Этномузыкология

Вступительные испытания:

  1. Творческое испытание (очно/дистанционно).
  2. Собеседование (очно/дистанционно).
  3. Профессиональное испытание (очно/дистанционно).

 

Вступительные испытания по творческому и профессиональному испытаниям, собеседованию, русскому языку и литературе проводятся в очном/дистанционном форматах по выбору абитуриента.

 

1. Расшифровка и исполнение народных песен.

Исполнение, нотация и анализ народных песен и наигрышей: этномузыкология

Вступительное испытание выявляет творческие данные поступающего, степень его подготовленности, навыки практической работы в области этномузыкологии.

Вступительное испытание проводится в два этапа — письменно и устно.

Письменная часть представляет собой расшифровку абитуриентом народной песни и проходит либо очно (в аудитории консерватории), либо в формате онлайн-конференции. Поступающий выбирает одну из трех предложенных звукозаписей народных песен в этнографическом звучании.

Требования к письменной работе:

1) Расшифровать по фонограмме народную песню в этнографическом звучании: в процессе самостоятельной работы на листе нотной бумаги выполнить нотную запись трех строф напева с подтекстовкой и на отдельном листе полностью записать поэтический текст с сохранением диалектных особенностей.

2) Грамотно оформить расшифровку (нотография, подтекстовка, тактировка, обозначение особенностей звучания). На листах с нотной расшифровкой и записью поэтического текста личные данные абитуриента не указываются.

3) При прохождении испытания в онлайн-формате сфотографировать или сканировать листы с расшифровкой напева и записью поэтического текста и выслать полученные изображения (в формате jpg или png, pdf, разрешение — не менее 300 dpi) в приемную комиссию не позднее установленного времени окончания вступительного испытания.

Срок выполнения — 3 часа.

 

Устная часть вступительного испытания проходит либо очно (в аудитории консерватории), либо в форме онлайн-конференции (в этом случае оформленная письменно программа и ссылки на видеозаписи исполненных абитуриентом образцов народной музыки высылаются в приемную комиссию в период подачи документов).

Требования к устной части вступительного испытания:

1) Исполнить два образца народной музыки (вокальной и / или инструментальной — по выбору) без обработки в этнографически достоверном виде (образцы выбираются абитуриентом самостоятельно).

В случае, если вступительное испытание проводится дистанционно, абитуриент в период подачи документов указывает ссылки на видеозаписи исполнения им двух образцов народной музыки (на любое облачное хранилище либо закрытой ссылки в youtube) на титульном листе письменной программы (см. пункт 2). Технические требования: видеозапись каждого из двух образцов должна представлять собой один видеофайл (без монтажа); видеозапись должна осуществляться на расстоянии не более 10 метров.

2) Представить оформленную письменно программу выступления (в формате doc или docx, pdf), включающую:

а) сделанные самостоятельно или скопированные из публикаций нотации двух исполненных абитуриентом образцов народной музыки, полные поэтические тексты к ним (на диалекте или языке оригинала с переводом на русский язык);

б) сведения об источниках исполненных образцов народной музыки (указание места, времени, от кого, кем и когда была сделана запись, кто автор расшифровки, ссылка на публикацию); в) составленную абитуриентом самостоятельно краткую характеристику представленных в ней двух образцов народной музыки: определение жанра; сведения о том, когда и в каких обстоятельствах исполняется песня/наигрыш в традиции, раскрытие содержания поэтического текста песен; описание особенностей композиционной, ритмической, ладовой организации напевов, исполнительских приемов.

Объем письменной программы — не более 7 страниц. На титульной странице должны быть приведены сведения об абитуриенте и, в случае дистанционного проведения вступительного испытания, ссылки на видеозаписи исполненных им двух образцов народной музыки (см. пункт 1).

 

3) Принять участие в устном собеседовании (в случае дистанционного проведения вступительного испытания в установленное время принять участие в онлайн-конференции):

– ответить на вопросы по исполненным абитуриентом двум образцам народной музыки;

– исполнить песню по расшифровке, выполненной абитуриентом в процессе письменной части вступительного испытания по специальности, с сохранением (по возможности) характерных особенностей аутентичного звучания; устно охарактеризовать ладо-интонационные особенности, ритмику, композицию, многоголосие, выделить жанровые признаки данной песни;

– ответить на вопросы по истории и теории этномузыкологии (список основных теоретических трудов и сборников народных песен прилагается).

Список литературы к вступительному испытанию творческой направленности:

Основные теоретические труды

1. Асафьев Б.В. О народной музыке. Л., 1987.

2. Квитка К.В. Избранные труды. Т. 1-2. М., 1971, 1973.

3. Руднева А.В. Русское народное музыкальное творчество. Очерки по теории фольклора. М., 1994.

4. Рубцов Ф.А. Статьи по музыкальному фольклору. Л.; М., 1973.

5. Русская мысль о музыкальном фольклоре. Материалы и документы / Сост. П. Вульфиус. М., 1979.

6. Мехнецов А. М. Народная традиционная культура: Статьи и материалы. СПб., 2014.

7. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986.

8. Гусев В.Е. Русская народная художественная культура (теоретические очерки). СПб., 1993.

9. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. СПб., 1994.

10. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М., 1991.

 

Сборники народных песен:

1. Львов Н., Прач И. Собрание народных русских песен с их голосами. М., 1955.

2. Балакирев М. Русские народные песни. М., 1957.

3. Римский-Корсаков Н. Сто русских народных песен. М., 1985.

4. Лопатин Н., Прокунин В. Сборник русских народных лирических песен. М., 1956.

5. Лядов А. Песни русского народа. М., 1959.

6. Линева Е. Великорусские песни в народной гармонизации. Вып. 1-2. СПб, 1904, 1909.

7. Добровольский Б., Коргузалов В. Былины. Русский музыкальный эпос. М., 1981.

8. Ефименкова Е. Северно-русская причеть. М., 1980.

9. Балашов Д., Марченко Ю., Калмыкова Н. Русская свадьба. М., 1985.

10. Песни Псковской земли. Вып. 1: Календарно-обрядовые песни / Сост. А. Мехнецов. Л., 1989.

 

2. Коллоквиум: этномузыкология

Собеседование выявляет общегуманитарный уровень подготовки поступающего, его профессиональные способности, эстетические взгляды, эрудицию в области музыкального искусства и избранной специальности, степень осведомленности в вопросах современной музыкальной жизни.

Поступающему необходимо:

1. Исполнить на фортепиано одно из произведений (на выбор — отдельную часть сонаты, вариации, полифоническое произведение или пьесу русского или зарубежного композитора). Ответить на вопросы об авторе и особенностях музыкальной формы исполненного произведения.

В случае, если вступительное испытание проводится дистанционно, абитуриент должен представить в период подачи документов ссылку на видеозапись исполнения им произведения на фортепиано. Ссылка указывается в оформленной письменно программе, которая содержит сведения об абитуриенте, указание автора и полное название исполняемого произведения.

2. Ответить на вопросы о наиболее значительных явлениях отечественного и зарубежного музыкального искусства (в объеме курса музыкальной литературы для организаций среднего профессионального образования), о претворении фольклора в художественных произведениях, о достижениях современной культурной жизни общества.

3. Ответить на вопросы о перспективах сохранения и использования в художественной практике традиций народной музыкальной культуры.

 

3. Музыкально-теоретическая подготовка: этномузыкология

Вступительное испытание проходит устно — либо в аудитории консерватории, либо в форме онлайн-конференции (в этом случае необходимые нотные материалы выводятся на экран экзаменаторами).

Абитуриенту необходимо:

1) Выполнить устный диктант: спеть сольфеджио небольшой мелодический фрагмент (4-8 тактов), запомнив его после двух прослушиваний.

2) Определить на слух: а) тональность по данному тону "ля", по сопоставлению тональностей, представленных тоническими трезвучиями; б) интервалы простые и составные (в пределах двух октав), в мелодической и гармонической форме; в) аккорды в элементарном виде или в классическом четырёхголосии, без предварительной тональной настройки и в тональности (в последовательности): трезвучия всех видов с обращениями, малый мажорный, малый минорный, полууменьшенный (малый уменьшенный), уменьшенный септаккорды с обращениями, нонаккорды, аккорд целотоновой симметричной структуры — увеличенный терцквартаккорд, в качестве диатонических и альтерированных аккордов субдоминантовой и доминантовой групп; назвать звуковой состав по вертикали.

3) Спеть: а) «цепочку» звуков, образующих мелодические интервалы и аккорды в восходящем и нисходящем движении; б) с листа (сольфеджируя или с текстом) одноголосный пример.

4) Ответить на теоретические вопросы по курсу гармонии.

5) Проанализировать с листа произведение малой формы или структурно законченный фрагмент произведения крупной формы.