Древнерусское певческое искусство

Вступительные испытания:

  1. Творческое испытание (очно/дистанционно).
  2. Профессиональное испытание (очно/дистанционно).
  3. Собеседование (очно/дистанционно).

 

Вступительные испытания по творческому и профессиональному испытаниям, собеседованию, русскому языку и литературе проводятся в очном/дистанционном форматах по выбору абитуриента.

1. Расшифровка аудиозаписи песнопения.

Исполнение, расшифровка аудиозаписи и анализ древнерусских песнопений: древнерусское певческое искусство

Конкурсное испытание творческой направленности  проводится в два этапа – письменно и устно. Вступительное испытание выявляет творческие и аналитические способности поступающего, степень его подготовленности, профессиональные навыки.

Письменная часть вступительного испытания включает расшифровку устного образца древнерусского песнопения.

Абитуриенту необходимо:

  1. Расшифровать по аудиозаписи песнопение знаменного роспева.
  2. Грамотно оформить расшифровку (орфография поэтического текста, нотография, тактировка, слоговые лиги, обозначение приемов артикуляции и нюансировки (штрихи, артикуляционные лиги, динамические обозначения и др.). На листах с нотной расшифровкой личные данные об абитуриенте не указываются.
  3. При прохождении испытания в онлайн-формате сфотографировать или сканировать листы с нотной расшифровкой песнопения и выслать полученные изображения (в формате jpg или png, pdf, разрешение – не менее 300 dpi) в приемную комиссию не позднее установленного часа окончания вступительного испытания.

Срок выполнения письменной работы — 3 часа.

Абитуриенту необходимо:

1) Исполнить два образца древнерусского певческого искусства (богослужебное одноголосное песнопение и духовный стих). Духовный стих исполняется наизусть. Музыкальные образцы выбираются абитуриентом самостоятельно.

2) Представить оформленную письменно программу выступления, включающую:

а) скопированные из публикаций расшифровки двух исполненных абитуриентом образцов древнерусского певческого искусства или расшифровки, сделанные самостоятельно поступающим;

б) сведения об источниках исполненных образцов (указание хранилища и шифра рукописного источника, его датировка, указание автора расшифровки, ссылка на публикацию расшифровки, интернет-ресурс).

в) самостоятельно составленную абитуриентом краткую характеристику представленных в ней двух образцов, включающую: жанр (стихира, тропарь, псалом, духовный стих и др.), глас (если есть), название роспева, сведения о месте песнопения в службе и о том, когда и в каких обстоятельствах исполняется духовный стих, раскрытие содержания поэтического текста, анализ музыкального текста (музыкальная форма, ритмическая и ладовая организация, строение мелодической линии, объем звукоряда; взаимодействие поэтического и музыкального текстов, описание средств художественной выразительности). Поэтический и музыкальный анализ песнопений представляется в виде связного, литературно оформленного текста.

Объем письменной программы – не более 7 страниц, включая титульную страницу (14 кегль, интервал 1,5). На титульной странице должны быть приведены сведения об абитуриенте и, в случае дистанционного проведения вступительного испытания, ссылки на видеозаписи исполненных им двух образцов древнерусского певческого искусства (см. пункт 1).

3) Принять участие в устном собеседовании:

- ответить на вопросы по представленным абитуриентом двум образцам древнерусского певческого искусства, в том числе об исполнительской интерпретации песнопения: стилистическое соответствие текста и исполнения, звуковедение, артикуляционные особенности, фразировка, темп, динамика;

- ответить на вопросы по расшифровке устного образца древнерусской монодии, выполненной абитуриентом в процессе письменной части вступительного испытания по специальности;

- ответить на вопросы по истории русского церковного пения (список основной литературы, изданий одноголосных роспевов и духовных стихов прилагается).

Рекомендуемая литература по специальности:

  1. Анализ вокальных произведений: учебное пособие / отв. ред. О. П. Коловский. Л., 1988.
  2. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Л., 1971.
  3. Бершадская Т. С. Теория музыки. Учебник для музыкальных училищ и старших классов специальных музыкальных школ. СПб., 2004.
  4. Бражников М. В. Русская певческая палеография. СПб., 2002.
  5. Бражников М. В. Статьи о древнерусской музыке. Л., 1973.
  6. Владышевская Т. Ф. Музыкальная культура Древней Руси. М., 2006.
  7. Гарднер И. А. Богослужебное пение русской православной церкви. Сущность. Система. История. Сергиев Посад, 1998.
  8. Головатенко В., прот. Что мы слышим в храме, или Азбука церковного пения для прихожан. М., 2018.
  9. Егорова М. С., Кручинина А. Н. Древнерусская гимнография и знаменный роспев как каноническое искусство. СПб., 2016.
  10. Келдыш Ю. В. История русской музыки. М., 1983. Т. 1.
  11. Металлов В. М., протоиерей. Очерк истории православного церковного пения в России. М., 1915. – Репринт: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995.
  12. Парфентьев Н. П. Древнерусское певческое искусство в духовной культуре Российского государства XVI – XVII вв.: Школы. Центры. Мастера. Свердловск, 1991.
  13. Пожидаева Г. А. Духовная музыка славянского Средневековья: Русь, Болгария, Сербия IX–XVII века. М.: «Композитор», СПб.: «Нестор-История», 2017.
  14. Серегина Н.С. Интонация как ценность: протосмыслы. Древняя Русь. СПб., 2017. 
  15. Скребков С. С. Русская хоровая музыка XVII – начала XVIII века. М., 1969.
  16. Успенский Н. Д. Древнерусское певческое искусство. Изд. 2-е. М., 1975.

Издания одноголосных распевов:

1. Всенощное бдение знаменного распева / сост. Б. П. Кутузов.  Новосибирск, 2002.

2. Демественный распев XVI – XVIII веков / перевод крюкового письма и вступит. ст. Г. Пожидаевой. М., 1999.

3.Древнерусские чины в нотированных рукописях XII-XIX веков: Умовение ног. Панихида. Заздравная чаша / сост. Е. В. Плетнёва, Т. В. Швец. СПб., 2015. Изд. 2-е, исправл. и доп. 

4. Кручинина А. Н., Егорова М. С., Швец Т. В. Служба на перенесение мощей преподобного Сергия Радонежского. Исследование, текст и роспев. М.; СПб., 2014.

5. Литургия знаменного распева / сост. Е. Ю. Нечипоренко. Новосибирск, 2004.

6. Монастырские напевы XVI – XVII веков: Традиции церковного пения. Вып. 2 / перевод крюкового письма Г. Пожидаевой. М., 2002.

7. Мосягина Н. В. Молебный канон ко Пресвятой Богородице «греческого напеву». СПб., 2018.

8. Новые памятники знаменного распева / сост. М. В. Бражников.  Л., 1967.

9. От монодии к многоголосию. Из репертуара Ансамбля древнерусской музыки «Знамение»: Хрестоматия / сост. коммент. Т. В. Швец. СПб., 2018.

10. Памятники знаменного распева: вып. 2. / сост. М. В. Бражников.  Л., 1974.

11. Парфентьев Н. П., Парфентьева Н. В. Усольская (Строгановская) школа в русской музыке XVI – XVII веков. Челябинск, 1993. С. 311-340.

12. Пожидаева Г А. Певческие традиции Древней Руси : очерки теории и стиля. Москва, 2007.  C. 469 – 665.

13. Покров Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии (песнопения знаменного роспева) / cост. Е. Ю. Нечипоренко. Новосибирск, 2005.

14. Пособие для абитуриентов по направлению подготовки Музыкознание и музыкально-прикладное искусство, профиль: древнерусское певческое искусство / авт.-сост.: Н. В. Мосягина, Е. В. Плетнёва, Т. В. Швец. СПб., 2019. Издание 3-е, исправленное и дополненное.

15. Серегина Н. С. Песнопения русским святым. По материалам рукописной певческой книги XI – XIX веков «Стихирарь месячный». СПб., 1994. С. 243 – 286.

16. Успенский Н. Д. Древнерусское певческое искусство. Изд. 2. М., 1971.

17. Успенский Н. Д. Образцы древнерусского певческого искусства. Л., 1968.

18. Федор Крестьянин. Стихиры / Публикация, расшифровка и исследование М. В. Бражникова // Памятники русского музыкального искусства. М., 1974. Вып. 3.

Издания духовных стихов:

1. Голубиная книга. Русские народные духовные стихи XI–XIX вв. / сост. Л. Ф. Солощенко, Ю. С. Прокошина. М., 1991.

  1. Кому повем печаль мою: Духовные стихи Верхокамья. Исследования и публикации / под ред. И. В. Поздеевой. М., 2007.
  2. Мурашова Н. С. Духовные стихи Алтая. Новосибирск, 2005.
  3. Римский-Корсаков Н. А. Сто русских народных песен. М., 1977.
  4. Серегина Н. С. Ранняя русская лирика. Репертуарный справочник музыкально-поэтических текстов XV–XVII веков. Л. ,1988. 
  5. Смоленский музыкально-этнографический сборник Похоронный обряд. Плачи и поминальные стихи. В 2-х томах. М., 2003. Т.2.
  6. Стихи духовные. / Сост. Ф. М. Селиванов. М., 1991.
  7. Терентьева П. Пустыни красная. Русские духовные стихи письменной традиции XV–XX веков с распевами по знамени и на линейной ноте. СПб., 2010.
  8. Федотов Г. П. Стихи духовные (Русская народная вера по духовным стихам). М., 1991.

Интернет – ресурсы

http://www.pravenc.ru/

http://nativitas.ru/index-hymnologicus

http://dyak-oko.mrezha.ru/

http://znamen.ru/

http://www.canto.ru/

http://www.seminaria.ru

http://www.kliros.org

http://www.drevglas

http://orthodoxia.org/music/

http://stsl.ru/

http://nlr.ru/manuscripts

http://library.conservatory.ru/fulltext/Pletneva/979-9003161-4-1.pdf

 

2. Коллоквиум: древнерусское певческое искусство

Вступительное испытание проводится либо очно (в аудитории консерватории), либо в форме онлайн-конференции (в этом случае ссылка на видеозапись исполненного абитуриентом произведения высылается в приемную комиссию в период подачи документов)

Собеседование выявляет общегуманитарный уровень поступающего, его профессиональные способности, эстетические взгляды, эрудицию в области музыкального искусства и избранной специальности, степень осведомленности в вопросах современной музыкальной жизни.

Поступающему необходимо:

  1. Исполнить на фортепиано одно из произведений (на выбор — отдельную часть сонаты, вариации, полифоническое произведение или пьесу русского или зарубежного композитора). В случае, если вступительное испытание проводится дистанционно, абитуриент должен представить в период подачи документов ссылку на видеозапись исполнения им произведения на фортепиано. Ссылка указывается в оформленной письменно программе, которая содержит сведения об абитуриенте, указание автора и полное название исполняемого произведения. Технические требования: видеозапись должна представлять собой один видеофайл; ракурс съемки во время исполнения, а также метаданные не должны изменяться; рекомендованная дистанция от камеры до исполнителя 3–6 метров.
  2. Пройти собеседование по следующим темам:

а) отечественная история;

б) отечественная художественная культура (зодчество, иконопись, живопись и др.);

в) сохранение и развитие древнерусской церковно-певческой традиции в современной музыкальной культуре России;

г) духовная музыка в современной музыкальной культуре России (композиторское творчество, исполнительство, образование);

  1. Ответить на вопросы о наиболее значительных явлениях отечественного и зарубежного музыкального искусства (в объеме курса музыкальной литературы для организаций среднего профессионального образования);

 Примерные вопросы и задания к собеседованию:

Почему Вы решили поступать на данную специальность?

Знаете ли Вы историю нашего Вуза или Вашего учебного заведения?

Каковы Ваши представления о будущей профессии?

Расскажите о наиболее важных исторических событиях, произошедших в России в X - XVII веках?

Какими Интернет-ресурсами, отражающими круг Ваших художественных интересов, Вы пользуетесь постоянно?

Какие музеи Вы посещали/посещаете?

Какие концерты духовной хоровой музыки Вы посещали? Поделитесь Вашими впечатлениями об услышанных произведениях.

С какими аудио/видеозаписями древнерусского певческого искусства Вы знакомы?

Какие фестивали духовной музыки Вы посещали или следили за фестивальными музыкальными событиями в сети Интернет?

Какие Вы знаете ведущие современные музыкальные коллективы, специализирующие на исполнении русской средневековой духовной музыки?

Сформулируйте принципы аутентичного исполнительства в области древнерусского певческого искусства (состав коллектива, вокальная манера, нотный материал).

Поделитесь Вашими впечатлениями о каком-либо просмотренном спектакле (драма, опера, балет и др.).

Сравните известное Вам литературное произведение с его музыкальной интерпретацией (например, драму А. С. Пушкина «Борис Годунов» и одноименную оперу М. П. Мусоргского; поэзию С. Есенина и «Поэму памяти Сергея Есенина» Г. В. Свиридова; трагедию У. Шекспира «Ромео и Джульетта» и одноименный балет С. С. Прокофьева).

Какие русские и зарубежные композиторы обращались в своем творчестве к жанрам духовной музыки? Назовите известные Вам музыкальные произведения, написанные на библейские сюжеты и гимнографические тексты.

Прочитайте предложенные Вам поэтические тексты (например, 14-й псалом и переложение этого псалма М. В. Ломоносова). Определите содержание псалма, сравните церковно-славянский текст и авторское переложение. Назовите авторов, чьи переложения Псалтири Вы знаете.

Определите стиль, содержание, сюжет, средства художественной выразительности, приблизительно время создания предложенной Вам репродукции художественного произведения (картина, икона, лубок, гравюра и др.).

 

Примерный список музыкальных произведений для собеседования:

Русская классическая опера

А. П. Бородин «Князь Игорь».

М. И. Глинка «Руслан и Людмила», «Жизнь за царя».

М. П. Мусоргский «Борис Годунов», «Хованщина».

Н. А. Римский-Корсаков «Царская невеста», «Садко», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Сказка о царе Салтане».

П. И. Чайковский «Пиковая дама», «Евгений Онегин».

Кантатно-ораториальный жанр:

С. В. Рахманинов «Колокола».

С. И. Танеев «Иоанн Дамаскин».

С. С. Прокофьев «Александр Невский».

С. С. Прокофьев «Иван Грозный».

Г. В. Свиридов «Курские песни», «Поэма памяти Сергея Есенина», «Патетическая оратория».

В. А. Гаврилин «Перезвоны».

Литургическая музыка русских композиторов

Хоровые концерты М. Березовского и Д. Бортнянского.

П. И. Чайковский «Литургия св. Иоанна Златоуста».

С. В. Рахманинов «Всенощное бдение».

Обработки древнерусских распевов в хоровом творчестве русских композиторов  IX-XX вв.

Г. В. Свиридов «Песнопения и молитвы». 

3. Музыкально-теоретическая подготовка: древнерусское певческое искусство

Вступительное испытание проходит устно — либо в аудитории консерватории, либо в форме онлайн-конференции (в этом случае необходимые нотные материалы выводятся на экран экзаменаторами).

Абитуриенту необходимо:

1) Выполнить устный диктант: спеть сольфеджио небольшой мелодический фрагмент (4-8 тактов), запомнив его после двух прослушиваний.

2) Определить на слух: а) тональность по данному тону "ля", по сопоставлению тональностей, представленных тоническими трезвучиями; б) интервалы простые и составные (в пределах двух октав), в мелодической и гармонической форме; в) аккорды в элементарном виде или в классическом четырёхголосии, без предварительной тональной настройки и в тональности (в последовательности): трезвучия всех видов с обращениями, малый мажорный, малый минорный, полууменьшенный (малый уменьшенный), уменьшенный септаккорды с обращениями, нонаккорды, аккорд целотоновой симметричной структуры — увеличенный терцквартаккорд, в качестве диатонических и альтерированных аккордов субдоминантовой и доминантовой групп; назвать звуковой состав по вертикали.

3) Спеть: а) «цепочку» звуков, образующих мелодические интервалы и аккорды в восходящем и нисходящем движении; б) с листа (сольфеджируя или с текстом) одноголосный пример.

4) Ответить на теоретические вопросы по курсу гармонии.

5) Проанализировать с листа произведение малой формы или структурно законченный фрагмент произведения крупной формы.