Научная статья
doi: https://doi.org/10.26156/operamus.2025.17.1.003
Песня в сонатном цикле:
медленные части Первой и Второй сонат для фортепиано Р. Шумана
Автор
Анастасия Сергеевна Семова
Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, Москва, Россия
nastiasemova99@yandex.ru, https://orcid.org/0009-0000-1382-9107
Аннотация
Фортепианные сонаты № 1 и № 2 Шумана принадлежат к числу лучших сочинений романтической эпохи. Характерное для последних субъективное начало не могло не отразиться на трактовке композиторами музыкальных форм, сложившихся ранее. В частности, это проявляется во взаимопроникновении двух противоположных принципов — крупной формы и миниатюры. Со всей полнотой свойства миниатюры проявляются в лирических частях сонат, разительно отличающихся от классических Andante. Aria из Сонаты № 1 является фактически фортепианным переложением юношеской песни «К Анне»; Andantino Сонаты № 2 — ранняя песня «Осенью», «доросшая» до формы малого рондо. Разносторонний анализ показывает, что и в фортепианной версии песни сохранили свою природу лирической миниатюры, особенно ощутимую рядом с чисто инструментальными прочими частями сонаты.
Ключевые слова: Роберт Шуман, романтизм, соната, крупная форма, миниатюра, песня
Для цитирования: Семова А. С. Песня в сонатном цикле: медленные части Первой и Второй сонат для фортепиано Р. Шумана // Opera musicologica. 2025. Т. 17. № 1. С. 44–63. https://doi.org/10.26156/operamus.2025.17.1.003
Статья поступила в редакцию: 22.05.2024; одобрена после рецензирования: 22.06.2024; принята к публикации: 14.01.2025; опубликована: 25.03.2025.
Список источников
[1] Житомирский 1964 — Житомирский Д. В. Роберт Шуман: очерк жизни и творчества. Москва: Музыка, 1964. 880 с.
[2] Зенкин 1995 — Зенкин К. В. Фортепианная миниатюра Шопена. Москва: МГК им. П. И. Чайковского, 1995. 150 с.
[3] Кириллина 1996 — Кириллина Л. В. Классический стиль в музыке XVIII — начала XIX веков. Самосознание эпохи и музыкальная практика. Москва: Московская государственная консерватория, 1996. 192 с.
[4] Кириллина 2009 — Кириллина Л. В. Бетховен: жизнь и творчество: [в 3 т.]. Москва: Московская консерватория, 2009. Т. 2. 595 с.
[5] Лосева 2000 — Воспоминания о Роберте Шумане / сост., коммент., предисловие О. В. Лосевой; переводы А. В. Михайлова и О. В. Лосевой. Москва: Композитор, 2000. 556 с.
[6] Меркулов 1985 — Меркулов А. М. Из наблюдений над звуковой символикой // Советская музыка. 1985. № 8 (561). С. 91–96. URL: https://mus.academy/articles/iz-nablyudenii-nad-zvukovoi-simvolikoi (дата обращения: 01.11.2025).
[7] Николаева 1990 — Николаева Н. С. Р. Шуман. Творческий облик композитора. Эстетика и стиль. Фортепианная музыка. Камерные инструментальные ансамбли. Симфонии и увертюры // Музыка Австрии и Германии: [в 2 т.]. Москва: Музыка, 1990. Т. 2. C. 107–304.
[8] Холопов 1986 — Холопов Ю. Н. О понятии «симфонизм» // Б. В. Асафьев и советская музыкальная культура / общ. ред. Ю. В. Келдыша. Москва: Советский композитор, 1986. С. 189–204.
[9] Шуман 1970 — Шуман Р. Письма: [в 2 т.] / пер. с нем., сост., текстол. ред., вступ. ст., коммент., указ. д-ра искусствоведения Д. В. Житомирского. Москва: Музыка, 1970. Т. 1. 719 с.
[10] Шуман 1975 — Шуман Р. О музыке и музыкантах: Собрание статей: [в 2 т.] / сост., текстол. ред., вступ. статья, коммент. и указ. д-ра искусствоведения Д. В. Житомирского; пер. с нем. А. Г. Габричевского и Л. С. Товалевой. Том 1. Москва: Музыка, 1975. 406 с.
[11] Шуман 1978 — Шуман Р. О музыке и музыкантах: Собрание статей: [в 2 т.] / сост., текстол. ред., вступ. статья, коммент. и указ. д-ра искусствоведения Д. В. Житомирского, пер. с нем. А. Г. Габричевского и Л. С. Товалевой. Том 2-А. Москва: Музыка, 1978. 326 с.
[12] Bischoff 2005 — Bischoff B. Klaviersonate Nr. 1 fis-Moll op. 11 // Robert Schumann: Interpretationen seiner Werke / hrsg. von H. Loos. Laaber: Laaber Verlag, 2005. Bd. 1. S. 57–64.
[13] Daverio 1997 — Daverio J. Robert Schumann: Herald of a “New Poetic Age. New York, 1997. 607 p.
[14] Newman 1970 — Newman W. The history of the sonata idea. V. 3: The sonata since Beethoven. Univ. N. Carolina P., 1970. 854 p.
Original article
Song in the Sonata Cycle:
Slow Movements of R. Schumann’s Piano Sonatas No. 1 and No. 2
Author
Anastasiya S. Semova
Tchaikovsky Moscow State Conservatory, Москва, Russia
nastiasemova99@yandex.ru, https://orcid.org/0009-0000-1382-9107
Abstract
Schumann’s Piano Sonatas No. 1 and No. 2 are among the best works of the Romantic era. The subjective principal characteristic of them could not but be reflected in the interpretation by composers of musical forms that had developed earlier. In particular, this is manifested in the interpenetration of two opposing principles — large form and miniature. The properties of miniatures are fully manifested in their lyrical parts, strikingly different from the classical Andante. Aria from Sonata No. 1 is actually a piano arrangement of an early Schumann song To Anna, Andantino from Sonata No. 2 is also an early song In Autumn that has “grown up” to the form of a small rondo. A comprehensive analysis shows that — even in the piano version — the songs have retained their original nature of the lyrical miniature, which was especially noticeable next to the purely instrumental other parts of the Sonata.
Keywords: Robert Schumann, sonata, romanticism, large-scale form, miniature, song
For citation: Semova, Anastasiya S. Song in the Sonata Cycle: Slow Movements of R. Schumann’s Piano Sonatas No. 1 and No. 2. Opera musicologica. 2025. Vol. 17, no. 1. Р. 44–63. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/operamus.2025.17.1.003
The article was submitted: 22.05.2024; approved after reviewing: 22.06.2024; accepted for publication: 14.01.2025; published: 25.03.2025.
References
[1] Zhitomirsky, Daniel V. (1964). Robert Schumann: ocherk zhizni i tvorchestva [Robert Schumann: an essay on life and work]. Moscow: Muzyka, 880 p. (in Russian).
[2] Zenkin, Konstantin V. (1995). Fortepiannaya miniatyura Chopina [Piano miniature by Chopin]. Moscow: Moscow State Conservatory, 150 p. (in Russian).
[3] Kirillina, Larissa V. (1996). Klassicheskiy stil’ v muzyke XVIII — nachala XIX vekov. Samosoznanie epokhi i muzykalnaya praktika [Classical style in music of the 18 th — early 19 th centuries. Self-awareness of the era and musical practice]. Moscow: Moscow State Conservatory, 192 p. (in Russian).
[4] Kirillina, Larissa V. (2009). Beethoven: zhizn i tvorchestvo [Beethoven: life and work]: [in 3 vol.]. Moscow: Moscow State Conservatory. Vol. 2, 595 p. (in Russian).
[5] Loseva, Olga V. (2000). Vospominaniya o Roberte Schumanne [Memoirs of Robert Schumann], compilation, commentary, foreword by Olga V. Loseva. Translations by Aleksander V. Mikhailov and Olga V. Loseva]. Moscow: Kompozitor, 556 р. (in Russian).
[6] Merkulov, Alexandr M. (1985). “Iz nablyudeniy nad zvukovoy simvolikoy” [“From observations of sound symbolism”]. In Sovetskaya muzyka. 1985. No. 8 (561), рр. 91– 96 (in Russian). Available at: https://mus.academy/articles/iz-nablyudenii-nad-zvukovoi-simvolikoi (accessed: 11.01.2025).
[7] Nikolaeva, Nadezhda S. “R. Schumann. Tvorcheskiy oblik kompozitora. Estetika i stil’. Fortepiannaya muzyka. Kamernye instrumentalnye ansambli. Simfonii i uvertyury” [“R. Schumann. The creative image of the composer. Aesthetics and style. Piano music. Chamber instrumental ensembles. Symphonies and overtures”]. In Muzyka Avstrii i Germanii [Music of Austria and Germany]: [in 2 vol.]. Vol. 2. Moscow: Muzyka, рр. 107–304 (in Russian).
[8] Kholopov, Yuri N. “O ponyatii ‘simfonizm’ ” [“About the concept of ‘symphonism’ ”]. In B. V. Asafyev i sovetskaya muzykal’naya kul’tura [Boris Asafyev and Soviet musical culture], general edition by Yuri V. Keldysh. Moscow: Sovetskiy kompozitor, рр. 189–204 (in Russian).
[9] Sсhumann, Robert (1970). Pisma [Letters]: [in 2 vol.], translated from German, compilation, textological edition, introductory article, commentary, index by Doctor of Art History Daniel V. Zhitomirsky]. Moscow: Muzyka. Vol. 1. 719 р. (in Russian).
[10] Schumann, Robert (1975). O muzyke i muzykantakh: Sobranie statey [About music and musicians: Collection of articles]: in 2 vol., compilation, textological edition, introductory article, commentary and index by Doctor of Art History Daniel V. Zhitomirsky, translation from German by Alexander G. Gabrichevsky and Lyudmila S. Tovaleva. Vol. 1. Moscow: Muzyka, 406 p. (in Russian).
[11] Schumann, Robert (1978). O muzyke i muzykantakh: Sobranie statey [About music and musicians: Collection of articles]: in 2 vol., compilation, textological edition, introductory article, commentary and index by Doctor of Art History Daniel V. Zhitomirsky, translation from German by Alexander G. Gabrichevsky and Lyudmila S. Tovaleva. Vol. 2-A. Moscow: Muzyka, 326 р. (in Russian).
[12] Bischoff, Bodo (2005). “Klaviersonate Nr. 1 fis-Moll op. 11”. In Robert Schumann, Interpretationen seiner Werke, hrsg. von Helmut Loos. Laaber: Laaber Verlag, Bd. 1. S. 57–64.
[13] Daverio, John (1997). Robert Schumann: Herald of a “New Poetic Age. New York, 607 р.
[14] Newman, William (1970). The history of the sonata idea. Vol. 3: The sonata since Beethoven. University North Carolina Press, 854 р.