Научная статья
doi: https://doi.org/10.26156/operamus.2025.17.1.006
«Гусли Глинки»: из истории изучения музейного предмета
Автор
Владимир Васильевич Кошелев
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург, Россия
vv-koshelev@yandex.ru, https://orcid.org/0009-0003-3795-5062
Аннотация
Псалтиревидные гусли «Шереметевского дворца — Музея музыки» снабжены текстом от 3 февраля 1907 г. о том, что они адресованы М. И. Глинке. М. Ф. Леонова и М. Г. Кондратьев без непосредственного обращения к этим гуслям пришли к выводам: а) изначально инструмент был чувашским «кёсле» работы П. Е. Волкова; б) в 1902 г. мастер экспонировал его на «Всероссийской выставке <…>» в Санкт-Петербурге; в) тогда же Н. Ф. Финдейзен приобрел кёсле для музея Санкт-Петербургской консерватории; г) было решено: богато инкрустировав кёсле, «превратить» его в русские гусли и 3 февраля 1907 г. почтить ими 50-летие со дня смерти М. И. Глинки; д) гусли музея есть инкрустированный кёсле работы П. Е. Волкова. Если бы исследователи осуществили сравнительное изучение музейных гуслей и сохранившегося кёсле работы П. Е. Волкова, то убедились бы, что инструменты не имели никакого отношения друг к другу. Автор статьи доказывает обратное: кёсле 1902 г. и музейные гусли существовали и продолжают существовать параллельно.
Ключевые слова: Михаил Иванович Глинка, музей, гусли псалтиревидные, кёсле, П. Е. Волков, И. М. Норман, Н. Ф. Финдейзен
Благодарности: Автор статьи благодарит заведующую КР РИИИ Галину Викторовну Копытову, научного консультанта Центра европейских исследований МАЭ РАН им. Петра Великого (Кунсткамера РАН) Людмилу Сергеевну Лаврентьеву, вед. н. сотрудника Центра европейских исследований МАЭ РАН им. Петра Великого (Кунсткамера РАН) Антона Кирилловича Салмина, млад. н. сотрудника Музея Зеленограда Марию Иосифовну Фролову за помощь в работе с источниками.
Для цитирования: Кошелев В. В. «Гусли Глинки»: из истории изучения музейного предмета // Opera musicologica. 2025. Т. 17. № 1. С. 96–128. https://doi.org/10.26156/operamus.2025.17.1.006
Статья поступила в редакцию: 09.01.2025; одобрена после рецензирования: 31.01.2024; принята к публикации: 03.02.2025; опубликована: 25.03.2025
Список источников
[1] Благодатов 1964 — Благодатов Г. И. Постоянная выставка музыкальных инструментов. Путеводитель / под ред. К. A. Верткова. Ленинград: [б. и.], 1964. 128 с.
[2] Благодатов 1972 a — Благодатов Г. И. Постоянная выставка музыкальных инструментов. Путеводитель / под ред. К. A. Верткова. Ленинград: без изд-ва, 1972. 71 с.
3] Благодатов 1972б — Благодатов Г. И. Каталог собрания музыкальных инструментов / под ред. К. А. Верткова. Ленинград: Музыка. Ленинградское отделение, 1972. 127 с.
[4] Выставка 1907 — Выставка Первая всероссийская выставка музыкальных инструментов, их принадлежностей и производства «Музыкальный мир». Санкт-Петербург: Типография Главного Управления Уделов, 1906–1907. 34 с.
[5] Кондратьев 2023 а — Кондратьев М. Г. Мастер Павел Волков в истории псалтиревидных гуслей // Сохранение национальных традиций в народно-инструментальном искусстве: проблемы и перспективы: Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 26 марта 2023 г.). Москва: Пробел — 2000, 2023. 212 с.
[6] Кондратьев 2023б — Кондратьев М. Г. Чувашский кěсле в истории псалтиревидных гуслей России // Вестник музыкальной науки. 2023. Том 11, №4. С. 97–104.
[7] Копытова 2009 — Копытова Г. В. К истории музеев Глинки и Рубинштейна в Петербургской консерватории // Opera musicologica. 2009. №1 (1). С. 101–118.
[8] Кошелев 2014 — Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства. Коллекция музыкальных инструментов. Научный каталог / авт.-сост. В. В. Кошелев. Том I. Хордофоны щипковые: Струнные щипковые музыкальные инструменты. Санкт-Петербург: СПбГМТиМИ, 2014. 312 с.
[9] Лаврентьева, Салмин 2008 — Лаврентьева Л. С., Салмин А. К. Коллекции МАЭ РАН: Чуваши (опыт каталога) // Сборник Музея антропологии и этнографии. Вып. LIV. Санкт-Петербург: Наука, 2008. 214 с.
[10] Леонова 2001 — Леонова М. Ф. Знаменитые гусли // Музыкальная жизнь. 2001. №2. С. 35–37.
[11] Писняк 2008 — Писняк Г. Н. «Могучая кучка» народной инструментальной музыки. Ч. 1: В. В. Андреев. Очерк музыкально-педагогической и концертно-просветительской деятельности. Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2008. 234 с.
[12] Указатель 1902 — Указатель Всероссийской кустарно-промышленной выставки, состоящей под Августейшим покровительством Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Феодоровны. Санкт-Петербург: В. С. Балашов и К., 1902. 431, XII с.
[13] Финдейзен 2010 — Финдейзен Н. Ф. Дневники. 1902–1909 / Вступительная статья, расшифровка рукописи, исследование, комментирование, подготовка к публикации М. Л. Космовской. Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 2010. 392 с.
Original article
“Glinka’s Gusli”: From the History of the Study of a Museum Object
Author
Vladimir V. Koshelev
Saint Petersburg State Museum of Theatrical and Musical Art, Saint Petersburg, Russia
vv-koshelev@yandex.ru, https://orcid.org/0009-0003-3795-5062
Abstract
The psalter-shaped Gusli of the Sheremetev Palace — Museum of Music are addressed February 3, 1907 to Mikhail I. Glinka. Marina F. Leonova and Mikhail G. Kondratiev came to the conclusions by absentee appeal to these Gusli: a) initially the instrument was a Chuvash “Kěsle” made by Pavel E. Volkov; b) in 1902, the maker exhibited it at the “All-Russian Handicraft Industry Exhibition” in St. Petersburg; c) at the same time, Nikolai F. Findeisen acquired a Kěsle for the Museum of the St. Petersburg Conservatory; d) it was decided, having richly inlaid the Kěsle, to “turn” it into Russian Gusli and on February 3, 1907, to honor with them the 50th anniversary of the death of M. I. Glinka; e) The Gusli of the Museum has an inlaid P. E. Volkov’s Kěsle. If Marina Leonova and Mikhail Kondratiev had resorted to face-to-face acquaintance with Museum’s Gusli, searching for other preserved copies of Pavel Volkov’s work, they would have been convinced that the instruments had no relation to each other. The author of this article proves that the Kěsle of 1902 and the Museum’s Gusli existed and continue to exist in parallel.
Keywords: Mikhail I. Glinka, museum, psalter-shaped gusli, kěsle, Pavel E. Volkov, Ivan (Johann) M. Norman, Nikolay F. Findeyzen
Acknowledgments: The author of the article would like to express gratitude to the head of the Сabinet of manuscripts of the Russian Institute of Art History Galina V. Kopytova, to scientific consultant of the Center for European Studies of the MAE RAS named after Peter the Great (Kunstkamera of the Russian Academy of Sciences) Lyudmila S. Lavrentieva, to the leading researcher at the Center for European Studies of the MAE RAS Center for European Studies named after Peter the Great (Kunstkamera of the Russian Academy of Sciences) Anton K. Salmin, to the junior researcher of the “Zelenograd Museum” Maria I. Frolova for their help in working with sources.
For citation: Koshelev, Vladimir V. “Glinka’s Gusli”: From the History of the Study of a Museum Object. Opera musicologica. 2025. Vol. 17, no. 1. Р. 96–128. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/operamus.2025.17.1.006
The article was submitted: 09.01.2025; approved after reviewing: 31.01.2024; accepted for publication: 03.02.2025; published: 25.03.2025.
References
[1] Blagodatov, Georgy I. (1964). Postoyannaya vystavka muzykal’nykh instrumentov. Putevoditel’ [Permanent exhibition of musical instruments. Guidebook], Edited by Konstantin A. Vertkov. Leningrad: [s. l.], 128 p. (in Russian).
[2] Blagodatov, Georgy I. (1972a). Postoyannaya vystavka muzykal’nykh instrumentov. Putevoditel’ [Permanent exhibition of musical instruments. Guidebook], Edited by Konstantin A. Vertkov. Leningrad: [s. l.], 71 p. (in Russian).
[3] Blagodatov, Georgy I. (1972b). Katalog sobraniya muzikal’nykh instrumentov [Catalog of the collection of musical instruments], Edited by Konstantin A. Vertkov. Leningrad: Muzyka. Leningradskoe otdelenie, 127 p. (in Russian).
[4] Vystavka (1907). Pervaya vserossiiskaya vystavka muzikal’nykh instrumentov, ikh prinadlezhnostei i proizvodstva “Muzykal’ny mir” [The first All-Russian exhibition of musical instruments, their accessories and production “Musical World”]. St. Petersburg: Tipografiya Glavnogo Upravleniya Udelov, 34 p. (in Russian).
[5] Kondratiev, Mikhail G. (2023a). “Master Pavel Volkov v istorii psaltirevidnykh gusley” [“Master Pavel Volkov in the history of psalter-shaped gusli”]. In Sokhranenie nazional’nykh tradiziy v narodno-instrumental’nom iskusstve: problemy i perspektivy [Preservation of national traditions in folk instrumental art: problems and prospects]: Proceedings of the VII All-Russian Scientific and Practical Conference (Moscow, March 26, 2023)]. Moscow: Probel, 212 p. (in Russian).
[6] Kondratiev, Mikhail G. (2023b). “Chuvashsky kмsle v istorii psaltirevidnykh gusley Rossii” [“The Chuvash kмsle in the history of the psalter-like gusli of Russia”]. In Vestnik muzikal’noy nauki [Bulletin of Musical Science] 2023. Vol. 11, no. 4, pp. 97– 104 (in Russian).
[7] Kopytova, Galina V. (2009). “K istorii muzeev Glinki i Rubinshteina v Peterburgskoy konservatorii” [“Towards the History of the Glinka and Rubinstein Museums at the St. Petersburg Conservatory”]. In Opera musicologica. 2009. No. 1 (1), рр. 101–118 (in Russian).
[8] Koshelev, Vladimir V. (2014). Sankt-Peterburgskiy gosudarstvenniy muzey teatral’nogo i muzikal’nogo iskusstva. Kollekziya muzikal’nikh instrumentov. Nauchniy katalog [St. Petersburg State Museum of Theatrical and Musical Art. A collection of musical instruments. Scientific catalog], Author-comp. Vladimir V. Koshelev. Vol. I: Khordo - fony shchipkovye: Strunnye shchipkovye muzikal’nye instrumenty [Plucked chor - dophones: Stringed plucked musical instruments]. St. Petersburg: SPbGMTiMI, 312 p. (in Russian).
[9] Lavrent’eva, Larisa S. & Salmin, Anton S. (2008). “Kollektsii MAE RAN : Chuvashy (opyt kataloga)” [“Collections of the MAE RAN: The Chuvash (catalog experience)”]. In Sbornik Muzeya antropologii i etnografii [Collection of the Museum of Anthropology and Ethnography]. Iss. LIV. St. Petersburg: Nauka, 214 p. (in Russian).
[10] Leonova, Marina F. (2001). “Znamenitye gusli” [“Famous gusli”]. In Muzykal’naya zhizn’ [Musical life]. 2001. No. 2, рр. 35–37 (in Russian).
[11] Pisnyak, Gennady N. (2008). “Moguchaya kuchka” narodnoy instrumental’noy muzyki. Ch. 1. V. V. Andreev. Ocherk muzykal’no-pedagogicheskoy i koncertno-prosvetitel’skoy deyatel’nosty [The "Mighty Bunch" of folk instrumental music. Part 1. V. V. Andreev. An essay on musical, pedagogical, concert and educational activities]. Mogilev: MGU im. A. A. Kuleshova, 234 p. (in Russian).
[12] Ukazatel’ (1902). Ukazatel’ Vserossiyskoy kustarno-promyshlennoy vystavki, sostoyashchey pod Avgusteyshim pokrovitel’stvom Ee Imperatorskogo Velichestva Gosudaryni Imperatritsy Aleksandry Feodorovny [Index of the All-Russian Handicraft and Indust - rial Exhibition, held under the August patronage of Her Imperial Majesty Empress Alexandra Feodorovna]. St. Petersburg: V. S. Balashov i K., 431, XII р. (in Russian).
[13] Findeizen, Nikolay F. (2010). Dnevniki. 1902–1909 [The diaries. 1902–1909], Introductory article, transcription of the manuscript, research, commentary, preparation for publication by Marina L. Kosmovskaya. St. Petersburg: Dmitriy Bulanin, 392 p. (in Russian).