Сочинения для арфы Альберта Цабеля: о месте композиции в творчестве виртуоза-исполнителя

Научная статья

doi: https://doi.org/10.26156/operamus.2025.17.1.002

Сочинения для арфы Альберта Цабеля:
о месте композиции в творчестве виртуоза-исполнителя

Скачать pdf  .

Автор

Марина Михайловна Подгузова

Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, Москва, Россия
marina.podguzova@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-8397-477X

Аннотация

В статье рассматривается композиторское творчество выдающегося арфиста, стоявшего у истоков становления отечественной традиции игры на инструменте, Альберта Цабеля (1834–1910). Концертирующий виртуоз, солист оркестра Мариинского театра, первый профессор по классу арфы в России, он создавал произведения для своего инструмента. До настоящего времени личности Цабеля были посвящены лишь небольшие очерки в работах панорамного характера. Наследие арфиста ранее вовсе не изучалось. В публикации впервые рассмотрены миниатюры, созданные виртуозом, сделан вывод об их связи с направлением романтизма. Проанализирован первый в России Концерт для арфы с оркестром c-moll ор. 35, ставший заключительным «аккордом» в композиторском творчестве Цабеля. Исполнитель, не имевший себе равных на российской земле в техническом мастерстве, оставил сочинение, и в наши дни доступное лишь профессионалам. Концерт объединил в себе стилевые черты классицизма и романтизма и, кроме того, воплотил укоренившиеся в Европе XIX столетия каноны в создании сочинений для арфы. Виртуозность, фактурное разнообразие, тембровая выразительность и, вместе с тем, отсутствие содержательного художественного начала дают основания причислить произведение к музыке второго плана. Опус удостоился весьма неоднозначной рецензии Ц. А. Кюи, однако, созданный выдающимся исполнителем с великолепным знанием инструмента, Концерт и сегодня востребован арфистами во всем мире. В результате исследования делается вывод о том, что композиторское творчество Цабеля было подчинено более значительному исполнительскому таланту музыканта.

Ключевые слова: Альберт Цабель, композитор-арфист, концерт для арфы, арфа, виртуозный стиль

Для цитирования: Подгузова М. М. Сочинения для арфы Альберта Цабеля: о месте композиции в творчестве виртуоза-исполнителя // Opera musicologica. 2025. Т. 17. № 1. С. 28–43. https://doi.org/10.26156/operamus.2025.17.1.002

Статья поступила в редакцию: 04.12.2024; одобрена после рецензирования: 24.12.2024; принята к публикации: 14.01.2025; опубликована: 25.03.2025.

Список источников

[1] Вебер 1935 — Вебер К. М. Жизнь музыканта (главы из неоконченного романа) // Советская музыка. 1935. № 7 (25). С. 3–15.

[2] Кюи 1957 — Кюи Ц. А. Избранные статьи об исполнителях / сост., ред., вступ. статья и примеч. И. Л. Гусина. Москва: Государственное музыкальное издатель-
ство, 1957. 276 с.

[3] Покровская 1994 — Покровская H. H. История исполнительства на арфе. Новосибирск: Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки,
1994. 352 с.

[4] Соллертинский 1962 — Соллертинский И. И. Романтизм, его общая и музыкальная эстетика. Москва: Музгиз, 1962. 48 с.

[5] Тугай 2007 — Тугай А. Д. Арфа в России. Санкт-Петербург: Сударыня, 2007. 152 с.

Original article

Works for harp by Albert Zabel:
on the place of composition in the work of a virtuoso performer

Author

Marina M. Podguzova

Tchaikovsky Moscow State Conservatory, Moscow, Russia
marina.podguzova@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-8397-477X

Abstract 

The article examines the compositional work of the outstanding harpist, who stood at the origins of the formation of the national tradition of playing the instrument, Albert Zabel (1834–1910). The musician, who was a concert virtuoso, soloist of the Mariinsky Theatre orchestra, the first professor of harp in Russia, created works for his instrument. Until now, only small essays in panoramic works have been devoted to Zabel’s personality. The harpist's heritage has not been studied at all before. The publication examines for the first time the miniatures created by the virtuoso and draws a conclusion about their romantic nature. The first Russian Concerto for harp and orchestra in C minor, Op. 35, which became the final chord in Zabel’s compositional work. The performer, who had no equal in technical skill on Russian land, left a composition that today is accessible only to professionals. The concert combined the features of classicism and romanticism and, in addition, became a product of the canons that had taken root in 19th-century Europe in the creation of works for the harp. Virtuosity, textural diversity, timbre expressiveness and, at the same time, the absence of a meaningful artistic principle classify the work as background music. The opus received a very mixed review from César A. Cui, but created by an outstanding performer with excellent knowledge of the instrument, it is in demand by modern harpists around the world. As a result of the study, it was concluded that Zabel’s composing work was subordinated to the more significant performing talent of the musician.

Keywords: Albert Zabel, composer-harpist, harp concerto, harp, virtuoso style

For citation: Podguzova, Marina M. Works for Harp by Albert Zabel: On the Place of Composition in the Work of a Virtuoso Performer. Opera musicologica. 2025. Vol. 17, no. 1. Р. 28–43. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/operamus.2025.17.1.002

References

[1] Weber, Carl Maria von (1935). “Zhizn’ muzykanta (glavy iz neokonchennogo romana)” [“The life of a musician (chapters from an unfinished novel)”]. In Sovetskaya muzyka [Soviet music]. 1935, no. 7 (25), pp. 3–15 (in Russian).

[2] Cui, César А. (1957). Izbrannye stat’i ob ispolnitelyakh [Selected articles about performers], сompilation, editing, introductory article, article and notes by Israel L. Gusin,
Moscow: Gosudarstvennoe muzykal’noe izdatel’stvo, 276 р. (in Russian).

[3] Pokrovskaya, Nadezhda N. (1994). Istoriya ispolnitel’stva na arfe [History of harp performance]. Novosibirsk: Novosibirskaya gosudarstvennaya konservatoriya imeni
M. I. Glinki, 352 p. (in Russian).

[4] Sollertinsky, Ivan I. (1962). Romantizm, ego obshchaya i muzykal’naya estetika [Romanticism, its general and musical aesthetics]. Moscow: Muzgiz, 48 p. (in Russian).

[5] Tugay, Ariadna D. (2007). Arfa v Rossii [Harp in Russia]. St. Petersburg: Sudarynya, 152 р. (in Russian).