность: И. Способин. Двухголосное сольфеджио.


Гармония
От поступающего требуется:

  1. Письменно гармонизовать мелодию (12-16 тактов) без неаккордовых звуков, включающую модуляции в тональности 1-й степени родства. Срок выполнения - 2 часа (120 минут).
  2. Играть на фортепиано в четырехголосном изложении:
    - функциональные модуляции в тональности 1-й степени родства (в форме 4-х и 8-митактовых построений);
    - диатонические и альтерированные аккорды в широком расположении в объеме программы музыкального училища;
    - тональные и модулирующие секвенции.

     

  3. Проанализировать с листа произведение малой формы или структурно законченный фрагмент произведения крупной формы. Примерная трудность: Ф. Мендельсон. "Наш удел"; М. Ипполитов-Иванов. "Сосна", "О, край родной"; Р. Глиэр. "Гимн великому городу".
  4. Ответить на теоретические вопросы по курсу гармонии в объеме программы музыкального училища.


Фортепиано
От поступающего требуется исполнение следующей программы:

  1. Полифоническое произведение (Прелюдия и фуга Баха или Шостаковича).
  2. Классическая соната (Гайдн, Моцарт, Бетховен), I или II и III части.
  3. Пьеса.